Современная образовательная система делает профессиональную подготовку доступной для каждого. Онлайн формат обучения позволяет просматривать лекции и выполнять практические задания удаленно, находясь в любой точке мира. Такой подход удобен, экономичен, так как нет необходимости строить, содержать или арендовать большие лекционные залы, и практичен, так как привлекает большее количество студентов. Однако у абитуриентов все равно остаются вопросы об организации учебного процесса, поэтому стоит разобраться, что такое дистанционное обучение и какими особенностями оно характеризуется.
Суть дистанционного обучения
Онлайн учеба – особый вид организации образовательного процесса, основанный на интерактивном взаимодействие педагогов с учениками.
Обучение реализуется за счет активного включения автоматизированных систем и цифровых продуктов в систему образования.
Разработчики создают специализированные платформы, содержащие главную страницу с описанием учебного заведения и дополнительные вкладки:
- Доступные программы;
- Личный кабинет учащегося для доступа к занятиям;
- Лекционный материал;
- Учебная литература и банк методических разработок;
- Задания для отработки практических навыков, с необходимостью выполнения в онлайн-формате и загрузке сделанных файлов для проверки;
- Чат-бот с куратором для постоянной технической и информационной поддержки обучающегося;
- Контакты учебного заведения.
В настоящее время дистанционное обучение охватывает различные области:
- Школьную подготовку;
- Полноценное обучение в вузе по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры;
- Курсы повышения квалификации или переквалификации для действующих специалистов.
Учащиеся онлайн проходят итоговую аттестацию наравне с очниками и получают официальный документ, подтверждающий квалификационный уровень: аттестат, диплом, сертификат или удостоверение.
Образовательные программы разрабатываются по ФГОС и включают освоение всех компетенций и навыков.
Особенности обучения дистанционно:
- Использование носителей информации;
- Самостоятельное изучение части теоретического и практического материала;
- Общение с преподавателями во время прямых эфиров и видеоконференций с возможностью задать любые возникающие вопросы;
- Поддержка куратора;
- Освоение учебных модулей в индивидуальном графике;
- Прохождение вступительных испытаний для зачисления в вуз;
- Необходимость наличия персонального компьютера, ноутбука или смартфона с доступом в Интернет;
- Вариант совмещения учебы с другими видами деятельности.
Характерные черты дистанционного обучения:
- Гибкость;
- Модульность;
- Экономичность и практичность;
- Специализированный контроль качества подготовки по аттестациям в формате стандартизированного тестирования;
- Педагог, выполняющий роль наставника, а не надзирателя.
Формы дистанционного образования
Выделяют 3 основных формы обучения в онлайн пространстве:
Синхронное образование дистанционно
Онлайн-уроки по расписанию, реализующиеся с помощью чат-занятий.
Преимущества:
- Полный преподавательский контроль учебного процесса;
- Эффект присутствия;
- Легкость адаптации – форма полностью имитирует классический вариант преподавания.
Недостатки – строгий график обучения, низкая посещаемость.
Асинхронное образование дистанционно
Самостоятельная работа учеников по заранее подобранной учебной литературе в разных форматах.
Преимущества:
- Индивидуальный гибкий график;
- Доступ со смартфона.
Недостатки – отсутствие личной коммуникации и эмоционального контакта с педагогом и другими обучающимися, технические сложности загрузки файлов большого объема.
Смешанная форма обучения
Объединение синхронной и асинхронной формы. Часть занятий требуют присутствия слушателя на видеоуроке, часть материала отводится на самоподготовку.
Преимущества:
- Высокие результаты и эффективность образовательного процесса;
- Вовлеченность студентов.
Недостатки – необходимость серьезной технической подготовки образовательного проекта при помощи профессиональных программистов и разработчиков.
Кому подходит
Дистанционный формат посещения занятий подходит не всем. Учащиеся должны обладать рядом личных качеств и навыков:
- Иметь высокую степень мотивации и нацеленность на результат;
- Быть внимательными, аккуратными и ответственными;
- Уметь выполнять самостоятельный разбор теоретического и практического материала с последующей самопроверкой и редактированием.
Для эффективного освоения информации требуется обеспечить постоянную вовлеченность в учебный процесс, путем организации регулярных занятий.
Как проходит дистанционное обучение
Учащиеся заключают договор с учебным заведением и проходят вступительные испытания при необходимости. После зачисления в группу получают график занятий или доступ к учебным материалам и приступают к учебе. После изучения всех учебных модулей проводится итоговая аттестация. При успешной ее сдаче студенты получают документ об образовании.
Методы дистанционного образования
Онлайн учебе присущи все компоненты очного образовательного процесса:
- Формирование цели занятия;
- Прописывание содержания теоретической и практической части;
- Применение организационных форм;
- Использование средств обучение;
- Внедрение системы оценки уровня усвояемости материала, и контроля эффективности преподавания.
Методы обучения классифицируются по способам организации взаимодействия с преподавателями:
Самообучение
Связь с педагогом минимальна. Учащемуся предоставляется:
- Учебный план;
- Методические рекомендации;
- Учебная литература;
- Ссылки на онлайн-ресурсы;
- Профильные статьи, видеолекции и дополнительные материалы;
- Перечень практических навыков для отработки.
Применяемые технические средства – интерактивные базы данных, электронные издания, образовательные приложения. Ответственность за изучение тем полностью лежит на студенте.
Индивидуализированное преподавание
Формат репетиторства с взаимодействием ученика с учителем «один на один». Для проведения занятий привлекаются:
- Педагоги высшей категории;
- Технические руководители;
- Специалисты с научной степенью.
К данному типу занятий чаще всего прибегают:
- Школьники, для повышения успеваемости по конкретному предмету или подготовки к ГИА;
- Студенты, осуществляющие авторские разработки и практическую проектную деятельность;
- Аспиранты и ординаторы, работающие над диссертацией для получения степени кандидата наук.
Для реализации используются – мессенджеры, звонки преподавателям, общение голосовыми сообщениями и пересыланием файлов, факсы и Skype.
Обучение «один ко многим»
Преподаватель излагает материал для большой целевой аудитории, без обязательного взаимодействия с каждым слушателем.
Метод представляет собой использование электронных лекций и вебинаров, публикуемых на специализированных ресурсах.
Методика «многие ко многим»
Педагог ставит учебную задачу для группы студентов, участвует в разработке общей концепции и плана, управляет дискуссией и контролирует процесс выполнения. Каждый ученик вносит свой вклад. У студентов развиваются лидерские качества, навык тайм-менеджмента, командной проектной работы, делегирование полномочий и организаторские таланты.
По объектам преподавания выделяют 3 основных метода онлайн учебы:
- Проблемного обучения. Студенты занимаются решением сложной и социально-значимой задачи, используя навыки научно-исследовательской деятельности, креативного подхода и авторских разработок.
- Проектной деятельности. Группа занимается реализацией общего проекта. У учащихся развиваются творческие и познавательные способности.
- Исследовательский метод. Для выполнения задания требуется проведение экспериментов и опытов, с анализом и оценкой полученных данных. Метод направлен на тренировку аналитического мышления, выработку навыка составления логических цепочек взаимодействия, презентации выводов и разработки рекомендаций.
Технологии дистанционного обучения
Для предоставления занятий используются различные формы телекоммуникации:
- Чат-занятия. Группа учеников подключается к уроку одновременно и находится на связи с преподавателем в течение объяснения материала и прорешивания практических задач. Ряд образовательных платформ представляют собой полноценные чат-школы, с чат-классами, повторяющими занятия в офлайн формате. Ученики работают по заранее опубликованному расписанию.
- Веб-форумы. Характеризуется асинхронной формой взаимодействия. Педагоги записывают необходимую информацию и выкладывают файл с видеолекций или вебинаром, доступный подключенным пользователям.
- Телеконференция. Организация присутствия слушателей путем использования информационной рассылке по адресам электронной почты. В письме содержится информация о лекторе, теме конференции и ссылка на регистрацию в качестве участника.
- Полноценные образовательные платформы. Специализированные сервисы, объединяющие все возможные варианты взаимодействия в онлайн пространстве. На сайте содержится готовый учебный материал, проводятся прямые эфиры, ведется общение в мессенджере и по переписке с преподавателем. Каждый ученик имеет личный кабинет с функцией:
- Отметки пройденного материала;
- Самопроверки тестированием после изучения конкретной темы;
- Загрузки выполненных практических заданий
- Отображения успеваемости.
Учитель контролирует качество образовательного процесса, корректирует ошибки и указывает на недочеты в освоении учебных блоков.
- Рассылка учебного материала по адресу электронной почты
Упрощенный вариант онлайн учебы, основанный на предоставление учебной литературе в виде архива подобранных по темам книг и методических руководств. Модули изучаются студентом самостоятельно. Прямой связи с педагогами по дисциплинам нет, взаимодействие организовано через куратора по переписке, для получения документа об обучении сдается итоговое тестирование по ссылке.
Перечень специализированных сервисов, задействованных в образовании:
- Мессенджеры – WhatsApp, Viber, Telegram;
- Социальные сети для переписки и видеозвонков – ОК (Одноклассники), VK (Вконтакте);
- Интерактивные официальные сайты;
- ПО – Microsoft Office, WPS Office (для смартфонов).
Преимущества и недостатки дистанционного обучения
Плюсы учебы онлайн
- Массовость и доступность профильной подготовки;
- Вариант обучения для каждого вне зависимости от социального статуса и региона проживания;
- Свободное совмещение с другими видами деятельности;
- Мобильность образовательного процесса;
- Параллельное освоение цифровых технологий и программ;
- Развитие дисциплинированности и ответственности.
Недостатки:
- Отсутствие социальной адаптации в коллективе сверстников;
- Нагрузки, связанные с самостоятельным обучением.
Дистанционный формат – прорыв в образовательной системе и перспектива развития профильной и профессиональной подготовки в будущем. Учеба онлайн помогает развить многозадачность, умение планировать собственный график, изучать инновационные технологии и сервисы, получать востребованную специальность из любой точки мира.