Качество высшего образования зависит от квалификации преподавателей в вузах. Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 №1н и Постановление Правительства РФ от 20.10.2023 №1746 устанавливают единый список требований к профессорско-преподавательскому составу. Расскажем, люди каких профессий работают в университете, и выясним, что нужно, чтобы преподавать.
Профессора и доценты
Профессор — это учёное звание и должность в университете. Профессора относятся к высшему преподавательскому составу. Они помогают организовывать образовательный процесс и проводят занятия в соответствии с профилем своей научной работы.
Чем занимается профессор:
- Планирует и организует учебно-методический процесс.
- Выполняет академическую работу по профилю кафедры.
- Проводит все категории учебных занятий, принимает зачёты и экзамены.
- Руководит курсовыми и дипломными проектами.
- Управляет научно-исследовательской деятельностью.
- Участвует в семинарах и конференциях, включая мероприятия международного уровня.
- Разрабатывает учебники, методические пособия и другие виды обучающих материалов.
- Создаёт условия для роста профессиональной компетентности студентов.
- Участвует в повышении квалификации преподавателей, подготовке доцентов и аспирантов.
Доцент — это учёное звание или должность преподавателя в институте. В иерархии он находится ниже профессора, но со временем может претендовать на эту роль. Доценты являются старшими научным сотрудниками. Они помогают профессорам организовывать учебный процесс и отвечают за практические аспекты работы кафедры.
Чем занимается доцент:
- Планирует и организует учебно-методическую работу.
- Проводит научные исследования по профилю кафедры.
- Проводит учебные занятия, принимает зачёты и экзамены.
- Контролирует качество работы младшего преподавательского состава.
- Создаёт условия для развития компетенций студентов.
- Участвует в научно-методической работе кафедры.
- Контролирует самостоятельную работу студентов.
- Участвует в организации семинаров и конференций.
- Разрабатывает учебники и учебно-методические пособия.
- Развивает материально-техническое обеспечение кафедры.
- Отвечает за соблюдение правил охраны труда и пожарной безопасности на кафедре.
Статьзаведующим кафедрой может сотрудник с опытом научно-педагогической работы не менее 5 лет. В качестве альтернативы принимается опыт работы по специальности, которая совпадает с профилем кафедры. Заведующий должен иметь учёную степень или учёное звание.
Статьдеканом факультета имеет право сотрудник со стажем научно-педагогической или научной работы не менее 5 лет. У декана в высшем учебном заведении должна быть учёная степень или звание.
Какие требования к образованию и научной деятельности
Чтобы занять должность профессора, необходимо получить соответствующее учёное звание или преподавать в качестве доктора наук от 5 лет. Профессора занимаются научно-исследовательской работой по профилю кафедры и смежным направлениям.
По новому закону требования к соискателям звания таковы:
- Стаж научно-исследовательской деятельности — не менее 10 лет.
- Преподавание в статусе доцента — не менее 3 лет.
- Непрерывный стаж педагогической деятельности — не менее 2 лет (минимум на четверть ставки).
- Работа в качестве научного руководителя не менее 3 кандидатских диссертаций, которые успешно прошли защиту (тематика как минимум одной диссертации должна совпадать со специальностью соискателя).
- Публикация не менее 50 научных трудов в изданиях из списка ВАК, включая написанные в соавторстве работы.
- Публикация не менее 5 научных трудов в изданиях ВАК за прошедшие 5 лет.
- Написание не менее 1 учебника в качестве автора или 3 учебников в соавторстве за прошедшие 10 лет.
- Степень доктора наук.
Чтобы занять должность доцента, нужно получить одноимённое учёное звание или не менее 3 лет преподавать в высшем учебном заведении в статусе кандидата или доктора наук. Доцент должен заниматься научно-исследовательской работой, проводить занятия и активно участвовать в жизни кафедры.
Требования к соискателям звания доцента:
- Опыт научно-исследовательской деятельности — не менее 5 лет.
- Стаж научной и педагогической работы — не менее 3 лет, из них не менее 2 лет непрерывного преподавания в вузе (минимум на четверть ставки).
- Публикация не менее 20 научных и учебных трудов, написанных лично или в соавторстве, в изданиях из списка ВАК.
- Публикация не менее 3 научных трудов и 2 учебных изданий за прошедшие 3 года. В зачёт идут только публикации по научной специальности.
- Учёная степень кандидата или доктора наук.
Нужен ли опыт работы
Сотрудник с учёным званием профессора может занять одноимённую должность вне зависимости от стажа. Преподавателям с учёной степенью доктора наук она доступна после 5 лет педагогического стажа.
Чтобы занять должность доцента, можно получить соответствующее учёное звание. В этом случае опыт не важен. Работать в качестве доцентов могут действующие кандидаты или доктора наук. Они имеют право претендовать на должность после 3 лет педагогического стажа в вузе.
Нужны ли академические звания
Статьпрофессором или доцентом может только сотрудник с глубокими академическими знаниями по профилю кафедры. Профессор обязан получить степень доктора наук, а доцент должен иметь кандидатскую или докторскую степень.
Лекторы и ассистенты
Лекторы и ассистенты в иерархии должностей находятся ниже, чем профессора и доценты. Самую нижнюю ступень занимают ассистенты. Они помогают лекторам готовиться к занятиям и проводят консультации для студентов. Преподаватели организуют лекции и семинары, принимают экзамены и зачёты, контролируют самостоятельную работу учащихся. Старшие преподаватели имеют право писать научно-методические пособия.
Какая роль ассистентов и лекторов в университете
Должностные обязанности ассистентов:
- Помощь в организации учебно-методической деятельности.
- Участие в научно-исследовательской работе кафедры.
- Помощь лекторам в подготовке учебного плана и проведении занятий.
- Проверка домашних заданий и самостоятельной работы студентов.
- Участие в разработке учебно-методических пособий под контролем профессора, доцента или старшего преподавателя.
- Помощь в развитии материально-технической базы кафедры.
- Контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и требований к охране труда.
- Участие в подготовке семинаров, конференций и других мероприятий.
- Воспитательная работа со студентами.
Функции лекторов:
- Организация учебно-методической работы, включая чтение лекций.
- Подготовка и реализация учебных программ.
- Проверка лабораторных и курсовых, приём зачётов и экзаменов.
- Организация самостоятельной работы студентов.
- Участие в научно-исследовательской деятельности кафедры.
- Помощь ассистентам и начинающим преподавателям.
- Участие в разработке учебников и методических пособий.
- Контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и охраны труда.
- Воспитательная работа.
Какие требования к образованию
Устроиться на кафедру ассистентом можно после магистратуры или специалитета, должность недоступна после бакалавриата. Статьассистентом можно без аспирантуры. Для начала карьеры не нужна академическая степень.
Чтобы стать лектором, нужно полное высшее образование: магистратура или специалитет. Многих выпускников интересует, может ли магистр преподавать в универе. Чтобы стать лектором, не нужна академическая степень. Но начать преподавательскую карьеру, скорее всего, придётся с должности ассистента.
Нужен ли опыт работы
Для работы ассистентомбез учёной степени нужен педагогический стаж не менее 1 года. Но если соискатель закончил аспирантуру или ординатуру, он может стать ассистентом без опыта. Учёная степень кандидата наук даёт право занять должность без стажа.
К опыту работы лекторов предъявляются аналогичные требования. Чтобы занять должность без учёной степени, требуется 1 год стажа. Кандидатов наук, выпускников аспирантуры и ординатуры принимают без опыта.
Старшим преподавателем в вузе может стать лектор со стажем от 3 лет. Когда у соискателя есть академическая степень, требуемый стаж преподавания сокращается до года.
Практикующие специалисты из индустрии
Практикующий специалист — это штатный сотрудник вуза, который совмещает преподавание и успешную карьеру по профилю. Он на постоянной основе ведёт курс по своей специальности, это его вторая работа. В отличие от профессоров и доцентов, приглашённый специалист — практик, а не теоретик. Этот преподаватель не занимается академическими трудами, но хорошо знает индустрию. Он даёт студентам актуальные знания и учит навыкам, которые пригодятся при поиске работы по специальности.
Вузы часто привлекают специалистов в рамках производственной практики. Институт заключает с предприятием договор, и студенты активно участвуют в трудовой деятельности, а специалисты из организации проводят занятия.
Значение практического опыта
Практикующий учитель может поделиться со студентами своим уникальным опытом и рассказать, как он построил карьеру. На лекциях и семинарах он обращается к примерам из практики и объясняет, как тема занятия связана с будущей работой. Учебники и методические пособия имеют тенденцию устаревать. Практикующий специалист первым заметит неточности и даст актуальную информацию.
Требования к профессиональной реализации специалистов
Проводить занятия в вузе может специалист с высшим образованием и достижениями в карьере. Например, главный инженер или технолог, руководитель отдела, топ-менеджер или даже директор компании. Приглашённым специалистом в институте может стать человек с дипломом бакалавра по профилю. Чтобы занять эту должность, не нужно звание магистра или академическая степень. Главную роль играют достижения в профессии и понимание индустрии.
Преимущества и недостатки педагогов-практиков
Плюсы | Минусы |
Расширение учебной программы за счёт опыта специалиста Преподавание актуальной информации с учётом новейших технологий, которые используются в индустрии Практическая и психологическая подготовка студентов к началу карьеры Расширение возможностей для практики или стажировки | Практикующие специалисты бывают не знакомы с методами преподавания в вузе Специалист может иногда отсутствовать из-за необходимости решать задачи на рабочем месте Практикующий специалист не может готовить студентов к академической карьере |
Гостевые лекторы и эксперты
Гостевые лекции — это занятия, которые проводят приглашённые эксперты. Университет может пригласить спикера прочитать лекцию или провести цикл занятий. Гостевыми экспертами обычно становятся люди без учёной степени и без педагогического образования. Они не работают в штате вуза, поэтому к их квалификации не предъявляется особых требований. Приглашённому эксперту даже не нужнообразование, если он состоялся в профессии без диплома бакалавра.
В качестве экспертов вузы привлекают знаменитостей, состоявшихся специалистов или успешных бизнесменов. Например, театральный вуз может пригласить популярного актёра, чтобы он провёл мастер-класс по сценической речи и движению.
Какая их роль в учебном процессе
Эксперты делятся со студентами уникальным опытом. Знаменитости могут рассказать, как они поднимались по карьерной лестнице и что помогло им добиться успеха. Гостевые лекции позволяют разнообразить учебный процесс и повысить интерес к профессии. На занятиях студенты задают вопросы и получают ответы о реальной ситуации в отрасли. При общении со знаменитостями студенты вдохновляются их историями, и это повышает мотивацию к учёбе.
Примеры гостевых лекторов и приглашённых экспертов
В Университете «Синергия» со студентами работают признанные эксперты, среди которых:
- Рогачевский Антон Константинович — эксперт в области банковского дела и финансовой аналитики.
- Дерябина Галина Геннадьевна — бизнесмен с 23-летним опытом в маркетинге, диджитал и управлении. Основатель авторской школы иностранных языков Deryaba.
- Анучкин Александр Викторович — известный журналист и телеведущий, участник Союза журналистов России и лауреат престижной премии «Золотое перо».
- Варламова Наталья Александровна — художник анимационных фильмов, представитель Союза художников и Союза кинематографистов России.
- Пронин Юрий Александрович — главный художник студии «Союзмультфильм».
Какими личными и профессиональными качествами должен обладать преподаватель
Аналитическое мышление.Преподаватель в вузе должен мыслить логически, чтобы составлять учебные программы и структурировать материал. Умение разбивать сложные понятия на части и объяснять на простых примерах помогает ему обучать студентов. Логическое мышление важно и для научно-исследовательской работы, которая является условием для карьерного роста.
Умение планировать время. У преподавателя в вузе широкий круг обязанностей, список которых увеличивается с каждой новой должностью. Инструменты тайм-менеджмента помогут совмещать педагогическую и научную деятельность, уделять время отдыху и общению с семьёй.
Ораторское мастерство. Хороший преподаватель подаёт материал так, что студентам нравится посещать его лекции и семинары. Искусный оратор умеет привлечь и удержать внимание; расставить смысловые акценты и привести примеры, чтобы сделать материал понятным. Он может отвечать на неожиданные вопросы и рассуждать на отвлечённые темы во время занятия.
Эмпатия. Хороший преподаватель уважительно относится к студентам. Он понимает их ценности, интересы и проблемы. Умение посмотреть на ситуацию с другой точки зрения помогает наладить диалог и не допустить конфликтов. Развитый эмоциональный интеллект помогает завоевать авторитет среди коллег и учащихся.