Работа преподавателем в вузе престижная и перспективная. Профессионалы реализуются в педагогической области, занимаются научными исследованиями, участвуют в конференциях и авторских разработках. Выпуск высококвалифицированных кадров требует от специалистов высокого уровня собственной профессиональной подготовки, поэтому важно разобраться кто может преподавать в вузе.
Профессора и доценты
Высший педагогических состав университетов, институтов и академий. Профессора, доценты и ассистенты кафедр входят в число штатных сотрудников учебных заведений. Преподавательскую и научно-практическую деятельность специалисты осуществляют в соответствии с профилем диплома.
Требования к образованию
По законам Российской Федерации право преподавать имеют специалисты с педагогическим образованием и профессионалы высокой категории после магистратуры и аспирантуры.
Для получения доцента нужно иметь высшее образование, диплом аспирантуры и ученую степень. Стаж преподавательской деятельности не играет решающего значения. При выборе профессионала больше учитывается научно-исследовательская и практическая деятельность:
- Участие в симпозиумах и конференциях;
- Авторские разработки;
- Публикации в журналах ВАК;
- Выпуск методических указаний и рекомендаций;
- Участие в разработках стандартов, протоколов и инструкций.
Требования к профессорам выше. Получить должность без аспирантуры нельзя.
Опыт работы
Для получения должности доцента необходим непрерывный стаж 2 и более лет и опыт преподавания до 5 лет.
Профессора обязаны иметь непрерывный стаж практической работы по специальности больше 2 лет, научный и педагогический опыт в 5 – 10 лет и публикации более 50 статей в авторстве или соавторстве.
Академические звания
Доцентам достаточно звания кандидата наук, полученного после окончания аспирантуры и защиты кандидатской.
Профессор обязан быть доктором наук в профильной области.
Стать преподавателем вуза с профессорским званием могут целеустремленные и ответственные люди, любящие свою профессию и готовые делиться имеющимися знаниями с подрастающим поколением специалистов.
Лекторы и ассистенты
Многие интересуются, можно ли преподавать в вузе после магистратуры. Ответ, да. Получить должность ассистента кафедры могут специалисты, проходящие обучение в ординатуре или аспирантуре и магистерским дипломом.
Знаний, полученных на бакалавриате недостаточно, чтобы учить других студентов на должном уровне. Подготовка в аспирантов и написание магистерской диссертации развивает научно-познавательные процессы и исследовательскую деятельность. Углубленные компетенции по дисциплинам помогают работать с будущими специалистами в конкретной сфере.
Роль в университете
Должностные обязанности ассистентов:
- Организация учебной, воспитательской и методической работы со студентами;
- Ведение семинаров, лабораторных и практикумов;
- Участие в научных разработках кафедры в качестве помощников старших преподавателей;
- Контроль технического обеспечения занятий;
- Проверка домашних заданий, проектов, текущих тестов и коллоквиумов.
Функции лекторов:
- Руководство и контроль СРО;
- Подготовка аудиторных занятий;
- Чтение лекций;
- Осуществление УМР по преподаваемой дисциплине;
- Участие в разработке и обновлении образовательных программ с учетом требований ФГОС;
- Актуализация учебных модулей;
- Научно-исследовательская работа.
Лекторы разрабатывают:
- Методические рекомендации;
- Руководства;
- Сборники лекций;
- Электронные пособия;
- Дополнительные курсы.
Образовательные требования
Ассистентами могут работать специалисты, магистры, аспиранты. Для чтения лекций обязательна должность старшего преподавателя, доцента или профессора.
Опыт и квалификация
Для работы со студентами ассистенты кафедр должны иметь опыт преподавательской деятельности 1 год с дипломом специалиста или магистра. После аспирантуры претендовать на должность имеют право эксперты без педагогического стажа.
Лекторами становятся только опытные преподаватели. При выборе того, кто может читать лекции в вузе учитывается наличие ученого звания, опыт в практической и научной области, стаж работы педагогом студентов.
Практикующие специалисты из индустрии
Привлекаются в образовательный процесс во время производственной практики в качестве кураторов от предприятий или во время семестра, для помощи с реализацией проектов и разработок.
Вуз заключает официальный договор с компанией-партнером, и студенты активно участвуют в трудовой деятельности.
Значение практического опыта
- Погружение в профессию;
- Рассказ о тонкостях и нюансах работы в полевых условиях;
- Учет требований рынка;
- Включение в учебные модули инновационных технологий и протоколов.
Спецификации требований
Педагог-практик должен иметь высшее образование и достижения в профессиональной реализации. Обычно в качестве экспертов выступают:
- Руководители предприятий;
- Директора;
- Стартаперы;
- Топ-менеджеры;
- Главные инженеры и технологи.
Преимущества и недостатки
Плюсы:
- Прямое общение с представителями профессии;
- Получение конкурентного преимущества при трудоустройстве в компанию студентов факультета;
- Организация практических занятий на производстве;
- Расширение программ стажировки.
Минусы:
- Практики не знакомы с методиками преподавания;
- Возможны трудности с организацией образовательного процесса и критериями выставления оценок.
При изучении информации как устроиться преподавать в вуз без аспирантуры можно найти разные варианты преподавания с дипломом специалиста или магистра, но для продвижения по карьерной лестнице этого уровня подготовки недостаточно.
Гостевые лекторы и эксперты
Гостевые лекции – специальные образовательные площадки, с выступлением спикеров-экспертов из разных областей. В качестве лекторов приглашаются выпускники вуза и знаменитости в профессии.
Роль гостевых преподавателей
- Трансляция уникальной информации и передача личного опыта;
- Вдохновение историями успеха и продвижения по карьерной лестнице;
- Ответы на вопросы относительно самоопределения, узкой специализации и области профреализации;
- Презентация актуальных хард и софт скиллов с учетом трудовой деятельности в современных условиях;
- Укрепление связи вуза с индустрией;
- Помощь с адаптацией образовательных программ с учетом вектора трансформации и модернизации отрасли.
Процесс приглашения
Администрация вуза составляет список топовых лекторов или интересующих студентов тем. Отправляет электронное или печатное письмо-приглашение. Согласовывает дату и время проведения встречи с учетом количества участников.
Примеры успешных гостевых лекторов
- Рогачевский Антон Константинович – эксперт в области финансовой аналитики и банковского дела;
- Дерябина Галина Геннадьевна – основатель авторской школы Deryaba;
- Анучкин Александр Викторович – член Союза Журналистов РФ, лауреат премии «Золотое перо»;
- Варламова Наталья Александровка – художник анимационных фильмов;
- Пронин Юрий Александрович – главный художник киностудии «Союзмультфильм».
Сравнение требований для различных типов университетов
Требования в вузах разных уровней
В первую очередь необходимо узнать, обязательно ли заканчивать аспирантуру, чтобы преподавать в вузе. Многие топовые учебные учреждения выбирают только кадры высокой квалификации или наоборот учитывают репутацию в профессиональном сообществе и опыт практической реализации, не взирая на отсутствие диплома аспиранта.
Требования к образованию, квалификации и стажу преподавателей в академиях, университетах и институтах одинаковы.
Различия между государственными и частными университетами
Государственные вузы больше направленны на научную составляющую деятельности кафедр и отдают предпочтение педагогам с учеными званиями. Частные образовательные учреждения стремятся к инновациям и трудоустраивают педагогов-практиков с авторскими разработками, проектами и впечатляющей карьерной реализацией.
Регулирование и аккредитация преподавателей
Роль государства и образовательных органов
Нормативно-правовая база, регулирующая преподавательскую деятельность в вузах:
- Конституция РФ;
- Трудовой кодекс;
- ФЗ 3 273 Об образовании, статья 46;
- Локальные нормативно-правовые акты.
За деятельностью высших учебных учреждений следит Министерство образования и ФС по контролю и надзору в сфере образования и науки, Прокуратура страны.
Аккредитационные процессы
Для осуществления образовательной деятельности вуз должен иметь аккредитацию Документ выдается при получении высокой оценки за:
- Содержание и уровень подготовки;
- Наличие дополнительных программ;
- Качество усвоения материала студентами;
- Воспитательную деятельность;
- Спектр специальностей и факультетов;
- Программы и курсы для продолжения образования;
- Участие в науке;
- Результативность;
- Квалификацию работников;
- Информационную среду.
Цель аккредитации – контроль и признание качества образования.
При составлении списка, что нужно закончить чтобы преподавать в вузе важно понимать, что диплома бакалавра будет недостаточно. Для подготовки кадров необходимо быть минимум на ступень выше по уровню квалификации, стремиться к постоянному профессиональному росту и развитию, интересоваться научной и исследовательской деятельностью. Чтобы начать преподавать в вузе аспирантура не нужна, но она сильно потребуется при желании получить более высокую должность в педагогической иерархии. Писать кандидатскую можно, поступив на заочную или дистанционную форму обучения. Формат посещения занятий и подготовки диссертации значения для карьерного роста и продвижения не имеет.