Учителя первых, начальных классов должны обладать обширными знаниями в психологии детей, педагогике. Специалисты выполняют роль психологов, воспитателей и преподавателей одновременно. Также необходимо хорошо знать теорию преподавания дисциплин, предметов. Деятельность требует полной отдачи, умения работать с детьми, находить с ними общий язык, доброжелательности.
Специалисты по начальному образованию находят работу в общеобразовательной школе или частном учебном заведении. Также могут заниматься частной практикой, репетиторством.
Обязанности преподавателя
В младших классах учитель занимается формированием склонностей, навыков к обучению у школьников. Задача преподавателя — научить правильно учиться, мотивировать на получение знаний. Специалисты этого уровня работают в 1-4 кл. В обязанности входят:
- Преподавание базовых дисциплин. Учитель объясняет как считать, читать. Дает минимум по литературе (в рамках чтения), природоведению.
- Разработка эффективного порядка обучения. Методических материалов в рамках утвержденных стандартов. Подготовка планов занятий.
- Мотивация школьников. Педагог занимается стимулированием учебной деятельности. Мотивирует заниматься, осваивать знания.
- Развитие мыслительного процесса подопечных. Способности анализировать информацию.
- Воспитание в учениках стремления к самосовершенстсованию, росту через образование.
- Организация досуга школьников.
Учителя начальных классов — универсальные проводники в мир знаний. Они обеспечивают плавный процесс перехода от детской бытности, без обязанностей и трудностей, к новому этапу. Помогают младшему поколению адаптироваться в новых условиях. Обеспечивают базу для дальнейшего обучения: как полезные сведения, так и мотивацию к образованию.
Кому подойдет профессия
Труд педагога начальных школьных классов подойдет как мужчинам, так и женщинам. Ключевую роль играет не пол, а личные свойства, особенности характера. Для эффективной работы на позиции требуются следующие качества:
- Ответственность. Преподаватели школы, особенно в первые годы, закладывают базу для будущего обучения. Ошибки будут стоить подопечным психологического здоровья и сил для исправления ошибок педагога.
- Терпение. Не все ученики могут освоить материал с первого раза. Некоторые — не хотят. Задача — терпеливо объяснять, мотивировать и мягко, но настойчиво направлять подопечных. Вспыльчивым людям, склонным к срывам, грубости, такая специальность не подойдет.
- Любовь к детям. Без нее невозможно работать в школе. Это чревато проблемами для педагога и его учеников.
- Эмпатия. Умение сопереживать, понимание психологии.
- Умение доносить информацию. Хороший учитель способен объяснить предмет, чтобы его поняли и усвоили. Это дано не всем.
- Гуманность. Бережное и доброжелательное отношение к подопечным.
- Высокие нравственные качества.
Без сочетания этих качеств учитель не сможет работать в школе, доносить информацию и воспитывать подопечных. Принесет много вреда себе и им.
На какое направление поступать?
Чтобы получить профессию учителя начальных классов, нужно среднее специальное или высшее образование.
В первом случае доступны два направления:
- Коррекционная педагогика.
- Преподавание в начальных классах.
Поступление возможно на базе 9-го или 11-го кл. Вступительные испытания отсутствуют. Рейтинг абитуриентов составляют на основе среднего балла аттестата.
В ВУЗах выбор направления шире. Чтобы стать учителем в школе, нужно образование по направлению «Учитель начальных классов». Возможно обучение по нескольким профилям: основному (преподавание дисциплин школьникам 1-4 классов) и дополнительному (музыка, физкультура и пр.). Зависит от университета.
Перечень вступительных испытаний определяется конкретным ВУЗом, направлением подготовки. В большинстве случаев необходимы результаты ЕГЭ по:
- Русскому языку.
- Обществознанию.
- Математике (или биологии).
При поступлении на программу с двумя профилями, потребуется сдать творческий экзамен (рисование, музыка или др.).
Особенности работы, о которых важно знать будущим специалистам
В работе учителя школы, который трудится в первых классах, есть несколько нюансов:
- Комплексный характер обязанностей. Чтобы стать специалистом, найти общий язык с подопечными, донести до них информацию, нужно быть психологом, педагогом, воспитателем в одном лице.
- Значительный объем информации. Учитель занимается преподаванием целой группы дисциплин. Их нужно хорошо знать и понимать. В числе преподаваемого: математика, русский язык и чтение, природоведение (окружающая среда).
- Существенная физическая и психологическая нагрузка. Специалисты учат школьников. А в свободное от основной деятельности время проверяют тетради, домашние задания. Занимаются методической работой. Самостоятельно составляют планы занятий, разрабатывают алгоритмы обучения в рамках установленного стандарта. Это занимает многие часы. При ответственном отношении времени на себя практически не остается.
При формально нормированном графике, нужно готовиться к обязательным переработкам. Нагрузку придется брать на дом.
Плюсы и минусы работы
У работы учителя в школе есть преимущества и недостатки. Среди плюсов:
- Востребованность. Такие специалисты нужны всегда.
- Престиж. Учителя пользуются уважением в обществе.
- Множество вариантов трудоустройства.
Минусы:
- Фактически ненормированный график труда.
- Низкая зарплата на ранних этапах. Хотя ведущие специалисты, особенно в частных учебных заведениях, могут рассчитывать на оплату в разы выше средней.
- Психологические нагрузки.
- Ответственность.
Работа педагога, который занимается обучением младших школьников, сложная. Но благородная и творческая. Желающим трудиться в школе нужно среднее-специальное или высшее образование.