Стивидор — это человек, который занимается разгрузкой и загрузкой судов в доке или порту. В его обязанности входит упаковка и маркировка грузов, организация хранения товаров, участие в обслуживании судов. Рассказываем, как стать стивидором, сколько можно зарабатывать и как сделать карьеру.
Кто такой стивидор
Стивидоры обслуживают суда и сопровождают грузы в морских или речных портах. Это линейный персонал, от которого зависит эффективность работы портового терминала. Стивидоры отвечают за скорость, надёжность и безопасность перемещения грузов по водным путям. Работа может стать первой ступенью в карьере для тех, кто хочет развиваться в логистике или морском деле.
Что нужнознать:
- стандарты перевозки грузов водными путями;
- требования к упаковке и маркировке грузов;
- принципы работы портового оборудования;
- технологии разгрузки, загрузки и обслуживания судов;
- требования к ведению документации;
- правила техники безопасности.
Что нужно уметь:
- проверять качество упаковки и маркировки грузов;
- работать с грузоподъёмными механизмами;
- распределять грузы по складам на территории порта;
- контролировать условия хранения грузов;
- заполнять отчётные документы.
В профессии есть специализации. Стивидоры бывают:
- контейнерные — перемещают и организуют хранение контейнеров;
- рефрижераторные — отвечают за перемещение и хранение рефрижераторов с продуктами и другими скоропортящимися товарами;
- строительные — занимаются погрузкой, разгрузкой и хранением железобетонных изделий, стальных конструкций и других стройматериалов;
- нефтяные — специализируются на работе с нефтью и нефтепродуктами;
- газовые — отвечают за загрузку, разгрузку и хранение природного газа;
- угольные — работают с углём и другими видами твёрдого топлива;
- технические — работают с промышленным оборудованием и машинами;
- судовые — занимаются обслуживанием судов, а не грузов.
Специальности хорошо сочетаются между собой. Стивидоры, которые умеют работать с разными типами грузов, востребованы на рынке труда.

Какими качествами должен обладать специалист
Профессия подходит людям, которые интересуются морской и транспортной индустрией. Знание основ морского дела и логистики помогает специалисту лучше выполнять работу и быстрее получать повышение.
Для рабочего в порту важна сила и выносливость. Хотя для поднятия контейнеров используется оборудование, загружать и разгружать их приходится вручную. Стивидоры работают на улице, часто под дождём или снегом. Особенно тяжело работать в порту в холодную погоду при сильном ветре.
Профессия требует ответственного отношения к безопасности. Специалисты работают с крупными и тяжёлыми грузами, перемещают их в том числе с помощью грузоподъёмных кранов. Нарушение техники безопасности создаёт риск для самого рабочего и его коллег.
Стивидор должен быть коммуникабельным. Это важно для совместной работы с коллегами и работниками порта, взаимоотношений с бригадиром. Умение находить общий язык с разными людьми помогает эффективно выполнять рабочие задачи.
Насколько востребованы специалисты сейчас
Профессия очень востребована, но большее число вакансий сосредоточено в городах с крупными морскими и речными портами. Чтобы работать по специальности, может понадобиться переезд в другой город. Как альтернативу можно рассмотреть работу вахтовым методом.
Какие факторы влияют на рынок труда:
- Географическое положение России. У страны длинная береговая линия и множество рек, которые используются для судоходства. Морские и речные грузоперевозки играют важную роль в российской экономике. Большое число портов, терминалов, складов и доков в стране делает профессию востребованной.
- Рост объёмов экспорта и импорта товаров. Россия имеет налаженные торговые связи с другими странами. Рост экспорта и импорта продукции, в том числе через морские порты, стимулирует спрос на рабочую силу.
- Развитие внутренней экономики. Внутренний рынок России также развивается, и объёмы морских и речных грузоперевозок между городами увеличиваются. Это вносит свой вклад в повышение спроса на работников порта.
- Развитие портовой инфраструктуры. Во многих городах России строятся новые порты и терминалы для внутренних и внешних грузоперевозок, появляются новые рабочие места.
Профессия будет востребованной благодаря росту внутренней и внешней торговли. Увеличение объёмов грузоперевозок приводит к развитию морской и речной инфраструктуры. Для разгрузки и загрузки судов, работы на портовых складах требуются стивидоры. Их работа делает водные грузоперевозки быстрыми, надёжными и безопасными.

Как стать стивидором
Если вы хотите стать стивидором, нужно получить профильное образование. Самый простой вариант войти в профессию — закончить колледж по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (водный транспорт / морской транспорт)».
Больше карьерных возможностей открывает высшее образование. Чтобы работать в порту, нужно окончить вуз по специальности «Экономика морского транспорта» или «Организация перевозок и управление на водном транспорте». Подойдут и другие специальности, связанные с морским делом и логистикой.
Если у вас уже есть диплом колледжа или вуза по другой специальности, вы можете пройти курсы профессиональной переподготовки. Это оптимальный вариант для практикующих специалистов из иной сферы. Если первая профессия связана с логистикой или водным транспортом, есть вариант пройти курсы повышения квалификации.
Где учиться
Колледжи:
- «Организация перевозок и управление на транспорте (водный транспорт)» в Колледже Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (ГУМРФ).
- «Организация перевозок и управление на транспорте (водный транспорт)» в Санкт-Петербургском морском рыбопромышленном колледже Калининградского государственного технического университета (КГТУ).
- «Организация перевозок и управление на транспорте (водный транспорт)» в Нижегородском речном училище имени И. П. Кулибина Волжского государственного университета водного транспорта (ВГУВТ).
- «Организация перевозок и управление на транспорте (водный транспорт)» в Ростовском-на-Дону колледже водного транспорта (РКВТ).
- «Организация перевозок и управление на транспорте (водный транспорт)» в Тюменском колледже транспортных технологий и сервиса (ТКТТС).
Вузы:
- «Управление водными и мультимодальными перевозками» в Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова (ГУМРФ).
- «Управление водным транспортом и гидрографическое обслуживание судоходства», «Инженерно-экономическое обеспечение технологий и бизнес-процессов водного транспорта» в Государственном морском университете имени адмирала Ф. Ф. Ушакова (ГМУ Ушакова).
- «Инженерно-экономическое обеспечение технологий и бизнес-процессов водного транспорта», «Водные пути, порты и гидротехнические сооружения» в Волжском государственном университете водного транспорта (ВГУВТ).
- «Управление водным транспортом и гидрографическое обслуживание судоходства», «Водные пути, порты и гидротехнические сооружения» и другие программы в Сибирском государственном университете водного транспорта (СГУВТ).
- «Морская добыча и подготовка к транспортировке нефти и газа», «Кораблестроение и техническая эксплуатация судов» и другие программы в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (СПбГМТУ).
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации:
- «Стивидор» в Национальном технологическом университете (НТУ).
- «Стивидор» в Едином центре обучения.
- «Стивидор» в Учебном центре «ПрофПроект».
- «Стивидор» в Учебном центре «Строй Проект».
- «Стивидор» в Московском научно-исследовательском институте контроля, аттестации, экспертизы, сертификации (МНИИ КАЭС).
С чего начать профессиональный путь
В портах всегда нужны рабочие руки, и многие компании нанимают стивидоров без опыта. Часто выпускники учебных заведений продолжают работать там, где проходили стажировки и практику. Многие колледжи и вузы предлагают студентам старших курсов вакансии от компаний-партнёров.
Найти первую работу можно и самостоятельно, её начинающим специалистам предлагают:
- морские порты;
- речные порты;
- логистические организации;
- судоходные компании;
- промышленные производства;
- судоремонтные доки и верфи.
Хороший работник может стать старшим стивидором, а затем бригадиром и мастером участка. На это уходит до 5 лет. Далее открывается путь к руководству терминалом, а затем — портом. Чтобы сделать карьеру, понадобится до 10 лет после получения диплома. Стоит знать, что в некоторых компаниях высшие руководящие должности занимают только сотрудники с дипломом вуза.
Карьерный трек
Сколько зарабатывают стивидоры
Заработная плата зависит от опыта и квалификации специалиста, размера компании и региона России. Больше всего получают стивидоры в регионах с международными портами. Например, в Ленинградской области или на Дальнем Востоке.


Что ждёт профессию в будущем
Автоматизация и роботизация: работники будут использовать автоматизированные системы, чтобы загружать и разгружать суда, организовывать хранение на складах. Нельзя сказать, что роботы заменят людей. Но автоматизация снизит физическую нагрузку на людей и повысит эффективность труда. Специалисты будут программировать роботов и контролировать качество их работы.
Дроны и беспилотные технологии: стивидоры станут пользоваться летательными аппаратами, чтобы контролировать рабочую ситуацию. Картинка с дрона даст полное представление о ситуации в порту и состоянии загрузки/разгрузки судна. Это сделает работы более эффективными и безопасными.
Интернет вещей (IoT): специалисты будут использовать умные IoT-устройства, в которые встроен ChatGPT и другие нейросети. Их рименение поможет стивидорам понимать экипажи из других стран.
Когда отмечают профессиональные праздники
День работников морского и речного флота — первое воскресенье июля. В 2026 году праздник отметят 5 июля. Поздравляют моряков и речников всех профессий, портовых рабочих, судоремонтников и судостроителей. Это праздник всех, кто вносит вклад в работу и развитие морского и речного флота России.







