Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Селлер

Содержание статьи

    Рекомендованные программы обучения

    Подобрать программу

    Селлер (англ. seller — «продавец») — это физическое лицо или компания, которая продаёт товары на маркетплейсе. Чтобы стать практикующим селлером, не нужно профильное образование. Но в профессии много подводных камней. Прежде чем начинать продажи на маркетплейсах, полезно пройти обучение. Рассказываем, как стать селлером и сколько можно зарабатывать на онлайн-торговле.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Кто такой селлер

    Селлер — это специалист, который управляет продажами на маркетплейсе. Он может работать на себя или оказывать услуги компаниям и ИП. Как менеджер он отвечает за все аспекты торговли на маркетплейсах: от выбора ниши до уплаты налогов с прибыли. Специалист может организовать процессы с нуля или принять управление действующим бизнесом.

    Что нужнознать:

    • экономическую теорию;
    • основы интернет-маркетинга;
    • юридические аспекты электронной коммерции;
    • принципы работы торговых площадок;
    • особенности поведения клиентов на маркетплейсах;
    • правила выбора ниши для хороших продаж;
    • схемы поставки товаров (FBS, FBO, RealFBS);
    • методы аналитики отчётов о продажах.

    Что нужно уметь:

    • регистрировать магазины на маркетплейсах;
    • анализировать рынок и находить прибыльные ниши;
    • находить товары для продажи на маркетплейсах;
    • вести переговоры с поставщиками и заключать контракты;
    • оформлять карточки товаров для каталога;
    • продвигать бренды на торговых площадках;
    • управлять работой склада и товарными запасами;
    • отвечать на вопросы клиентов, позитивные и негативные отзывы;
    • вести финансовую отчётность по торговле на маркетплейсах;
    • анализировать отчёты по доходам и расходам;
    • контролировать уплату комиссий и налогов.

    Профессия появилась в 2010-х. В это десятилетие маркетплейсы активно развивались в России и за рубежом. Крупные торговые площадки (Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет») создали новую сферу экономики, изменили поведение покупателей и установили стандарты онлайн-торговли.

    В 2010-х маркетплейсы показали взрывной рост, а офлайн-магазины и интернет-магазины начали терять клиентов. Бизнесмены были вынуждены осваивать новые каналы продаж. Многие из них предпочитали не разбираться с торговыми площадками самостоятельно, а нанимать менеджеров для работы с маркетплейсами. Так появилась новая профессия, которая остаётся востребованной в 2025 году.

    Какими качествами должен обладать специалист

    Аналитическое мышление: селлер должен уметь оценивать ситуацию на рынке, поведение покупателей и стратегии конкурентов. Развитые логические навыки помогают ему анализировать отчёты и принимать решения.

    Стратегическое мышление: селлер должен видеть тренды и понимать, как изменится ситуация в долгосрочной перспективе. Навыки стратегического планирования помогают находить интересные клиентам товары. Умение видеть перспективу помогает развивать магазин.

    Умение общаться: в обязанности селлера часто входят переговоры с поставщиками, переписка с сотрудниками маркетплейса, ответы на вопросы и отзывы клиентов. Умение выстраивать диалоги помогает решать проблемы и добиваться целей.

    Управление командой: в больших компаниях селлеры руководят командой сотрудников, которые выполняют рутинную работу — заполняют карточки для каталога, оформляют поставки, отвечают на вопросы и т. д. Руководитель должен планировать работу команды, мотивировать сотрудников и решать конфликты.

    Умение импровизировать: правила работы на маркетплейсах часто меняются, как и ситуация на рынке. Умение принимать решения в нестандартных ситуациях помогает селлеру адаптироваться и не терять заработок.

    Насколько востребованы специалисты сейчас

    Рост онлайн-торговли: по статистике Ассоциации компаний интернет-торговли, на электронную коммерцию приходится 18,3% розничных продаж (по данным на первый квартал 2025 года). Более 70% онлайн-продаж происходит на маркетплейсах. Бизнесмены выходят на торговые площадки, чтобы увеличить продажи и развивать бренд. Компаниям и ИП нужны специалисты, которые могут управлять продажами.

    Рост конкуренции: увеличение количества магазинов на маркетплейсах приводит к конкуренции. В 2025 году бизнесменам нужны не просто специалисты, которые могут управлять аккаунтами на торговых площадках. Компаниям и ИП нужны селлеры, которые выполняют задачи маркетологов: находят перспективные товары, продвигают карточки и помогают магазину обойти конкурентов.

    Внешняя торговля: некоторые развивающиеся компании выходят на зарубежные маркетплейсы. Бизнесменам нужны специалисты, которые хорошо владеют английским языком и умеют работать с международными торговыми платформами.

    Как стать селлером

    Если вы решили: «Хочустатьселлером», подумайте о том, нужно ли вам образование. Продавать на торговых площадках может кто угодно. Маркетплейсы составляют инструкции для начинающих селлеров и организуют обучение. Несмотря на это, многие новички допускают ошибки, которые не позволяют зарабатывать.

    Хорошим подспорьем будет образование в сфере торговли и электронной коммерции. Вы можете получить высшее или среднее профессиональное образование. Чтобы быстрее начать работать, можно закончить курсы.

    Подходящие специальности в вузах:

    • «Управление и технологии интернет-продаж на маркетплейсах».
    • «Электронный бизнес».
    • «Электронная коммерция» и т. д.

    Подходящие специальности в колледжах:

    • «Торговое дело».
    • «Предпринимательство».
    • «Торговое дело (менеджер маркетплейсов)».
    • «Предпринимательство и электронная коммерция».
    • «Цифровой маркетинг. Интернет-маркетолог Wildberries» и т. д.

    Чтобы статьпрактикующимселлером, нужно зарегистрировать бизнес в ФНС. На маркетплейсах могут торговать организации, ИП и самозанятые. Но самозанятые могут продавать только изделия ручной работы. Им запрещено нанимать сотрудников и торговать фабричными товарами. Тем, кто хочет много зарабатывать, этот формат не подходит. Торговые площадки запрашивают документы о регистрации бизнеса, прежде чем заключить договор.

    Какие предметы сдавать

    Для поступления в колледж нужен аттестат за 9 или 11 классов. Зачисление проводится на основе конкурса аттестатов. Чем выше средний балл по всем школьным предметам, тем больше шансов поступить. Результаты ОГЭ или ЕГЭ не влияют на решение приёмной комиссии, но сдавать экзамены придётся, чтобы получить аттестат.

    Поступающие в вузы участвуют в конкурсе баллов ЕГЭ. Какие предметы придётся сдавать на ЕГЭ, зависит от вуза и специальности. Чтобы поступить на специальность «Электронная коммерция», понадобится сдавать ЕГЭ по русскому языку и профильной математике. Третьим предметом может быть иностранный язык, физика, информатика, обществознание или география. В некоторых вузах вместо профильной математики требуется обществознание. Уточняйте список предметов в вашем вузе.

    Чтобы поступить на курсы, не нужно сдавать вступительные экзамены. Онлайн-школы принимают всех желающих, готовых оплатить обучение.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Куда поступать

    • Вузы

    «Управление и технологии интернет-продаж на маркетплейсах» в Университете «Синергия».

    «Электронный бизнес и цифровые инновации», «Управление и технологии интернет-продаж на маркетплейсах» в Московской академии предпринимательства (МосАП).

    «Электронная коммерция» в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации (ФУ).

    «Цифровая торговля» в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ).

    «Технологии продаж и цифровой маркетинг» в Дальневосточном федеральном университете (ВВГУ).

    • Колледжи

    «Менеджер маркетплейсов» в Колледже «Синергия».

    «Торговое дело (менеджер маркетплейсов)», «Интернет-маркетинг» в Колледже Московской академии предпринимательства (МосАП).

    «Предпринимательство и электронная коммерция» в Новосибирском городском открытом колледже (НГОК).

    «Коммерция и осуществление интернет-маркетинга» в Ярославском технолого-экономическом колледже (ЯТЭК).

    «Цифровой маркетинг. Интернет-маркетолог Wildberries» в Колледже информационных и креативных технологий IThub.

    • Курсы

    «Менеджер маркетплейсов», «Быстрый старт на маркетплейсах», «Инфографика для маркетплейсов», «Профессия Специалист по Авито», «Как продавать на Wildberries» и другие программы от Skillbox.

    «Менеджер маркетплейсов» от Университета «Синергия».

    «Менеджер по маркетплейсам», «Продвижение на маркетплейсах» от «Нетологии».

    «Менеджер по работе с маркетплейсами», «PRO-селлер на маркетплейсах», «Продвижение товаров на маркетплейсах» и другие программы от Eduson.

    «Менеджер маркетплейсов» от «Яндекс Практикума».

    С чего начать профессиональный путь

    Начинающие селлеры могут развивать свой бизнес на маркетплейсах или продвигать товары ИП и организаций. Чтобы начать работать, можно оформить самозанятость, зарегистрировать ИП или создать новую компанию. Нельзя торговать на онлайн-платформах без регистрации в ФНС.

    Доход селлера, который работает на себя, зависит от стартового капитала. Чем больше он сможет вложить в развитие своего бизнеса, тем больше прибыли получит. Специалист может работать на ИП или компанию в должности интернет-маркетолога или менеджера по торговым платформам.

    Вакансии для селлеров предлагают:

    • магазины и торговые сети;
    • интернет-магазины;
    • дистрибьюторы импортных товаров;
    • производители продукции;
    • маркетинговые агентства.

    Обучение не может полностью заменить опыт торговли. Специалист по электронной коммерции считается опытным после 1 года работы. Ситуация на торговых площадках постоянно меняется, как и предпочтения клиентов. Меняется ценовая политика, комиссии, требования к логистике и т. д. Практикующие селлеры должны постоянно учиться, чтобы адаптироваться к новым требованиям.

    Сколько зарабатывают селлеры

    Доход селлера зависит от суммы стартового капитала, умения выбирать ниши и маркетинговые стратегии. Умение продавать приходит с опытом. Профильное образование помогает не сделать ошибок, которые часто совершают новички.

    Заработок не зависит от региона. Селлеры продают товары по всей России, а опытные менеджеры выходят на зарубежные торговые площадки. Управлять продажами можно из любой точки мира.

    В 2024 году Центр развития предпринимателей PRO Wildberries и банк «Точка» изучили ежемесячный доход селлеров с опытом работы на площадках от 1 года. Доход селлеров на Ozon в рублях составил:

    Ежемесячный доход селлеров на Wildberries в рублях составил:

    При этом самый высокий среднегодовой оборот в рублях у селлеров оказался на «Мегамаркете»:

    Что ждёт профессию в будущем

    Искусственный интеллект будет анализировать поведение и интересы клиентов. Рекомендации ИИ помогут селлерам планировать ассортимент и маркетинговые стратегии. ИИ-аналитика будет намного точнее, чем современные инструменты для анализа рынка.

    Автоматизация рутины: селлеры начнут использовать алгоритмы, в том числе решения на основе ИИ. Программы будут заполнять карточки товаров, корректировать цены, управлять поставками и решать другие задачи. Менеджеры займутся стратегическим планированием и развитием брендов, а за рутину будут отвечать алгоритмы.

    Виртуальная и дополненная реальность: в карточки можно будет загружать VR- и AR-файлы. Клиенты смогут «примерять» одежду или обувь, смотреть, как новая мебель впишется в интерьер. Демонстрация товаров с помощью VR- и AR-технологий поможет клиентам принимать решения и увеличит объёмы продаж.

    Какие эксперты известны в России и за её пределами

    Лео Шевченко. Владелец брендов одежды Fournames, Dinoel, Adski. Селлер с общей выручкой на онлайн-платформах 0,5 млрд руб. в год. Выручка на Wildberries — 5 млн руб. в месяц.

    Артур Генералов. Эксперт по подбору ниш и построению финансовых моделей для электронной коммерции. Топовый селлер с оборотом более 800 тыс. руб. в день.

    Анастасия Майер. Владелец 112 магазинов на Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркете». Оборот на торговых площадках — 1,3 млрд руб. в год.

    Рекомендованные программы обучения

    «Как продавать на маркетплейсах», курсы«Менеджер маркетплейсов», курсы«Продвижение на маркетплейсах», курсы«Управление и технологии интернет-продаж на маркетплейсах», бакалавриат«Управление и технологии интернет-продаж на маркетплейсах», второе высшее«Менеджер маркетплейсов», колледж

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Подобрать программу
    }

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    DMCA.com Protection Status