Хотите получить специальность в сфере компьютерной графики, которая всегда будет востребована и не даст заскучать? Возможно, вас заинтересует профессия 3D-риггера — мастера по созданию виртуальных скелетов и движущихся анимационных объектов. Рассказываем, чем занимаются риггеры, где работают, какими качествами должны обладать и сколько стоят их услуги.
Кто такой 3D-риггер
Риггер — это мастер в области компьютерный графики, который «оживляет» 3D-модель, создавая для неё скелетный каркас (риг) и разрабатывая систему управления костной структурой. Специалист наделяет трёхмерное изображение внутренними «нитями», суставами и точками опоры, которые позволяют регулировать движения. Процесс риггинга представляет собой промежуточное звено между моделированием и анимацией — это незаметный, но очень важный этап, от которого зависят подвижность, пластичность, грация и реалистичность цифрового персонажа.
Профессия 3D-риггера востребована в индустриях кино и видеоигр, рекламы и маркетинга, медицины и архитектуры, а также в культурно-образовательной сфере — везде, где применяется компьютерная графика и используются анимированные модели.
Функционал риггера включает:
- Разработку детализированной скелетной основы для 3D-персонажей и объектов.
- Настройку систем прямой и обратной кинематики с возможностью быстрого переключения с одной на другую.
- Скиннинг (привязка готового скелета к 3D-объекту, синхронизирующая движения рига и управляемой им модели).
- Создание костно-мышечной структуры лица с помощью блендшейпов.
- Сотрудничество со специалистами смежных профессий (аниматорами, дизайнерами, программистами).
- Разработку пользовательских интерфейсов для аниматоров.
- Написание скриптов для автоматизации повторяющихся действий и удобства редактирования.
- Тестирование ригов, анализ и устранение неполадок их функционирования.
- Техподдержку и обновление ригов в соответствии с требованиями проекта.
Чтобы стать практикующим специалистом в сфере 3D-риггинга, необходимо приобрести профессиональные навыки, в числе которых:
- Понимание основ программирования, 3D-моделинга и анимации.
- Уверенное владение программами 3D-моделирования (Houdini, Autodesk Maya, Blender, 3ds Max, Autodesk Softimage).
- Понимание специфики игровых движков (CryEngine, Unreal Engine, Unity, Codot и др.).
- Знание английского языка.
Работая над созданием виртуальных костно-мышечных структур, важно хорошо знать анатомию человека и животных. Наличие художественного, биологического или медицинского образования станет весомым преимуществом для начинающего риггера.

Какими качествами должен обладать специалист
Тем, кто хочет сделать карьеру в сфере анимации и компьютерной графики, следует развивать аналитическое мышление и технические навыки. Они незаменимы при работе с программными инструментами, всестороннем осмыслении и решении профессиональных задач. Помимо аналитико-технического склада ума 3D-риггеру также необходимы:
- Внимательность к деталям и выдержка. Важно быть терпеливым и наблюдательным чтобы создавать качественные и плавные анимационные эффекты.
- Усидчивость и аккуратность. Поскольку риггинг зачастую требует монотонной работы, нужно быть готовым к длительному выполнению однотипных заданий, сохраняя концентрацию внимания и скрупулёзность.
- Любовь к знаниям и открытость новому. Создатель ригов должен следить за инновациями в области анимационного искусства, совершенствовать профессиональные умения — осваивать новые программы, проходить курсы повышения квалификации, участвовать в жизни профессионально-творческих комьюнити.
- Креативность. Творческий подход и смекалка помогут в конструировании нестандартных скелетных систем (например, для фантастических персонажей в компьютерной игре).
- Эмоциональный интеллект. Чтобы передать индивидуальный характер персонажа через жесты, позы и мимику, риггеру важно самому хорошо разбираться в особенностях невербального общения.
Насколько востребованы специалисты сейчас
Роль качественной компьютерной графики и анимации стремительно возрастает в разных сферах жизни — от гейм-индустрии до инженерного дела и медицины. Это обуславливает востребованность профессии 3D-риггера и её популярность среди молодёжи. Вот факторы, которые способствуют повышению спроса на услуги риггинга:
- Развитие индустрии развлечений и медиабизнеса. Зрелищные фильмы, шоу и видеоигры с анимационными эффектами пользуются грандиозным успехом у аудитории — чтобы поддерживать высокую планку и создавать новые шедевры, необходима помощь профессионалов.
- Применение виртуальной и дополненной реальности. Развитие VR- и AR-сфер делает возможными интерактивные погружения на стыке цифровых технологий и реального мира. Инновации открывают новые перспективы для профессиональной и творческой реализации специалистов по 3D-риггингу.
- Проведение научных исследований. Используя инструменты современной анимации, можно визуализировать данные исследований, воссоздать в миниатюре сложнейшие процессы, проектировать и тестировать новые модели оборудования. 3D-объекты активно применяются в военной инженерии, медицине, криминалистике, биологии и других отраслях науки.
- Маркетинг и рекламные кампании. С помощью 3D-анимации специалисты создают яркий и цепляющий визуальный контент для привлечения покупателей и увеличения продаж. Квалифицированные риггеры могут попробовать себя в этом креативном направлении и помочь «оживить» рекламных персонажей.

Как стать 3D-риггером
Если вы решили «хочу работать 3D-риггером», стоит начать с получения среднего или высшего профессионального образования. Выбирайте специализации в области 3D-моделирования, гейм-дизайна, разработки игровых вселенных, моушн-дизайна и другие похожие программы.
Хорошим дополнением к основному образованию станут профильные курсы по риггингу — они дадут полезную информацию и помогут в формировании практических навыков.
Как поступить
Чтобы поступить в вуз на программы 3D-моделирования, нужно сдать ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также пройти экзамен по рисунку и живописи. Вступительные испытания в колледж состоят из конкурса аттестатов, показа портфолио и экзамена по художественным дисциплинам. Если ранее вы посещали школу искусств и хорошо владеете техникой рисунка, это значительно увеличит шансы на поступление.
Куда поступать
Ссузы
- «Анимация и анимационное кино (по видам)» в Колледже Московского университета «Синергия».
- «3D-моделирование компьютерных игр и анимация» в Колледже Международного института дизайна и сервиса (МИДиС).
- «Анимация и анимационное кино (по видам)» в Южно-Уральском государственном колледже (ЮУГК).
- «Анимация (по видам)» в Советском политехническом колледже (СПК).
- «Анимация и анимационное кино (по видам)» в Калининградском бизнес-колледже (КБК).
Вузы
- «Художник анимации и компьютерной графики» в Университете «Синергия».
- «Разработка компьютерных игр и мультимедийных приложений» в Университете «Синергия».
- «Гейм-дизайн: производство игр» в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
- «Гейм-дизайн» в Институте бизнеса и дизайна (B&D).
- «Анимация и компьютерная графика» в Международном институте дизайна и сервиса (МИДиС).
Курсы
- «Гейм-дизайнер» и «Дизайнер персонажей» от Университета «Синергия».
- «Продвинутый риггинг» от Школы анимации Animation School.
- «Лорд of the Rigs. Риггинг в Maya» от онлайн-школы анимации и 3D-графики «ОСА».
- «Профессия “моушн-дизайнер” в 2D и 3D» от профильной онлайн-школы дизайна CONTENTED.
- «Профессия моушн-дизайнер в 2D и 3D» от онлайн-платформы «Нетология».
Сколько зарабатывают 3D-риггеры
Доходы специалиста по 3D-риггингу зависят от профессиональных умений, трудового опыта и специфики проекта, над которым он работает. Средний диапазон зарплат варьируется от 25 000 руб. у новичка-стажёра до 120 000 руб. и выше у профессионала экспертного уровня.
По данным платформы Dream Job, 3D-риггеры не уступают по уровню дохода самым востребованным специалистам в сфере дизайна.
Риггер-самозанятый или ИП может хорошо зарабатывать, выполняя заказы на биржах фриланса или предлагая услуги на онлайн-сервисах по поиску частных специалистов. Так например, создание системы управления для персонажей стоит 25 000 руб, а разработка мимики и синхронизация губ с речью — от 10 000 руб./сек.
Что ждёт профессию в будущем
Динамичное развитие 3D-графики создаёт благоприятные условия для карьерного роста и реализации творческого потенциала риггеров. Дальнейшие перспективы профессии будут определяться двумя основными тенденциями:
Внедрение технологий AI. Бурное развитие искусственного интеллекта позволит автоматизировать большинство рутинных задач и разработать новые инструменты для быстрого выполнения сложной работы. С одной стороны, это облегчит труд специалистов, а с другой — может способствовать обесцениванию имеющихся навыков и вызывать потребность в частом переобучении.
Совершенствование анимации. Чтобы удовлетворить запросы искушённых потребителей, представителям 3D-индустрии нужно создавать всё более реалистичные, детализированные и яркие анимационные шедевры для видеоигр, кинематографа и рекламы.
Когда отмечают профессиональные праздники
Риггеры принимают поздравления во Всемирный день компьютерной графики, который празднуется 3 декабря. Дата выбрана по принципу знакового сочетания и созвучия символов «3 December» — «3D». В этот день отмечают профессиональные заслуги специалистов, чья работа связана с 3D-графикой и дизайном.
Какие специалисты известны в России и за её пределами
- Александр Тархов — ведущий риггер и преподаватель Школы анимации Animation School. Работал с компьютерной графикой в проектах «Сергий Радонежский», «2 хвоста», «Буба», «2х2».
- Максим Поклонов — 3D-аниматор, риггер, автор обучающего видеокурса «Продвинутый риггинг персонажа в 3ds Max». Участвовал в разработке скрипта BonyFace для 3ds Max.









