Архитектор виртуальной реальности – это IT-специалист, работающий над созданием вымышленных виртуальных миров, реализованных с помощью компьютерных технологий, графики, анимации и специализированного оборудования – шлемов, очков, комнат и проекторов. Профессия архитектор виртуальной реальности относится к перспективным специальностям будущего. По футуристическим предположениям в течении нескольких десятилетий возможен максимальный переход ряда задач из области реального в виртуальный мир. Вымышленная реальность затрагивает не только сферу развлечений. В специальных программах можно создавать трехмерные модели, вращая и передвигая конструкцию, создавая эффект личного присутствия рядом с изображением.
Задачи архитектора виртуальной реальности
Профессия архитектор VR новая и только начинает развиваться. Должностные обязанности по специальности постоянно модернизируются, трансформируются и изменяются. Но список базовых задач включает:
- Проектировку трехмерного пространства;
- Использование компьютерной графики и эффектов для создания ощущения полного погружения в виртуальный мир;
- Детализация;
- Применение специальных программ и технологий;
- Тестирование предварительных макетов и прототипов;
- Управление цифровым пространством;
- Модерация;
- Системное администрирование и обслуживание разработанных приложений;
- Загрузка сценария;
- Применение игровых движков, баз данных и облачного хранения;
- Соблюдение экологии VR проектов, включающее оценку уровня влияния на психическое и физиологическое состояние человека.
VR реальность воздействует на органы чувств. У человека, погруженного в цифровое пространство, развивается ощущение полного присутствия. Задача архитектора VR реальности – создать мир, не вызывающий негативных последствий и нарушения психики. Все может быть реалистично, но пользователь долен четко осознавать, что окружающее пространство выдумано программистами и не имеет отношения к происходящему в жизни. Этичность использования виртуального мира находится под вопросом и вызывает множество противоречий с моральной точки зрения. В будущем прогнозируется выделение целой группы специалистов, отвечающих за права пользователей и проектировщиков, создающих цифровые реальности – VR моралистов, юристов, психологов. На сегодняшний день электронное пространство больше относится к индустрии развлечений и области профессиональной деятельности, поэтому серьезных морально-этических противоречий при запуске VR приложений не возникает.
Профессиональные навыки
- Использование техник включения органов чувств;
- Применение компонентов VR проектов;
- Генерация идей;
- Построение программной архитектуры;
- Создание VR-контента;
- Контроль за балансом между погружением и интерактивностью;
- Анализ и оценка состояния «потока» информации;
- Обеспечение экологии VR продукта;
- Использование специализированного ПО.
Программы, применяющиеся в разработках IT архитекторов:
- Unreal Engine;
- Unity;
- Blender;
- 3Ds Max;
- Substance Designer.
Личные качества архитектора виртуальной реальности
- Богатое воображение;
- Креативность;
- Готовность экспериментировать и изобретать что-то новое;
- Отвественность;
- Внимательность;
- Нацеленность на результат.
В реализации в профессии помогает умение работать в команде и в нужный момент проявлять лидерские качества, влияющие на успешность итогового результата.
Где учиться на архитектора виртуальности
Колледж
Работа профессионала требует обязательного наличия профильного образования. Получить его можно разными способами:
Поступить в колледж по специальности «Графический дизайн»
Студенты изучают основы растровой и векторной графики, компьютерные технологии и дизайн проектирование. Учеба очная.
Список топовых учебных заведений:
- Колледж университета «Синергия»;
- Академия ТОР;
- Колледж мировой экономики и передовых технологий;
- Колледж информационных технологий международного уровня IThub;
- Университетский колледж в Москве;
- Колледж развития инновационных технологий;
- IT-колледж цифровых профессий MAXITET;
- IT-колледж Хекслет в Москве;
- Колледж информатики и дизайна;
- Колледж Инновационных Технологий и Сервиса Галактика.
Срок обучения по профессии 3 года 10 месяцев.
Вуз
Обучение ведется по программе «Разработка компьютерных игр, дополненной и виртуальной реальности». Студенты изучают программирование под операционные системы, игровые движки, геймдизайн, 2D и 3D графику, языка программирования C++, C#, JavaScript, разработку серверов, архитектуру ИС, инструментальные средства работы с ПО.
Профильное высшее образование по направлению GameDev помогает получить конкурентное преимущество при трудоустройстве.
Список учебных учреждений для получения образования:
- Университет «Синергия»;
- Сибирский федеральный университет;
- Московский политех;
- РАНХиГС;
- Российский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова;
- РУДН;
- НИУ «Высшая школа экономики»;
- Национальный исследовательский университет ИТМО;
- МИРЭА - Российский технологический университет;
- Институт бизнеса и дизайна.
Длительность освоения профессии 4 – 4,5 года.
Профильные курсы
Доступные программы обучения и направления подготовки:
- Моушн-дизайн в Adobe After Effects;
- ArchiСad с 0 до PRO;
- Моделирование игрового оружия;
- Программирование.
Направление обучения выбирает по личным предпочтениям. Длительность учебы 1 – 12 месяцев. Стоимость от 19 тысяч рублей.
Образовательные организации, предоставляющие возможность получить профессию на курсах:
- Университет «Синергия»;
- Нетология;
- Skillbox;
- GeekBrains;
- Contented;
- SkyPro;
- XYZ School;
- Scream School.
При выборе де учиться по профессии VR дизайнера важно учитывать особенности образовательных программ, цель подготовки и желаемую область профессиональной реализации. Создание специализированных симуляторов для оттачивания компетенций и практических навыков специалистов требует более качественного и глубокого уровня подготовки, поэтому стоит выбрать образование в вузе. Для создания небольших игровых проектов достаточно базовых компетенций, поэтому можно ограничиться курсами.
Востребованность и зарплата архитектор VR
Виртуальная дополненная реальность проникает в разные сферы бытовой и профессиональной деятельности человека. Области использования VR продуктов:
- Игровая индустрия;
- Кинематограф;
- Строительство;
- Архитектура;
- Дизайн;
- Образование;
- Торговля;
- Медицина.
VR архитекторы востребованы на рынке труда и в будущем прогнозируется рост спроса на специалистов данной сферы.
Места для трудоустройства по профессии:
- IT компании занимающиеся разработкой мобильных игр, приложений, софтов для виртуальной дополненной реальности;
- Промышленные предприятия, выпускающие VR тренажеры и симуляторы для моделирования реальных ситуаций из работы хирургов или пилотов;
- Кинематографические студии;
- Киноконцерны;
- Выставочные галереи и комплексы.
Специалист может занимать штатную должность сотрудника IT-компании или кинематографической студии, или заниматься разработкой, продвижением и продажей собственных проектов.
Уровень дохода и заработной платы VR архитекторов и разработчиков зависит от:
- Места работы;
- Квалификации;
- Уровня владения профнавыками и программами;
- Опыта работы над трендовыми проектами;
- Сложности разработки;
- Количества задач.
Средний доход разработчиков – 100 – 280 тысяч рублей.
Профессиональное развитие
Архитектор виртуальности может реализоваться в разных ипостасях. Одно направление профессионального развития включает погружение в научную область и создание специализированных программ, использующихся в образовательных и профессиональных целях.
Другой вариант получения признания в профессии в качестве эксперта VR пространства – уход в творчество, создание виртуальных проектов в качестве инсталляций и произведений современного искусства.
Творческая реализация также может быть связана с работой в индустрии развлечения при создании проектов компьютерных игр и 3D, 5D и 7D аттракционов.
Архитектор VR профессия будущего, подходящая творческим людям, желающим совместить искусство и художественное выражение с информационными технологиями и инновациями.