Кто такой главный бухгалтер
Основополагающая задача состоит в том, чтобы организовать, упорядочить и наладить функционирование и развитие системы бухгалтерского дела в структуре. Сотрудник обеспечивает и несёт персональную ответственность за соответствие совершаемых хозяйственных операций действующему законодательству России. В числе полномочий:
- контроль за движением имущества конкретной организации;
- распределение и планирование бюджета в краткосрочной и долгосрочной перспективе;
- прогнозирование и оценка рисков возможного банкротства.
Без подписи руководителя любые денежные и расчётные документы, кредитные обязательства организации считаются недействительными и не могут быть исполнены.
Должностные обязанности
Конкретные функции главного бухгалтера зависят от размера и специфики деятельности компании. Основное направление работы структурного подразделения в целом – составление отчётности. В соответствии с этой задачей специалист:
- регистрирует факты хозяйственной жизнедеятельности и функционирования фирмы;
- проводит расчёт платежей в бюджет и ФСС РФ и их перечисление;
- контролирует заключение договоров;
- предоставляет финансовый анализ работы за конкретный временной промежуток.
Кроме того, управленец принимает непосредственное участие в формировании и поиске направлений дальнейшего развития, а также предоставляет методологическую помощь при возникновении спорных вопросов у руководства или коллег. Специалист вправе внести на рассмотрение предложения по улучшению, мобилизации деятельности подраздела.
Типовые обязанности возможно систематизировать на отдельные направления. Каждое из них предполагает решение конкретных задач.
- Составление первичной отчётности – все факты хозяйственной деятельности должны быть подтверждены документально. Сюда относится подготовка и оформление счётов-фактур, накладных, бланков установленного образца.
- Организация и контроль расчётов с бюджетом, контрагентами и персоналом – выплата налогов, выдача зарплат, погашение задолженностей перед банком.
- Учёт материального и нематериального имущества, активов, ресурсов предприятия. Сюда относится выявление резервов, минимизация издержек.
- Систематизация проделанной работы и отражение соответствующих операций в промежуточной и итоговой отчётной документации, подготовка информации (проверка достоверности, удобства для восприятия) для передачи руководству.
Управленец действует от имени всего структурного подразделения и представляет её интересы в рамках взаимодействия с другими структурными элементами и сторонними организациями по хозяйственно-финансовым и другим вопросам.
Необходимые личностные качества
Некомпетентный человек, находящийся на посту руководителя, способен спровоцировать скорейшее разорение компании независимо от размеров и достигнутых успехов. Поэтому к соискателю предъявляется ряд жёстких требований. Помимо наличия профильных знаний и навыков работник организации обязан обладать и некоторыми личностными качествами.
- Готовность к непрерывному самообразованию. Бухгалтерия – постоянно развивающаяся отрасль знаний. Актуальные на вчерашний день факты могут потерять свою ценность уже сегодня. Поэтому наличие диплома ещё не является гарантом безупречной работы, хоть и служит фундаментом для ведения успешной деятельности. Даже для выполнения элементарных и однотипных задач необходим не только прошедший профильную подготовку, но и готовый регулярно совершенствовать, углублять и расширять свои знания, приобретать новый опыт и перенимать практику более компетентных коллег.
- Усидчивость. Работа руководителя достаточно рутинна. Если соискатель активный и подвижный, профессионального выгорания не придётся долго ждать. К тому же, неспособность усидеть на месте и сконцентрироваться на выполнении должностных задач закономерно приведёт к ошибкам, забывчивости, халатности.
- Честность. Это ключевое личностное качество любого востребованного специалиста. Работник организации не должен преследовать собственную выгоду. Напротив, обязан быть заинтересован в динамичном развитии фирмы, её процветании и росте.
- Аналитический склад ума. Главбух должен интересоваться способами сократить издержки организации. Это позволит не только грамотно регулировать внештатные ситуации, но и разрабатывать перспективные стратегии по дальнейшему ведению финансовой работы.
Главбух должен уметь работать с нормативными документами, грамотно формулировать и излагать мысли, оперировать научными понятиями и терминами. Способность точно понимать и интерпретировать положения кодекса, письма ФНС Минфина значительно ускорит работу и минимизирует риски.
От чего зависит доход главного бухгалтера
На уровень заработной платы влияет множество факторов. Первостепенные параметры – престижность и качество образования, наличие опыта работы и рекомендательных писем. Среди других факторов:
- разнообразие и объём возлагаемых обязанностей – налогообложение, первичная документация, зарплата и кадры, банк-клиент и прочее;
- отрасль компании – промышленность, строительство, нефтегазовый сектор, услуги и прочее;
- наличие профессиональных сертификатов, специализированных знаний (иностранный язык, МСФО, US GAPP и прочее).
На размер ежемесячной оплаты труда влияет и месторасположение офиса.
Заработная плата
Средняя заработная плата главбуха составляет 95 000 рублей. Максимальные показатели способны достигать 135 000 рублей, а новички вправе рассчитывать на получение 70 000 рублей каждый месяц. Перспективы зависят от конкретной отрасли организации. Наиболее престижной считается область производства. Максимальный доход при трудоустройстве в крупную компанию может варьироваться в пределах 300 000 рублей. Далее идут отрасли строительства и торговли. Реже руководителей ищут торговые фирмы.
Плюсы и минусы профессии
Несмотря на сложность и многогранность профессии, специализация престижна и востребована в современном обществе. Опытные и компетентные люди высоко ценятся работодателями и вправе рассчитывать на более чем достойное вознаграждение за оказываемые предприятию услуги. Помимо этого существует ещё ряд достоинств профильной деятельности:
- независимость от плана продаж или объёма, процесса производства;
- нормированный график;
- отсутствие каких-либо физических нагрузок, повышенная активность умственной деятельности (как профилактика нежелательных закономерных возрастных ухудшений работы познавательной сферы и функционирования мозговых структур);
- повсеместный переход на ведение электронной отчётности – отсутствие необходимости лично посещать всевозможные инспекции и фонды, стоять в очередях и тратить силы на дорогу;
- возможность работать удалённо, даже в нескольких организациях одновременно.
Как и любая другая работа, данная специализация не обделена и недостатками. В первую очередь, это касается динамичного развития законодательства. Коррекция уже известных нормативов и правил реализуется постоянно. Главный бухгалтер должен не только регулярно отслеживать и своевременно изучать вступившие в силу акты, но и оперативно применять их на практике (за нарушения предусмотрены определённые санкции и штрафы).
Деятельность финансового эксперта в принципе наполнена рисками. За существенные нарушения предусмотрены санкции даже уголовного характера. Материальные наказания предусмотрены за допущение ошибок в статотчётности, нарушение кассовой дисциплины, порядка начисления зарплат и расчётов с налоговой службой.
Неотъемлемым недостатком в работе является сложность организации полноценного отпуска. Обычно его приходится дробить и подстраиваться под периоды сдачи деклараций. Во время формирования отчётности приходится часто засиживаться в офисе допоздна.
Кроме того, работник обязан регулярно повышать свою квалификацию, проходить всевозможные кусы и посещать тематические форумы. Обучаться можно и дистанционно, но и такой подход к совершенствованию образования предполагает готовность и желание расширять, углублять профильные знания параллельно основной деятельности.
Где и сколько учиться
Главным бухгалтером может стать тот, кто уже располагает опытом работы помощником или заместителем начальника. Но для этого необходимо и высшее профессиональное образование в области учёта и аудита или финансов. Можно пройти курсы повышения квалификации или переподготовки по направлениям:
- «Бухгалтер государственных (муниципальных) учреждений»;
- «Бухгалтер коммерческой организации»;
- «Бухгалтерский учёт и налогообложение»;
- «Бухгалтерский учёт и экономический анализ»;
- «Бухгалтерский учёт на предприятиях малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей»;
- «Организация работы складского хозяйства и учёт материально-технических ценностей»;
- «Ценообразование на предприятии. Современные методы определения цен на продукцию, работы и услуги»;
- «Работа с программой 1С: Бухгалтерия»;
- «Работа с программой 1С: Управление торговлей»;
- «Учётная политика»;
- «Аудит и анализ финансово-хозяйственной деятельности»;
- «Система вознаграждения персонала»;
- «Международная система ведения учёта МСФО»;
- «Учёт заработной платы и кадров»;
- «Учёт внешнеэкономической деятельности» и прочее.
Претендент на должность должен хорошо знать математику и правила, порядок регулирования денежного оборота, проведения экономического анализа. С дополнительным образованием в перспективе бухгалтер вправе рассчитывать на возможность стать финансовым директором или налоговым менеджером. С этой целью можно окончить курсы повышения квалификации или переподготовки.
Вступительные испытания
Для того чтобы в перспективе стать руководителем, выпускнику следует выбрать для сдачи экзаменов определённые предметы – профильную математику и обществознанию. Студенты изучают:
- основы бухгалтерской деятельности;
- принципы налогообложения;
- анализ, аудит на предприятии;
- правила составления статотчётности.
Вступительные испытания для абитуриентов не проводятся. Однако знание иностранного языка приветствуется и исключительно положительно скажется на будущей карьере.
Как стать главным бухгалтером
Руководитель отдела – самый востребованный топ-менеджер в стране (высшее звено). Такая популярность обоснована нормами действующего законодательства – любая организация обязана иметь эту штатную единицу. Закончив профильный вуз и получив соответствующее образование, выпускники могут беспрепятственно устроиться в небольшую фирму на должность помощника. Одни предпочитают терпеливо ждать, пока их усилия окажутся оценены по достоинству руководством с перспективой на карьерный рост. Другие предпочитают действовать решительно.
Для продвижения по карьерной лестнице крайне важен опыт. Желательно обрести его как можно быстрее, а, главное – на разных участках (расчёт зарплаты, сверка с контрагентами, учёт материалов). Параллельно рекомендуется изучать курсы по работе с программным обеспечением, его функциональными конфигурациями. В результате в распоряжении окажется целый комплекс лицензионных методических материалов и соответствующий сертификат, подтверждающий квалификацию.
Ещё одно условие для скорейшего карьерного роста – инициативность и любознательность. Молодому специалисту рекомендуется как можно чаще настаивать на возможности посетить лично инспекции и всевозможные фонды. Параллельно с основной работой можно трудиться удалённо на небольшую фирму. Внимание следует акцентировать не на размере заплаты, а на возможности проявить приобретённые профессиональные знания и умения в новом коллективе – завоевать авторитет как состоявшийся специалист, а не помощник. Это подходящие условия для принятия самостоятельных решений, несения персональной ответственности за:
- сроки сдачи отчётности;
- составление баланса;
- взаимодействие с государственными инспекциями, пенсионными страховыми и иными фондами.
Немаловажно регулярно просматривать информационные порталы, где публикуются полезные статьи о последних нововведениях и правках. В это же время не стоит забывать о посещении платных семинаров от аудиторских и консалтинговых структур. Если возможностей для инвестиций нет, можно обойтись бесплатными вебинарами. Знакомство с зарекомендованными экспертами поможет расширить представление о профессиональной деятельности, перенять опыт и научиться чему-то новому. Если на данном этапе руководство на основной работе не оценило проявленные старания, куда перспективнее подавать резюме на должность управляющего в другие структуры.
Где можно работать
Устроиться по специальности можно в любое коммерческое учреждение независимо от специфики его деятельности или масштаба развития. Каждая фирма заинтересована в непрерывном и беспрепятственном росте и развитии, минимизации издержек и стабильности в плане проведения обязательных денежных операций перед законодательством, персоналом. Трудоустроиться можно в промышленные производства, строительные компании, предприятия нефтегазового сектора и многие другие.
Специализация востребована и престижна на современном рынке труда, характеризуется неоспоримыми преимуществами и неограниченными перспективами для карьерного, личностного роста. Однако подойдёт она только усидчивым, готовым взять на себя и нести ответственность за все манипуляции, связанные с отчётностью по распределению резервов организации.