В обязанности торгового представителя входит заключение договоров с теми, кто будет непосредственно реализовать продукцию конечному потребителю. Специалист предоставляет образцы продукции, решает сопутствующие задачи.
Профессия многогранная. Особенности работы, перечень обязанностей, вверенных торговым представителям зависит от конкретного места. Единой должностной инструкции нет. Руководство само решает, какие задачи возложить на специалиста.
Особенности труда представителя в торговой области
Представитель занимается продвижением в бизнес-сегменте. Он предлагает товары от производителя организациям, индивидуальным предпринимателям, которые могут быть заинтересованы в его закупке и реализации. Реже — услуги. Должность отличается от смежных с ней. В отличие от менеджера, в обязанности представителя входит реализация продукции только бизнес-клиентам. И на относительно небольшой территории. Максимум — по району. География четко определена.
Работу можно найти на предприятиях, в торговой сфере. Компаниях по промышленному изготовлению товаров. Или у индивидуальных предпринимателей, которые занимаются мелким производством.
Должность сложная, но при наличии навыков убеждения, ведения деловых переговоров, развитой коммуникабельности — прибыльная. Зарплата специалиста складывается из оклада и надбавок за эффективную работу, количество заключенных договоров.
Должностная инструкция
Обязанности, вверенные торговым, коммерческим представителям строго не регламентированы. В зависимости от организации, работник может выполнять роль менеджера по продажам, мерчендайзера и не только.
Среди профессиональных задач:
- Анализ потенциального рынка сбыта.
- Подготовка предложений по эффективной поставке товаров бизнесу, компаниям, предпринимателям.
- Организация поставки товаров по точкам.
- Прием оплаты за поставленные, проданные партии.
- Подготовка отчетности.
- Заключение договоров на поставку товаров для реализации.
- Оценка эффективности реализации на вверенных точках.
- Проверка условий продаж на местах (оценка выкладки, полноты ассортимента).
Перечень должностных обязанностей торговых, коммерческих представителя зависит от конкретного места работы.
Кому подойдет профессия?
Должность сложная и требует широкой группы профессиональных и личных качеств. Эффективно трудиться в продающей сфере сможет тот, кто обладает специфическими свойствами характера:
- Ответственностью. Человек отвечает за продажи, расширяет базу покупателей, повышает прибыльность предприятия. От эффективности его работы зависит статус компании.
- Пунктуальностью. Необходимо вовремя контролировать сбыт, составлять отчеты.
- Организованностью, склонностью к одновременному решению нескольких задач.
- Общительностью, коммуникабельностью. Профессионал связывается с потенциальными клиентами, предлагает товары. Обсуждает условия сотрудничества. Должен тонко чувствовать настроения, потребности противоположной стороны потенциальной сделки.
- Стрессоустойчивостью. Работа связана с широкими контактами. Каждый день происходит от нескольких до нескольких десятков встреч.
- Вежливостью, тактичностью. Чтобы расположить к себе клиентов.
Кандидаты должны иметь навыки деловых переговоров, грамотную, четкую речь. Обязаны следить за своим внешним видом.
Требования выдвигаемые к соискателям
Чаще всего к кандидатам предъявляют два требования:
- Высшее или среднее специальное образование по направлениям коммерции, экономики. Подойдет специальности «Торговое дело», «Экономика», «Предпринимательство» и десятки смежных.
- Опыт работы от 1-го года на позициях, связанных с торговлей.
Некоторые компании готовы брать новичков без профильного образования, опыта. «Воспитывать» кадры под себя.
Преимущества и недостатки профессии
Специальность специфическая. Среди преимуществ профессии:
- Высокая заработная плата. На начальных этапах оклад составляет от 30-35 тысяч рублей и более. Сверху полагаются надбавки за успешную деятельность.
- Перспективы карьерного роста, развития. Успешный специалист может возглавить целую команду. Самые опытные претендуют на позиции коммерческих директоров предприятий.
- Широкие возможности для трудоустройства. Позиции представителей есть в торговых, промышленных предприятиях различных уровней.
Минусы:
- Разъездной характер работы.
- Прямая материальная ответственность. Ее степень зависит от позиции, должностных обязанностей, возложенных на торгового, коммерческого представителя. Следует внимательно изучить условия.
- Значительный уровень стресса.
- Отсутствие гарантии надбавок. Зависимость зарплаты от эффективности труда.
Представители — востребованные специалисты торговой области, сферы продаж. Но для эффективного труда требуется широкий круг личных качеств. Склонность к коммерческой деятельности. Из-за обилия требований специальность подойдет не всем.