SMM-специалист – это создатель и оформитель официальных страниц в социальных сетях и на онлайн платформах, использующий различные маркетинговые инструменты, влияющие на рейтинг сервиса в поисковых программах, количество лидов, привлечение целевой аудитории и удержание постоянных клиентов. Профессия отличается повышенным спросом на рынке труда, высокой заработной платой с возможностью выполнения заказов удаленно путем подбора заданий на фриланс-биржах.
Профессионалы могут работать по договору аутсорсинга или оказывать консалтинговые услуги. При этом для получения дохода в 100 тысяч рублей в месяц smm-щикам достаточно работать с 2 корпоративными клиентами. Абитуриенты активно изучают информацию о том, кто такой SMM специалист и какими особенностями характеризуется специальность.
Что входит в обязанности SMM-специалиста
Трудовые функции smm щика:
- Разработка общей концепции рекламной кампании в социальных сетях;
- Выбор перспективных площадок для размещения рекламных баннеров и публикации постов;
- Участие в настройках таргетированной рекламы;
- Организация взаимодействия с программистами, HTML-верстальщиками, SEO-оптимизаторами, графическими реакторами и копирайтерами;
- Проведение переговоров и согласований с заказчиками;
- Презентация макетов и эскизов рекламного продвижения;
- Поиск, создание и размещение контента, с учетом активности целевой аудитории;
- Работа с ключевыми словами и семантикой;
- Мониторинг и оценка деятельности конкурентов;
- Маркетинговое исследование по лидам и поисковым запросам;
- Привлечение ЦА;
- Оценка эффективности рекламных компаний по количеству новых клиентов и удержанию постоянных покупателей;
- Работа с воронками продаж;
- Коммуникация с подписчиками, ответы на комментарии и отзывы;
- Презентация моральных ценностей компании для формирования положительной репутации в социальных сетях;
- Составление контент-планов;
- Подготовка аналитических отчетов.
Профессионал должен быть готов выполнять обязанности администратора сайта, проводить или контролировать модерацию, взаимодействовать с редакторами, сервисными инженерами и разработчиками. Специалист занимается оценкой активности пользовательской аудитории и делает ресурс интересным и привлекательным для подписчиков и посетителей сервиса.
Требования к SMM-специалисту
По должностной инструкции на должность SMM-менеджеров назначаются профессионалы, прошедшие профильную подготовку по направлениям менеджмента и маркетинга.
СММ-щик занимается созданием контента для соцсетей и делает ресурс топовым в выдаче поисковых систем. Для этого он должен знать:
- Принципы функционирования и алгоритмы работы социальных сетей;
- Методы работы с целевой аудиторией;
- Правила составления психологического портрета потенциального покупателя;
- Маркетинговые инструменты по привлечению внимания и проведения новых клиентов до совершения сделки;
- Принципы настройки информационных и рекламных рассылок;
- Особенности выдачи поисковых запросов Google, Яндекс и других онлайн-платформ;
- Основы взаимодействия в сети интернет;
- Методы коммуникации со СМИ и медиаплощадками;
- Инфлюенсный маркетинг и привлечение блогеров, работающих с рекламными интеграциями;
- Основы использования интернет-форумов;
- Копирайтинг и рерайтинг;
- Правила реферирования, аннотирования и редактирования текстов;
- Методы обработки и подбора графического материала;
- Контентмейкинг;
- Брендинг;
- Алгоритмы анализа информационного поля;
- Инструменты по работе с базами данных;
- Правила подбора ключевых слов и семантического ядра;
- Принципы составления технических и творческих заданий для подчиненных специалистов;
- Правила проведения переговоров;
- Юридические аспекты деятельности, касающиеся рекламы, авторского права и защиты прав потребителей;
- Правила ведения профессиональной проектной документации.
Профессионал использует основы менеджмента и маркетинга, экономики, социологии, психологии и управления персоналом.
Для выполнения должностных обязанностей также требуется уметь работать со специализированным программным обеспечением:
- Popsters – сервис для аналитики пабликов, профилей и постов в социальных сетях;
- SMM Planner – программа для автоматической выкладки публикаций с указанным интервалом и временем размещения;
- Chotam – ресурс по отслеживанию комментариев и отзывов;
- Minter – анализатор ЦА;
- TargetHunter – делает и настраивает таргетированную рекламу;
- Kuku – ПО, ответственное за автопостинг и анализ соцсетей;
- Brand Analytics – мониторинг упоминаний бренда;
- Reportkey – ресурс для SEO-оптимизации и ведения отчетности.
Дополнительно потребуется владеть:
- Графическими и текстовыми редакторами;
- Сервисами для создания и редактирования документов с многопользовательским доступом;
- Программами по антиплагиату, анализу семантического ядра, ключевых запросов, чистоты и читаемости текстов;
- Ресурсами по созданию презентаций для демонстрации результатов работы клиентами и руководителям.
Личные качества менеджера по социальным медиа
Личностные характеристики SMM-специалистов влияют на успех в карьере и быстроту продвижения к руководящим должностям. Чтобы качественно заниматься рекламой и маркетинговой аналитикой профессионал должен быть:
- Стрессоустойчивым;
- Внимательным;
- Пунктуальным;
- Сдержанным;
- Тактичным;
- Энергичным;
- Харизматичным;
- Презентабельным;
- Обаятельным;
- Эрудированным.
Для ведения переговоров на высшем уровне требуется идеальное владение устной и письменной речью, знание делового этикета. В продвижении по карьерной лестнице участвует креативность, целеустремленность и наличие организаторского таланта. Высшей ступенью профессионального роста считается назначение руководителем маркетингового отдела, креативным директором или управляющим собственной компанией по SMM-продвижению.
Где учиться на SMM менеджера
Для трудоустройства важно наличие профильной профессиональной подготовки. Пройти обучение можно несколькими способами.
Курсы
Освоить базовые навыки по профессии можно на специализированных курсах. Актуальные направления обучения для SMM-специалистов:
- SMM-маркетинг;
- Воронки продаж и чат-боты;
- Таргетированная реклама;
- Influence-маркетинг;
- Комьюнити-менеджмент;
- Цифровые технологии в бизнесе;
- Продвижение в TikTok, ВКонтакте, Одноклассниках;
- Копирайтинг;
- Контекстная реклама;
- Продвижение в Telegram Messenger.
Профессионалы учатся делать небольшие рекламные проекты. Знаний полученных на курсах достаточно для погружения в профессию, накопления компетенций для расширения навыков в процессе самообучения. Выпускники готовы приступить к работе по специальности, но в виду наличия сертификата вместо профильного диплома образовательного учреждения проигрывают в конкурентной борьбе за трудоустройство.
Плюсы прохождения специализированных курсов:
- Практическая направленность обучения;
- Освоение профессии за 2 – 6 месяцев;
- Отсутствие вступительных экзаменов – учиться может каждый.
Стоимость обучения 20 – 40 тысяч рублей. Слушатели занимаются очно и в онлайн формате.
Колледж
Выпускники 9-го и 11-го класса могут начать освоение профессии в ссуз. Поступление организовано на конкурсной основе по среднему баллу аттестата. Предоставлять результаты ОГЭ или ЕГЭ не требуется. Проходной балл зависит от требований конкретного колледжа и выставляется с учетом уровня подготовки абитуриентов предыдущего года. Средний результат для поступления на бюджет – 3,7, на коммерцию – 3,2.
Обучение на SMM-специалиста доступно на факультете «Рекламы» по специальности «Интернет-маркетинг».
Ключевые дисциплины образовательной программы:
- Цифровая экономика;
- Командная работа и лидерство;
- Иностранный язык;
- Маркетинг;
- Теория коммуникации;
- Реклама и PR;
- Копирайтинг;
- Основы маркетинговых и медийных исследований;
- Иностранный язык;
- Основы рекламной фотографии.
Обучение доступно в очном формате, продолжительностью 3 года 10 месяцев и 2 года 10 месяцев в зависимости от программ реализуемых колледжем. Назначение специалиста с дипломом ссуз на руководящую должность невозможно без высшего образования.
Вузы
Выпускники университетов осваивают максимальное количество компетенций и получают конкурентное преимущество при трудоустройстве. Поступление доступно выпускникам 11-го класса или колледжа. В качестве вступительных экзаменов оцениваются результаты ЕГЭ по русскому, математике, информатике, обществознанию или литературе. Правила приема в конкретный университет прописываются во внутреннем уставе и публикуются на официальном сайте.
Доступные направления обучения для освоения профессии SMM-специалиста:
- Интернет-маркетинг;
- Управление проектами и продуктами в медиа-индустрии;
- Бренд-менеджмент в медиа-пространстве.
Ключевые дисциплины, изучаемые студентами:
- Цифровая экономика;
- Правоведение;
- Проектный менеджмент;
- Командная работа и лидерство;
- Теория коммуникации;
- Практика рекламы и массовой коммуникации;
- Маркетинг и маркетинговые исследования;
- Блогинг;
- Продакт-плейсмент;
- SMM-технологии;
- Управление контентом;
- Бренд-менеджмент;
- Креативные технологии в рекламе;
- Медиапланирование;
- Стратегическое планирование и прогнозирование;
- Мессенджер-маркетинг и чат-боты;
- E-mail маркетинг;
- Базовое построение автоворонок;
- SEO-оптимизация сайтов;
- Конкурентоспособный стартап;
- Контекстная реклама;
- Web-аналитика;
- CRM-системы;
- Электронная коммерция.
Обучение доступно в заочной форме – 3 года 6 месяцев, и онлайн – 4 года 6 месяцев.
Востребованность профессии
Профессия отличается востребованностью на российском и международном рынке труда. Доступные должности для профессионалов в области смм:
- Модераторы группы в определенной соцсети;
- SEO-оптимизаторы;
- Оптимизаторы сайтов под определенные социальные сети (SMO);
- Пиарщики;
- Бренд-мейкеры;
- Контент-мейкеры;
- Digital-creator.
Профессионалы легко могут переквалифицироваться в смежных специалистов и получить должность таргетолога, копирайтера, редактора, модератора сайта, специалиста по связям с общественностью.
Сколько зарабатывает SMM-менеджер
Профессия SMM-специалиста считается одной из перспективных и высокооплачиваемых специальностей. Доход профессионального smmщика зависит от:
- Перечня и уровня владения квалификационными навыками, особенно умения работать со специализированным программным обеспечением;
- Региона работы;
- Направления деятельности компании;
- Должности;
- Масштабности выполняемого проекта;
- Обязанностей.
Наибольший оклад получают ведущие штатные сотрудники крупных маркетинговых агентств и руководители рекламных отделов промышленных предприятий в сырьевой области. Доход профессионалов составляет 100 – 120 тысяч рублей в месяц.
Среди смм экспертов привыкших работать на себя большую прибыль получают блогеры с обширной целевой аудиторией подписчиков. Стоимость одного образовательного курса у крупного SMM-менеджера составляет 50 – 100 тысяч рублей, плюс профессионал получает дополнительный гонорар за рекламные интеграции.
Специалист, который занимается подбором заказов на фриланс биржах, получает от 5 до 100 тысяч за один проект. По статистическим данным даже начинающие профи не получают меньше 50 тысяч рублей.
Где работать
SMM-менеджер может реализоваться в различных областях профессиональной деятельности, работать с интересной информацией, участвовать в культурной жизни общества, и использовать творческий талант для продвижения по карьерной лестнице и повышения рейтинга в профессиональном сообществе.
Популярные места работы SMM-щиков:
- Коммерческие предприятия;
- Компании малого, среднего и крупного бизнеса;
- Интернет-фирмы, работающие в сфере E-Commerce Marketplace;
- Ретейлеры;
- Маркетинговые агентства;
- Рекламные отделы холдингов и промышленных предприятий, работающих над продвижением собственного бренда и марки;
- Учебные организации;
- Государственные структуры;
- Благотворительные фонды;
- Страховые компании;
- Социальные фонды;
- Финансовые организации.
Многие SMM-специалисты активно занимаются продвижением личного бренда в социальных сетях и становятся известными блогерами, оказывающими образовательные и консультационные услуги начинающим профессионалам. Они создают авторские курсы по SMM-продвижению и SEO-оптимизации, включают блоки по привлечению клиентов, работе с целевой аудиторией и грамотному инвестированию.
Направления работы популярных social media manager:
- Марафоны успешности;
- Вебинары;
- Мастер-классы;
- Видеолекции;
- Презентации;
- Прямые эфиры;
- Поддержка в телеграм-боте и других мессенжерах.
Отдельный вид деятельности эсемемщиков связана с работой на фриланс-биржах. Актуальные профильные сервисы для smm-manager:
- Upwork;
- FlexJobs;
- Guru;
- Fiverr;
- Angel.co.
Также для поиска удаленных клиентов модно использовать специализированные сообщества для фрилансеров сммщиков в соц сетях.
Плюсы и минусы профессии
Преимущества работы SMM-менеджером:
- Востребованность;
- Перспективность;
- Престижность;
- Окупаемость затрат на обучение;
- Уровень заработной платы;
- Креативная деятельность;
- Гибкий график и возможность работы на фрилансе;
- Наработка полезных деловых связей;
- Трудоустройство за рубежом;
- Сотрудничество с иностранными партнерами и компаниями.
Недостатки:
- Многозадачность и совмещение обязанностей нескольких специалистов при единоличной организации SMM-продвижения;
- Ненормированный рабочий день – контент выходит и в выходные и в праздники.
SMM-менеджеры занимаются креативной деятельностью. Они создают и реализуют авторские задумки в плане выпуска контента и его оформления, работают с целевой аудиторией и взаимодействуют с подписчиками. Такая работа не приводит к эмоциональному выгоранию и позволяет получать моральное удовлетворение от комментариев и роста статистических показателей в режиме реального времени.