Работа высоко оплачивается, поэтому привлекает молодых и творческих личностей, не осознающих до конца, кто такой интернет-маркетолог. Отсутствие организаторских способностей, стратегического мышления и опыта в digital-сфере вызывает трудности, что приводит к быстрому выгоранию, разочарованию и является частой причиной увольнений.
Кто такой интернет-маркетолог
Интернет-маркетолог – это специалист, продвигающий продукт, услугу в цифровой среде, используя различные методы и инструменты, такие как поисковая оптимизация, email, SMM-маркетинг, копирайтинг. Профессия интернет-маркетолог может называться по разному: it-маркетолог, онлайн-маркетолог или веб маркетолог. Суть профессии остается такой же независимо от названия.
Для успешного построения карьеры необходимо обладать теоретической подготовкой и навыками в области гуманитарных и технических наук. Профессионал должен сочетать в себе функции психолога, журналиста, писателя, дизайнера, аналитика, стратега.
Функции и обязанности онлайн-маркетолога
Задачи, которые выполняет интернет-маркетолог, устанавливает работодатель. Специалист может руководить небольшим штатом, отделом, в крупных организациях его обязанности разделяются между несколькими людьми. Компании хотят сотрудничать с профессионалами, свободно ориентирующимися во всех отраслях маркетинга.
Специалист internet marketer несет ответственность за все этапы продвижения. От эффективности его работы, управленческих способностей, умения распределять функции зависит будущее бизнеса. Опытные интернет-маркетологи часто занимаются брендированием, создают имидж компании, повышают репутацию, регулируют конфликтные ситуации. Штатный сотрудник контролирует активность и содержимое сайтов, аккаунтов, сообществ.
Функции:
- Создание и выполнение плана с учетом содержимого продукта, его плюсов. Расчет стоимости, составление стратегии, управление бюджетом.
- Исследование рынка, конкурентов. Выделение преимуществ и недостатков компаний, работающих в том же сегменте, наблюдение за их активностью, отслеживание новых ниш на рынке.
- Изучение целевой аудитории. Сбор данных, выяснение потребностей, создание портрета клиента. Исследование интересов и особенностей: язык, устройства, приложения, часто используемые слова. Контроль активности: посещаемые сайты, сколько времени проводит в интернете, на определенных ресурсах.
- Контроль трендов и технологий. Отслеживание тенденций в соцсетях, экономике, IT-сфере и прочих областях. Отсеивание версий, которые, скорее всего, не приживутся, выбор и использование удачных трендов.
- Управление штатом, контроль исполнения кампании. Обработка результатов, исключение неэффективных онлайн-инструментов.
Кому подойдет профессия маркетолога?
Такой специалист должен любить гаджеты и социальные сети, разбираться в их устройстве и принципах работы. Важно уметь общаться, грамотно излагать мысли в письменной форме, разбираться в особенностях взаимодействия с аудиторией на разных площадках. Знание человеческой психологии – важный фактор для успешного удержания внимания пользователей.
Стагнация и стабильность – враг маркетолога. Работник должен обладать нестандартным мышлением, постоянно двигаться вперед, развиваться, стремиться к изучению и осознанию свежей информации, адаптироваться к изменяющимся условиям жизни и рынка.
Требуется гибкий и креативный подход к концепции бренда с учетом ярких трендов и изменений в мире. Интернет-маркетологу необходимо постоянно обучаться: проходить вебинары, тренинги не только в сфере продвижения, но и в области социологии, психологии, журналистки.
Необходимые личные качества
Главные требования – креативность, гибкость мышления, отсутствие страха перед трудностями. Претендентами на руководящие посты могут быть только лидеры по своей природе, которые умеют управлять творческими командами и регулировать их работу.
Какими качествами необходимо обладать интернет-маркетологу:
- коммуникабельность;
- стрессоустойчивость;
- ответственность;
- настойчивость;
- исполнительность;
- усидчивость;
- внимательность;
- терпеливость.
Направления деятельности интернет-маркетологов
Менеджер по развитию руководит штатом или является ее частью. Вчерашний выпускник вуза выполняет задачи помощника, младшего специалиста. Если он проходил стажировку в крупной организации, имеет полноценное портфолио, владеет конкретными инструментами продвижения, то может рассчитывать на должность в этой отрасли онлайн-маркетинга.
Основные сферы:
- SEO. Оформляет сайты и отдельные страницы, наполняет качественными статьями с грамотной расстановкой популярных запросов, продвигает в системах поиска для увеличения интернет-трафика.
- Контекстная реклама. Делает и размещает объявления в Яндекс и Google.
- SMM, SMO. Создает аккаунты и сообщества, привлекает лидов, публикует актуальный контент, пишет посты, подбирает картинки, видео, хештеги, учитывает реакцию подписчиков.
- Контент-маркетинг. Формирует авторский стиль, делает рассылки, ведет блоги с учетом имиджа заказчика, общается с копирайтерами, СМИ и интернет-площадками для размещения.
- UX-дизайн. Исследует поведение и привычки пользователей, разрабатывает прототипы и тестирует, делает ТЗ для UI-специалиста.
- UI-дизайн. Создает удобную структуру сайта, логично размещает элементы. Оформляет меню, подбирает анимации, шрифты, фотографии, иллюстрации.
Как стать интернет-маркетологом?
Подготовкой маркетологов занимаются колледжи и высшие учебные заведения на факультете интернет-маркетинга. СПО имеет ограничения и позволит развиваться в определенном секторе маркетинга. Студенты обучаются от 2 до 3 лет.
Программа бакалавриата длится 4 года 6 месяцев. Высшее образование открывает больше карьерных перспектив. В престижных вузах студенты работают над созданием реальных кейсов и проектов. Проходя стажировку в крупных компаниях, они понимают настоящее устройство сферы интернет-маркетинга. Наиболее инициативные и целеустремленные практиканты, проявляющие живой интерес, получают предложение о сотрудничестве.
Действующим работникам доступно прохождение магистратуры длительностью 2 года. Уделяется внимание дизайну рекламы, его технологическим аспектам, смежным составляющим. Студенты изучают маркетинговые исследования, учатся конкурентному анализу, взаимодействию с исследовательскими учреждениями.
Подготовка по профилю «Управление рекламным бизнесом», «Управление и заработка комплексных креативных стратегий» подойдет руководителям PR-компаний. Студенты обучаются формировать рекламные проекты по созданию оригинального материала и его распространению.
Важно вливаться в диджитал-сферу, еще будучи студентом. Выпускники должны быть способными выполнять хотя бы базовые задачи. Необходимо наблюдать за работой опытных менеджеров и маркетологов, активно нарабатывать и совершенствовать навыки по отслеживанию, обработке и фильтрации информации. Чтобы достигнуть успеха, нужно начинать с исследования рынка, интернет-трендов, используемых методов, содержимого сайта и аккаунтов заказчика.
Работа в диджитал-среде доступна лицам, получившим образование по смежным специальностям: социологам, психологам, журналистам, лингвистам, экономистам. Можно поступить на магистратуру или обучиться на специализированных курсах.
Перспективы профессии и возможности карьерного роста
Популярность менеджеров по развитию в России с каждым годом набирает обороты. Сейчас интернет – это главный канал для продажи услуг.
Возможности карьерного роста индивидуальны для каждого интернет-маркетолога. Интенсивность развития зависит от заинтересованности, желания осваивать все диджитал-сферы, вырабатывать необходимые личностные черты.
Маркетолог может быть рядовым специалистом или занимать руководящую должность в диджитал-агентстве, крупной российской, международной или зарубежной организации, курируя небольшое подразделение в отделе маркетинга. Может работать фрилансером, при достаточном количестве опыта – организовать собственный бизнес.
Заработная плата зависит от уровня образования, стажа, региона и выбранной формы занятости. Она устанавливается по результатам собеседования, когда работодатель оценивает навыки соискателя.
Трудовой стаж больше всего влияет на ставку. Начинающий специалист в Москве и Санкт-Петербурге может рассчитывать на заработную плату 55–60 тысяч рублей. При опыте более 6 лет средний уровень оплаты труда повышается до 120 тысяч. Руководители и работники, занимающиеся продвижением продукции с помощью инновационных способов, зарабатывают от 90–95 тысяч рублей ежемесячно.