Действительно, HR-менеджер – это весьма интересная профессия по многим параметрам. Правда, не такая простая, как может показаться. Разбираемся, что за деятельность она предполагает, и кто может ее освоить.
HR-менеджер: все, что нужно знать
Специальность часто связывают с управлением людьми. Это не совсем верно. В расшифровке эйчар-менеджмент – это human resources management или управление человеческими ресурсами. Специалист работает со знаниями, навыками, умениями сотрудников компании – выстраивает такую схему трудовых взаимоотношений, при которых наилучшим образом раскрывается потенциал каждого работника. Причем не в отдельно взятой ситуации, а в рамках глобальных целей компании.
Специалист работает сразу в нескольких направлениях:
- организует и координирует деятельность кадровой службы;
- распределяет сотрудников по местам;
- разрабатывает и внедряет систему эффективной адаптации новых работников;
- планирует программу увеличения производительности труда в компании.
Что входит в обязанности
Конечно, учитывая столь широкий охват задач, с которыми работает специалист, становится понятным, что в разделе кадрового менеджмента просто обязано быть свое разделение на узких специалистов. Да, это не всегда универсалы, занятые общей координацией. В штате крупных и средних компаний их может быть несколько, и каждый выполняет свой пул задач.
Если же суммировать функции, которые может выполнять руководитель, то в этот список могут входить:
- поиск сотрудников;
- документооборот;
- распределение специалистов по должностям, рокировки, контроль эффективности каждого работника на занимаемой должности;
- адаптация новичков;
- организация системы профессионального обучения кадров;
- планирование работы кадровой службы;
- разработка и внедрение системы и отдельных приемов для мотивации (финансовой и нефинансовой), а также демотивационных инструментов (штрафы, лишение премий);
- ведение архива личных дел сотрудников;
- стратегическое планирование;
- согласование изменений с другими департаментами и многое другое.
Суммируя, можно сказать, что менеджер по персоналу – это намного больше, чем человек, который проводит собеседования с претендентами на должность и принимает решение об их найме или увольнении. Это стратег и тактик, который действует в интересах компании и отвечает за то, чтобы вся система менеджмента трудовых ресурсов работала в этих интересах.
Можно ли работать HR-менеджером удаленно
Руководитель кадровой службы офлайн-предприятия (производственного, торгового или сервисного), конечно, не может позволить себе полностью перейти на удаленный режим. Но более узкие эксперты – рекрутеры, наставники, консультанты по вопросам руководства кадрами – сегодня имеют возможность работать в дистанционном режиме. Особенно если бизнес, в котором они заняты, практикует перевод (наем) сотрудников на удаленную работу.
Лет 5–7 назад это было невозможным, но сегодня в распоряжении HR-менеджеров есть все необходимое для дистанционного контроля, организации, планирования и координации работы людей:
- профессиональный софт для постановки задач сотрудникам и сбора фотографий рабочего дня;
- всевозможные мессенджеры, чтобы оставаться на связи;
- ПО для проведения видеочатов и конференций для контроля, совещаний, инструктажа, собеседований и интервью;
- система IP-телефонии;
- учет (от продуктов 1С до их различных аналогов).
Программных инструментов для кадровиков достаточно, чтобы организовать решение практически любых вопросов в удаленном режиме. Более того, количество вакансий именно на удаленную работу (аутсорсинговую и штатную) постоянно растет. Многие агентства по рекрутингу переводят свои кол-центры в дистанционный режим для экономии средств.
Качества и навыки хорошего менеджера по персоналу
Чтобы стать хорошим HR-менеджером, недостаточно качественного образования и большого желания. Здесь важны личные качества лидера, умение общаться с людьми, желание искать и находить оптимальные решения, аналитический склад ума. Будучи одним из самых сложных управленческих направлений, менеджмент персонала требует максимальной объективности, стрессоустойчивости, внимательности, терпения и даже природного обаяния.
Впрочем, все это не значит, что есть люди, созданные для данной работы, и те, кто с ней ни за что не справятся. Большинство качеств, необходимых чтобы в ней состояться, можно в себе воспитать. Так что желание все же на первом месте.
Зарплата и перспективы карьерного роста
На конец 2020 года средняя заработная плата штатных управленцев персоналом составляла в среднем по России 60–75 тыс. рублей в месяц, в Москве – 70–85 тыс. Топ-менеджеры могут претендовать на более высокие доходы – от 90–100 тыс. в месяц. Новички в должности младших менеджеров или помощников получают от 40–45 тыс. в регионах до 50 тыс. рублей в месяц в столицах.
Карьера HR-менеджера может развиваться как вертикально, так и горизонтально. В первом случае он растет от помощника, секретаря или младшего сотрудника кадрового отдела до его руководителя или директора компании по персоналу. Во втором – решает разные задачи (делопроизводство – вопросы, связанные с охраной труда, – реорганизация кадровой службы – координация кадровой системы организации региональных отделений и т. д.).
Кроме того, управленец может состояться и в сфере предпринимательства – организовать собственное кадровое агентство, давать консультации по кадровым вопросам, заниматься обучением персонала, предоставлять услуги по официальному трудоустройству.
Преимущества и недостатки деятельности управленца
Плюсов много:
- постоянный спрос (нужны во всех без исключения сферах – от digital-услуг до предприятий нефтепереработки);
- достойная оплата труда;
- интересная работа (особенно для людей с навыками лидера);
- большой выбор направлений (наем, обучение персонала, организация системы мотивации, работа с кадровой службой);
- престиж.
Среди минусов стоит отметить высокую ответственность, свойственную любой сфере менеджмента, большое количество обязанностей и человеческий фактор, которого в работе управляющего персоналом очень много.
Как стать HR-менеджером
Любому управленцу нужно высшее образование. В идеале – на уровне магистра. Хотя стартовать можно и с дипломом бакалавра по специальности «Кадровый менеджмент».
Что нужно знать:
- трудовое законодательство;
- основы делового общения;
- азы делопроизводства;
- методологию оценки эффективности кадров;
- основы менеджмента в целом и менеджмента кадров в частности;
- принципы корпоративной психологии;
- методы социологических исследований.
В HR-менеджменте (при приеме управленца) очень высоко ценится опыт. Его желательно начинать набираться еще во время учебы в вузе. Тем более что многие форматы обучения, которые предлагают сегодняшние школы высшего образования, это позволяют.
Адреса поступления:
г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
Время работы
Пн-Пт: 09:00-18:00;
Сб-Вс: Выходной