Дети с особенностями в психическом и умственном развитии часто нуждаются в профессиональном обучении базовым бытовым навыкам, связанным со словесным выражением, образным мышлением и логикой. Дефектолог – это специализированный педагог, использующий профильные практики по коррекции нарушений в речевом или психическом развитии, применяющиеся с целью социализации и адаптации индивидуумов. Профессия требует наличия педагогического образования, относится к социально-значимым специальностям, выбираемым по личным предпочтениям и призванию. Абитуриентам, желающим реализоваться в области дефектологии, стоит узнать, кто такой дефектолог и с какими диагнозами он работает.
Специализации дефектолога
Дефектология – наука, изучающая особенности развития, обучения и социализации детей с врожденными или приобретенными физическими и психическими недостатками.
Профессионалы, работающие с особенными детьми, относятся к коррекционным педагогам. В их арсенале обязательно присутствуют специализированные методики по запуску речи, обучению письму и чтению ребенка с диагнозом аутизм, нарушениями зрения или слуха, задержкой развития и интеллектуальной недостаточностью.
Направления специализации дефектолог, работающих с детьми:
- Логопедия – изучения и коррекция языковых трудностей, связанных с неправильным произношением звуков, пониманием слов, запуском речи;
- Сурдопедагогика – обучение слабослышащих и глухих детей;
- Тифлопедагогика – работа с пациентами с нарушением зрения;
- Ортопедагогика – разработка и применение образовательных программ для учеников с ДЦП и заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
- Олигофренопедагогика – использование образовательных педагогических методик для адаптации и социализации детей с диагнозами.
Особенности профессии
Работа дефектолога с особенными детьми характеризуется определенными нюансами:
- Начало коррекции с возраста от 1 года и раньше. Сложность заключается в том, что возможности современной медицинской диагностики и ранней профилактики ограничены. Большинство детей попадают к дефектологам в возрасте 3 – 4 лет, на этапе, когда начинают проявлять нарушения в задержке речи и умственной деятельности. Особенно сложно ставится диагноз аутизма. Дети во многом не отличаются от сверстников, а необходимость коррекции ставится неврологами и психологами только во время прохождения врачебной комиссии перед приемом в детский сад.
- Тесная взаимосвязь педагога-дефектолога с врачами. Профессионалы не назначают медикаментозную терапию, но входят в число ведущих специалистов на этапе реабилитации и адаптации детей.
- На консультацию направляются пациенты с родовыми травмами и неврологическими расстройствами. Профессиональный дефектолог должен уметь проводить диагностику нарушений и выдавать экспертное заключение об уровне развития навыков согласно возрастным нормам.
- Проведение общих консультаций и консилиумов с детскими психологами, неврологами и нейропсихологами.
Необходимые личные качества дефектолога
Основные задачи специалиста:
- Развитие сенсорных навыков;
- Обучение игровым приемам;
- Формирование навыков личной гигиены;
- Знакомство с окружающей средой;
- Запуск и развитие речи;
- Обучение математики, чтению и письму;
- Развитие творчества и мелкой моторики.
Учитывая особенности детей, для выполнения этих задач дефектологу необходим определенный набор личных качеств:
- Сдержанность;
- Внимательность;
- Самоконтроль;
- Стрессоустойчивость;
- Доброта;
- Обаятельность;
- Эмпатия;
- Объективность;
- Тактичность;
- Эрудированность;
- Спокойствие.
Излишняя активность и эмоциональность категорически не подходят для обучения детей с нарушениями развития.
Требуемые профессиональные знания
Должностные обязанности дефектологов включают:
- Проведение диагностики пациента, с учетом имеющихся нарушений и врачебного диагноза;
- Оценка общего развития и навыков;
- Определение наличия и степени выраженности отклонений;
- Подбор плана индивидуальной работы с ребенком, выбора специализированных или авторских методик с включением сказкотерапии и игровых практик;
- Ведение профессиональной документации с целью фиксации прогресса или регресса клиентов;
- Корректировка выбранных методов и образовательных программ с учетом личности ребенка;
- Консультирование родителей по вопросам воспитания и образования особенных детей;
- Взаимодействие с врачами и психологами;
- Подбор плана для самообучения и домашней работы пациентов;
- Использование средств и методов дистанционного образования с использованием информационных технологий и образовательных платформ;
- Изучение интересов и талантов учащихся, их развитие и возможность превращения в профессиональную деятельность для социальной адаптации во взрослом возрасте;
- Помощь в выборе учебного заведения коррекционной направленности, с учетом реализуемых образовательных программ.
В работе профессиональные дефектологи объединяют знания из области педагогики, психологии, социологии, реабилитологии, педиатрии. Важно владеть специализированными техниками и методиками установления коммуникации со сложными пациентами и их родителями. Комплаентности и восприимчивость детей играют ведущую роль в достижении успехов в образовательной и воспитательной деятельности.
Как стать дефектологом
Для работы в коррекционных детских садах и школах учителям требуется профильное высшее или среднее специальное педагогическое образование. Доступные направления обучения:
В колледже
Студентами могут стать выпускники 9-го или 11-го класса. Зачисление происходит по среднему баллу аттестата. Сдавать дополнительные вступительные экзамены не требуется. Направления подготовки:
- Учитель начальных классов – преподаватели в школах занимаются обучением чтению и письму. Эти знания используются для трансформации и адаптации программ под индивидуальные особенности детей с отклонениями в развитии.
- Воспитатель детей дошкольного возраста - разбирается в воспитательных методиках и игровых практиках при работе с малышами от 3 до 7 лет.
Проходной балл от 3,0 на коммерцию и 3,2 – 3,5 на бюджет.
В университете
Обучение ведется по программам бакалавриата. Поступить могут выпускники 11-го класса или колледжа. В качестве вступительных экзаменов предоставляются результаты ЕГЭ по русскому, литературе, математике, истории или обществознанию в зависимости от правил приемной кампании конкретного вуза.
Направления обучения:
- Психология и педагогика дошкольного образования;
- Педагогика и психология начального общего образования.
Специалист занимается работой со специализированными образовательными методиками, поэтому помимо основного образования профессионалам требуется пройти дополнительные профильные курсы повышения квалификации. Также после прохождения специализации дефектологами могут работать специалисты с высшим медицинским образованием лечебного или педиатрического факультета.
Плюсы и минусы профессии
Преимущества работы дефектологом:
- Специалисты востребованы на рынке труда;
- Низкая конкуренция при трудоустройстве в виду недостатка квалифицированных кадров;
- Получение социально-значимой профессии;
- Моральное удовлетворение от помощи детям.
Недостатки:
- Средний уровень заработной платы при работе в государственных и бюджетных структурах;
- Перенос проблем пациентов на себя;
- Сложности в коммуникации с клиентами.
Дефектолог – престижная и перспективная профессия. Научная деятельность и разработка авторских методик позволяет специалистам стать известными в профессиональном сообществе и получать истинное эмоциональное удовлетворение от реальной помощи сложным пациентам.