Кто такой бизнес-коуч? Ответить на этот вопрос поможет определение. Бизнес-коуч – это эксперт, помогающий предпринимателям достигать личные и деловые цели посредством проведения мотивирующих консультаций. Главная особенность этой профессии состоит в том, что коуч способствует раскрытию личностного потенциала, посредством чего бизнесмен достигает успеха в своей работе. Для чего нужны бизнес-коучи, как стать наставником предпринимателя, и какие задачи придется решать во время работы — рассуждаем об этом ниже.
Для чего нужен бизнес-коучинг
Бизнес-коучинг — система взаимоотношений, которые возникают между бизнесменом и коучем, бизнес-наставником и командой персонала, трудоустроенной в компании. Главная цель, которую преследует коуч — поиск путей развития предпринимателей, бизнеса, которые помогут достичь максимальной эффективности деятельности и увеличения прибыли.
Руководители компаний нанимают бизнес-коучей для того, чтобы замотивировать персонал в достижении цели, поставленной руководящим звеном, достичь масштабирования коммерческой деятельности и улучшения финансовых показателей фирмы. Истинная цель привлечения бизнес-специалиста, проводящего консультации топ-менеджерам, зависит от направления бизнеса, уровня финансовых, технологических и производственных возможностей.
Задачи и цели бизнес-коучинга
Конечные задачи бизнес-коучинга зависят от вида направления. Но если свести основные данные, то ключевыми задачами специалиста в этой сфере являются:
- улучшение финансовых показателей бизнеса;
- повышение заинтересованности сотрудников предприятия в работе, что позволяет снизить текучесть кадров, предупредить развитие конфликтов между работниками и руководителями;
- повышение личной эффективности, как рядового персонала, так и топ-менеджеров;
- подбор наиболее эффективной и подходящей модели управления компанией с учетом направления деятельности;
- проведение консультаций, в рамках которых будут предложены механизмы вывода бизнеса из кризиса и пр.
Коуч — специалист, основная задача которого — достижение роста: предпринимателя или бизнеса в целом, или конкретного направления. Достичь это можно, найдя эффективные инструменты для разрешения насущных проблем.
Виды бизнес-коучинга
Говоря про бизнес-коучинг, необходимо рассказать и о существующих разновидностях этого направления. Существует довольно много оснований для классификации коучинга, приведем самые актуальные из них.
По количеству клиентов
Работа бизнес-тренера может происходить как с одним человеком, так и с коллективом. Следовательно, индивидуальный бизнес-коучинг в основном выбирают топ-менеджеры компаний, чтобы закрыть конкретные потребности личного роста или развития бизнеса. Наставник в процессе обучения общается с клиентом с глазу на глаз, предлагает наиболее подходящие для обучающегося стратегии развития. Например, если руководитель не успевает строго в дедлайн выполнять все задачи, то коуч поможет рационально использовать время, составлять график работ и планировать деятельность.
Организационный коучинг — еще один вид работы консультанта, который предполагает взаимодействие эксперта как непосредственно с руководителем фирмы, так и руководителями отделов. Кроме того, в рамках организационного бизнес-коучинга взаимодействуют с коучем и сотрудники компании. Профессиональная консультативная помощь помогает раскрыть потенциал каждого работника, чтобы достичь общей цели — улучшение результатов предпринимательской деятельности.
Командный коучинг — групповая работа с клиентами, которые имеют схожие потребности или проблемы. Участники коучинга не только слушают тренера, но и обмениваются опытом, знаниями друг с другом, повышая уровень вовлеченности в бизнес-процессы и мотивацию.
По формату обучения
Если раньше подобные мероприятия проводились исключительно в офлайн-формате, то сегодня все чаще бизнесмены пользуются услугами дистанционного коучинга. Это стало возможным за счет развития информационных технологий: стороны могут самостоятельно подобрать канал для связи. Это может быть «зум», видеоконференция через скайп, мессенджеры, созвон по телефону. Главное достоинство дистанционных консультаций — экономия времени.
По уровню значимости
Вид коучинга руководителей и сотрудников подбирается исключительно с учетом масштабности действий. Он бывает трех видов:
- Оперативный. Рекомендован бизнесу, которому необходима сочная информационная или правовая поддержка с целью оперативного решения текущих вопросов.
- Тактический. В данном случае учитываются среднесрочные и краткосрочные бизнес-цели. Коуч помогает составить план действий, который поможет достичь задуманных результатов.
- Стратегический. В данном случае происходит разработка глобальной стратегии развития компании, подбирается миссия.
Какой именно нужен коучинг в бизнесе — решать предпринимателю, который ставит перед собой те или иные цели. Каждый из видов мероприятий имеет как свои преимущества, так и недостатки.
В чем состоит работа коуча по бизнесу
Итак, из вышесказанного можно сделать простой вывод — бизнес-коучинг — профессия, в рамках которой специалисты выступают в роли наставника для предпринимателей. Однако не стоит приравнивать профессию коуча и тренера, наставника.
Главное отличие в построении рабочего процесса коуча от смежных профессий состоит в том, что он не превалирует над клиентами, а занимает с ними равноценную позицию. Простое общение с профессионалом в процессе коуч-сессии позволяет раскрыть потенциал бизнесмена, найти возможности для достижения целей.
Методы и способы, которые использует коуч, могут разниться от сессии к сессии, так как инструментарий подбирается с учетом потребностей клиента. Но точно можно сказать, что вне зависимости от целей встречи — эксперт по бизнес-коучингу никогда не будет навязывать клиенту свою собственную точку зрения.
Во время коучинга эксперт должен вести профессиональную беседу с клиентом, задавать ему вопросы, заставляя его искать ответы. Именно через подобный формат и происходит поиск возможностей для совершенствования бизнеса. Но чтобы выйти на этот этап, эксперт должен провести первоначальный анализ деятельности фирмы, выделить видимые недостатки в ее деятельности. На основании выявленных недочетов устанавливается цель вместе с клиентом, к которой необходимо прийти в конце сотрудничества.
Как стать бизнес-коучем
Бизнес-коучинг — направление, которое пользуется большим спросом. По существующей статистике, порядка 80% всех компаний в мире прибегали к помощи коучей хотя бы единожды.
Поэтому получение образования в этой сфере гарантирует человеку стабильный уровень заработка. Кроме того, полученные в рамках прохождения образовательной программы знания и информация, помогут развить собственный бизнес.
Какое нужно образование, чтобы работать в этой сфере? В России программа «Бизнес-коучинг» не аккредитована, следовательно, и получить профильное образование нельзя. Поэтому в качестве базового может подойти диплом об окончании вуза по смежным экономическим специальностям, которые касаются менеджмента и управления.
Но и этого будет недостаточно, чтобы работать по специальности. Повысить «качество» собственных знаний и получить необходимый набор компетенций можно, если поступать в учебные заведения, на базе которых открыты школы бизнес-коучинга. При выборе программы обучения необходимо отдавать предпочтения тем курсам, которые были аккредитованы международной ассоциацией коучинга. Это может быть сертификат ICC, ICF, ICU.
Чтобы поступить на обучение, как правило, не требуется сдавать экзамены. Однако отдельные университеты и школы могут устанавливать внутренние вступительные экзамены, например, тестирование по русскому языку или математике.
Во время прохождения образовательных курсов обучающиеся будут изучать:
- ораторское искусство;
- инструменты продаж;
- методики проведения презентаций;
- техники управления эмоциями и пр.
Курсы профессиональной подготовки коучей рассчитаны на различный период подготовки специалистов: от 30 до 176 часов. После окончания программы выдается сертификат ACSTH и ACTP, который в дальнейшем открывают дополнительные возможности для повышения квалификации. Формат обучения в 80% очный.
Эффективность бизнес-коучинга
Нераскрытым остается вопрос — насколько эффективен бизнес-коучинг и действительно ли стоит пользоваться услугами коучей предпринимателям? Ответить однозначно на этот вопрос невозможно, так как зависит от множества факторов:
- первоначального состояния бизнеса;
- запросов клиента — конечных результатов, которые он хочет достичь;
- личностных особенностей предпринимателя.
Обратить на эту сферу следует бизнесменам, которые не имеют опыта построения коммерческой деятельности и не могут грамотно организовать процесс управления. Однако стоит понимать, что бизнес-коуч — это не волшебник, который даст «таблетку» от всех проблем, которые поджидают в этой сфере.
Коуч — это профессионал, который не будет выполнять всю работу за предпринимателя, повышая мотивацию сотрудников, организовывая внутренние процессы внутри предприятия. Главная задача — помочь предпринимателю найти возможности, чтобы решить все существующие проблемы.
Поэтому чтобы наставничество было действительно эффективным, необходимо:
- подбирать бизнес-коуча, который будет являться профессионалом в своей отрасли, имеет профильное образование и сертификаты, подтверждающие компетенции в указанной сфере;
- быть заинтересованным в том, чтобы вывести компанию на новый уровень, достичь действительно хороших результатов, даже если для этого потребуется вложить дополнительные средства.
Бизнес-коучинг требует от руководителя компании достаточно серьезных вливаний. Потребуются дополнительные временные ресурсы и финансы. Если подойти к выбору бизнес-коуча со всей серьезностью, работать с ним на полную мощность, то можно достичь действительно хороших результатов личностного и карьерного роста. Поэтому все вложения будут оправданы.