Экономические специальности, связанные с предпринимательством востребованы на рынке труда. Специалисты занимаются стратегическим планированием и прогнозированием, умеют составлять антикризисные программы и стратегии вывода предприятия на новый уровень доходов. Основная обязанность по развитию фирмы лежит на гендиректоре и его заместителях, но если у организации возникают трудности, то стоит изучить информацию о том, кто такой бизнес аналитик и какие функции он выполняет.
Бизнес-аналитика – это многокомпонентный анализ сложных бизнес-процессов, включающий получение и обработку исторических данных, выявление текущих тенденций, трендов и закономерностей, принятие бизнес-решений по статистическим показателям.
Выполнением профессиональных обязанностей, связанных со сбором, классификацией и оценкой информации занимается business analyst. Для комплексного анализа рыночной и экономической ситуации специалист должен знать основы высшей математики, экономики и экономической теории, информационные технологии и уметь работать со специализированным программным обеспечением, отвечающим за автоматизированную обработку данных и визуализацию полученных показателей в формате графиков и диаграмм. Главные требования, предъявляемые к соискателям на должность бизнес-аналитика – наличие профильного высшего образования, целеустремленность и стремление к профессиональному развитию. Заработная плата определяется масштабами аналитических проектов и сотрудничеством с крупными компаниями и холдингами. Топовые аналитики зарабатывают 200 – 500 тысяч рублей в месяц.
Для чего компании нужен бизнес-аналитик
Бизнес-аналитик – экономический профессионал широкого профиля. В зону его компетенции попадают:
- Экономическая сфера;
- Организация труда;
- Производственные процессы;
- Стратегическое планирование и эволюционные изменения предприятий.
Главная задача специалиста – проанализировать деятельность компании, определить слабые стороны и наметить пути развития.
Особенности работы:
- Профессионал работает с действующими производствами или анализирует перспективность бизнес-планов перед открытием предприятия;
- В комплексную оценку попадают экономические, кадровые и технологические показатели;
- Во время исследования изучаются потребности стейкхолдеров (всех заинтересованных сторон);
- Каждое трансформационное предложение обосновывается расчетами, графиками и схемами;
- В процессе работы аналитика, достигается основная цель – вывод компании на новый экономический уровень.
Пути развития организации различные:
- Реорганизация бизнес-процессов;
- Открытие сети;
- Запуск франшиз;
- Увеличение количества филиалов и дочерних точек;
- Запуск смежного бизнеса;
- Корректировка проводимых ранее изменений.
Бизнес-аналитик просчитывает все возможные варианты расширения компании и увеличения производственных мощностей. Выбирает наиболее благоприятный путь развития с точки зрения эффективности, повышения рейтинга и статуса фирмы, увеличения прибыли и продаж.
Аналитик предоставляет консультационные услуги. Каждый этап обговаривается и согласовывается с заказчиком. Клиенту предоставляются готовые бизнес-планы и модели с визуализацией ключевых моментов. Окончательное решение о следовании предложенной стратегии или выборе иного пути остается за руководителем компании.
Обязанности бизнес аналитика
Главная функция специалиста – проведение бизнес анализа. Достижение этой конечной цели достигается путем выполнения множества задач:
- Сбор официальной статистической информации;
- Описание и моделирование бизнес-процессов и производственных характеристик;
- Анализ эффективности для выявления слабых сторон;
- Вынесение предложений по оптимизации;
- Подготовка экспертных заключений с аргументацией и презентацией;
- Формирование выводов и заключений;
- Проведение сравнительной аналитики;
- Оценка рынка и деятельности конкурентов;
- Подбор путей поставки сырья, транспортировки и сбыта продукции;
- Прогнозирование с учетом экономических рисков;
- Аудит и стратегическое планирование;
- Ведение рабочей документации и отчетов.
В процессе выполнения должностных обязанностей аналитик исследует функционирование предприятия и намечает пути модернизации.
Рядовые функции изменяются в зависимости от узкой специализации аналитика:
- Продуктовый – углубленно изучает метрику продуктов, спрос и количество продаж.
- Системный – работает с IT-продуктами, выступает связующим звеном между разработчиками и ресейлерами.
- Финансовый – охватывает перемещение денежных потоков, бюджет и капитал.
- Стратегический – составляет планы долгосрочного развития бизнеса.
- Маркетинговый – участвует в управленческих решениях, связанных с продвижением и имиджем компании.
- Data scientist – анализирует большие объемы информации международных торговых холдингов и сырьевых организаций.
При помощи бизнес-аналитика удается:
- Наладить и автоматизировать бизнес-процессы;
- Сформировать эффективную модель управления, организации и взаимодействия;
- Снизить издержки;
- Разработать направления и тактику развития.
Услуги специалистов востребованы в большинстве отраслей промышленности, IT и торговли. При выборе эксперта следует обращать внимание на узкую специализацию и профильный домен аналитика. Профессионал в логистике не сможет улучшить страхование или увеличить продажи.
Какие компетенции нужны специалисту
Для выполнения должностных обязанностей бизнес-аналитику потребуют знания экономики, предпринимательства, коммерции, менеджмента и бухгалтерского учета.
Перечень компетенций
- Применение методик и способов бизнес-анализа.
- Использование специализированного программного обеспечения для сбора, хранения и учета данных в цифровом формате.
- Умение представлять информацию в графическом виде схемами, диаграммами, графиками и таблицами.
- Навык работы с презентациями.
- Формирование отчетов с выводами и предложениями.
- Знание инструментов для анализа рынка, экономической ниши и деятельности конкурентов.
- Умение создавать проекты и модели через UML.
- Владение CRM и изучением банковских систем.
- Навык составления технических заданий и алгоритмов действий.
- Опыт работы с регламентами.
Список профессиональных навыков определяется многозадачностью профессионалов, необходимостью использовать автоматизированные системы учета и анализа и представлять полученные данные в удобном для заказчиков визуальном формате.
Личные качества, необходимые для работы
Кроме набора компетенций, специалисту требуется определенный перечень личностных характеристик:
- Лидерские и организаторские качества;
- Умение быть в центре внимания и навык работы с аудиторией;
- Ораторское мастерство;
- Харизма;
- Умение последовательно и четко излагать собственные мысли;
- Смелость принятия ответственных решений;
- Аналитический склад ума;
- Критическое мышление;
- Умение формировать оценочные суждения;
- Внимательность и аккуратность;
- Креативность и творческий подход;
- Эрудированность;
- Способность анализировать и запоминать большие объемы информации;
- Дипломатичность;
- Коммуникабельность;
- Стрессоустойчивость.
Работа бизнес-аналитика связана с ведением переговоров с заказчиками, согласованием проектов и презентацией результатов. Для этого требуется соблюдение делового этикета, умение оформлять официальные письма и сообщения, проводить телефонные и видеоконференции.
Как стать бизнес аналитиком
Для трудоустройства требуется получить профильное высшее образование.
Доступные направления бакалавриата:
Программы для подготовки финансовых аналитиков
Включают изучение основных экономических показателей, финансового планирования и моделирования, расчетов рисков, прибыли и доходов.
- Корпоративные финансы;
- Технологическое предпринимательство;
- Предпринимательство;
- Электронная коммерция.
Студенты изучают теоретические основы экономики и социологии, на практике учатся составлять и анализировать бизнес-планы для дальнейшего использования полученных знаний в целях повышения эффективности работы компаний.
Продуктовый аналитик
Проходят обучение, связанное с оценкой проектов, информационных продуктов и предложений по запуску новых производственных линий.
- Управление продуктами и проектами;
- IT-менеджемент;
- Проектный менеджмент.
Анализ специалистов, связан с изучение каналов сбыта и потребительского спроса.
Маркетинговый аналитик
Занимается проведение маркетинговых исследований, по оценке эффективности рекламных компаний, имиджа организации и целевой аудитории покупателей.
- Интернет-маркетинг;
- Маркетинг.
Студенты осваивает раскрутку и продвижение с помощью онлайн-платформ и способах проведения анализа при помощи статических данных по лидам, просмотрам и лайкам.
Data Science
Бизнес-аналитик нефтегазовой отрасли и торговых сетей мирового масштаба. В сферу деятельности специалиста попадают большие объемы информации, связанные с добычей, транспортировкой, хранением и продажей сырья и товаров.
Абитуриенты могут выбрать интересное направление будущей деятельности по интересам, способностям и предпочтениям.
Карьерные перспективы бизнес-аналитика
Бизнес-аналитик может осуществлять деятельность в качестве ИП и оказывать частные консультативные услуги. Допускается работа по фрилансу, связанная с составлением или онлайн-анализом бизнес-планов и проектов.
В офлайн пространстве профессионалы востребованы в консалтинговых агентствах. Начальный этап трудовой деятельности – должность рядового сотрудника. Вторая ступень карьерного роста – место ведущего специалиста и руководителя отдела.
В крупных компаниях организованы профильные отделы по бизнес-аналитике. В зависимости от выполняемых функций они делятся на:
- Департамент цифровой трансформации;
- Отдел стратегического планирования;
- BI и отчетность;
- Команда операционного реагирования.
Наивысшая ступень карьерной лестницы – должность директора консалтингового агентства или руководство собственной компанией.
Преимущества и недостатки профессии
Специальность имеет множество плюсов:
- Спрос на рынке труда. В условиях кризисного функционирования многие компании нуждаются в реорганизации и прибегают к услугам бизнес-консультантов.
- Уровень заработной платы. Рядовой сотрудник аналитического отдела получает оклад выше офисного служащего в 2 и более раз.
- Вариант легкой смены деятельности. За счет широкого профиля подготовки специалист может изменить область анализа и перейти на смежное направление.
- Результат работы отображается в ощутимой пользе для компании, что приносит моральное удовлетворение и финансовое поощрение в виде премий.
- Круг полезных знакомств. Специфика деятельности связана с общением с руководителями разных компаний, что позволяет наладить нужные деловые связи.
- Реализация творческих способностей. Без генерации креативных идей и экстраординарного подхода трудно найти качественно новое решение сложных ситуаций.
Недостатков профессии меньше:
- Ответственность за результат и судьбу организации вместе с ее сотрудниками.
- Стрессовые ситуации, связанные с возникновением разногласий с заказчиками и форс-мажорными обстоятельствами.
Специальность бизнес-аналитика позволяет совмещать аналитические способности с творческим потенциалом. Работа над разными проектами повышает мотивацию и служит профилактикой профессионального выгорания, а высокий гонорар становится дополнительным бонусов к эмоциональному удовлетворению результатом.