Политика — это сложный механизм, где сталкиваются интересы, идеологии и амбиции самых разных людей. В свою очередь, политики — президенты, депутаты, сенаторы, лидеры партий — публично борются за власть на выборах, произносят речи, принимают решения.
За кулисами этой борьбы действуют другие фигуры — политтехнологи. Эти профессионалы не участвуют в выборах напрямую, не подписывают законы, их имена редко мелькают в прессе. Однако именно они часто определяют, какую идею поддержат избиратели и даже кто выиграет выборы.
Политтехнолог знает, как превратить малоизвестного чиновника в харизматичного лидера, как подавить скандал или, наоборот, раздуть его, а ещё как заставить абстрактные лозунги влиять на избирателей. Он работает по преимуществу в информационном поле, его инструменты — это социология, медиа и даже провокации.
В чём заключается работа политтехнолога, расскажем в статье.
Как проходят рабочие дни специалиста
Политтехнологи работают с общественным сознанием и применяют для достижения целей кампаний политические технологии — набор способов и методов влияния на группы людей. Самая распространённая область применения политтехнологий — это выборы и избирательные кампании. О других сферах работы политтехнологов расскажем ниже.
Рассмотрим подробнее ежедневные рабочие обязанности политтехнолога на примере выборов в городской совет депутатов. Специалист:
- Исследует электорат — группу избирателей, готовых проголосовать за определённого политика или партию. Политтехнолог изучает результаты социологических опросов или сам организует их. Собирает фокус-группы — в точности, как в маркетинге, когда группе людей показывают какой-то товар или рассказывают об услуге, а они высказывают о них своё мнение.
- Разрабатывает общую стратегию — дорожную карту всей выборной кампании. Специалист выбирает ключевые группы избирателей, которые помогут победить. Например, пенсионеров может интересовать снижение цен, молодых — прозрачность работы органов власти, на этих двух группах специалист и сконцентрируется.
- Обдумывает главную идею кандидата, которую тот будет продвигать, общаясь со своей аудиторией. И это не программа на много листов с разными подробностями, а короткий и всем понятный лозунг. Например, политическая партия КПРФ получила дополнительные голоса с лозунгом «Вернём пенсии!».
- Создаёт и продвигает образ кандидата. Для этого политтехнолог рекомендует, например, изменить стиль одежды, манеру говорить с людьми — в частности, перестать употреблять официальные формулировки. Специалист составляет план медийной стратегии — выступлений на телевидении, публичных мероприятиях. Пишет сам или заказывает команде тексты статей.
- Занимается организационными вопросами. Политтехнолог работает в избирательном штабе — это команда из разных специалистов, возглавляющая предвыборную кампанию, и координирует агитаторов, наблюдателей, волонтёров. Ещё ведёт переговоры с журналистами и блогерами, чьи информационные каналы собирается использовать для продвижения.
- Учитывает деятельность конкурентов: следит за действиями других участников предвыборной гонки, может использовать их идеи для своего кандидата. Если пользуется такими средствами, может планировать происшествия и скандалы, которые выставят их в невыгодном свете.
Справка
Некоторые функции политтехнолога похожи на задачи, которые выполняет политолог. Но всё же это две разные профессии. Смотрите:
- Политолог исследует политику как науку и пользуется научными методами — анализирует процессы, пишет статьи, даёт экспертные комментарии. Например, изучает, как фейки влияют на электорат.
- Политтехнолог управляет политикой как инструментом, чтобы добиться конкретного результата. Он использует методы, которые влияют на электорат.
Кому подойдёт профессия
Профессия может подойти тем, кто интересуется политикой и готов в ней участвовать — но сам не хочет становиться политическим лидером.
Необходимые качества и навыки политтехнолога:
- Знание психологии. В работе политтехнолога нельзя основываться только на статистике и данных из соцопросов. Нужно понимать, как люди отреагируют на те или иные идеи и лозунги. А значит, базовые знания психологии групп просто необходимо.
- Коммуникабельность. Специалисту нужно много общаться с политиками, журналистами, группами поддержки, потенциальными избирателями. Важно уметь взаимодействовать с разными категориями людей и находить к ним подход.
- Адаптивность. В одной политической кампании политтехнолог работает на одну партию, а в следующей — на другую. Способы и методы работы зачастую не меняются, а вот идейная составляющая может быть совсем иной. Поэтому политтехнолог должен быть готов к изменениям.
К сожалению, в политике, особенно в большой, используют не очень хорошие приёмы — пропагандистские и манипулятивные. Будете ли вы их применять как специалист — решать вам. Важно уметь балансировать между честными методами борьбы и инструментами, которые влияют на потенциальных избирателей.Сложности профессии
Где работать политтехнологу
Может показаться, что политтехнологи работают только в партиях перед выборами, но это не так — они могут работать везде, где требуется укрепление имиджа, формирование лояльных, доверительных настроений у граждан.
Вот несколько примеров:
- Органы государственной власти. Специалисты могут сопровождать продвижение, например, национальных проектов — «Семья», «Кадры», «Технологии здоровья», и региональных программ, в частности, по поддержке фермеров, развитию дорожной сети и т.п.
- СМИ. Политтехнолог может комментировать события и избирательные кампании, выступать с экспертной оценкой перед аудиторией, вести политические телепередачи.
- Бизнес. Навыки политтехнолога часто требуются для борьбы с конкурентами — тут применяются методы, ухудшающие их имидж. Корпорации применяют политтехнологии для упрочения репутации, завоевания доверия клиентов, лоббирования интересов на государственном уровне.
Ещё в крупных компаниях с помощью политтехнологов могут выбирать руководителей департаментов, председателей совета директоров, топ-менеджеров — если там проводят полноценные выборы. - PR-агентства. В них могут обратиться не только политики, но и другие медиаперсоны, которым нужны специальные средства продвижения и мотивации их аудитории. Например, блогерам, журналистам, экспертам политтехнологи могут помочь с улучшением или исправлением репутации, продвижением в лидеры мнений, в борьбе за расширение аудитории.
Что касается работы в политических партиях, специалисты могут работать в них не только в период предвыборной кампании. Даже когда она завершилась, политтехнолог продолжает поддерживать имидж кандидата и продвигать его идеи.
В Древнем Риме на выборах гражданских и военных сановников кандидатам было запрещено подкупать избирателей проведением бесплатных игр, раздачей денег и хлеба. Любой кандидат, нарушивший данные правила, подвергался суровому наказанию. На встречах с народом на главных площадях кандидаты вели себя учтиво, обращались к каждому избирателю по имени и просили поддержки своей кандидатуры. С каждым кандидатом был раб-номенклатор, чьей обязанностью было запомнить имя каждого избирателя и подсказать его кандидату, если тот это имя забыл.Интересный факт
Как может развиваться карьера
Некоторые политтехнологи начинают карьерный путь ещё до того, как получат диплом. К примеру, с 16-ти лет работают в региональной избирательной кампании волонтёром, а с 18 лет — наблюдателем или агитатором на выборах. Далее можно работать помощником главы избирательного штаба.
Особо опытные специалисты:
- Занимают руководящие должности. Можно стать главой избирательного штаба или председателем комитета по политтехнологиям. Нарабатывая опыт на районных и городских выборах депутатов, некоторые дипломированные политтехнологи выходят на федеральный уровень и попадают в крупные политические партии.
- Собственный бизнес. Политтехнолог может организовать своё агентство, которое будет по заказу проводить социальные опросы, разрабатывать планы политических кампаний, консультировать клиентов из политики или бизнеса.
- Экспертная деятельность. Опытного и известного политтехнолога могут пригласить начинающие региональные политики для экспертной оценки стратегии, кампании, политической программы. Профессиональное мнение специалиста запрашивают органы власти для анализа планов по продвижению какого-либо проекта, затрагивающего интересы граждан — к примеру, как они отнесутся к строительству мусороперерабатывающего завода.
Сколько зарабатывает политтехнолог
Доход политтехнолога во многом зависит от того, где он работает, и какими вопросами занимается. К примеру, в политических партиях в Москве платят больше, чем сотрудникам предвыборных кампаний в небольшом городе.
В некоторых современных компаниях специалистов, которые занимаются репутационными рисками и политическими повестками могут называть политическими менеджерами или ORM-менеджерами — специалистами по управлению репутацией в интернете. Менеджеры политтехнологий или политкоммуникаций сочетают управленческие, дипломатические и политические навыки. Поэтому в вакансиях часто встречаются такие названия профессии.Справка
Примеры вакансий в августе 2025-го года:
- Политтехнолог, старший ORM-менеджер — специалист по управлению репутацией в интернете. Московское коммуникационное агентство ищет специалиста с опытом от 3-х лет. Среди обязанностей: выстраивать долгосрочные репутационные стратегии, купировать негативные инфоповоды, менять фокус повестки. В числе требований — понимание медиалогики политического поля. Предлагаемая зарплата — от 150 000 рублей в месяц.
- Политтехнолог требуется в Воронеже. Сотруднику с опытом от года нужно разрабатывать стратегии избирательной кампании, проводить сбор и анализ данных о политической ситуации, предпочтениях избирателей и действиях конкурентов. Уровень дохода обсуждается с работодателем.
- Менеджер продуктов для работы с репутацией и политическими коммуникациями. IT-компания в Новосибирске ищет специалиста с опытом от года «для управления развитием продуктов, которые упрощают жизнь PR-специалистам, маркетологам и политтехнологам». Доход — от 130 000 рублей в месяц.
Как стать политтехнологом
Чтобы научиться политтехнологиям и получить сильную теоретическую базу, важно освоить программы высшего образования в вузе. Это поможет подняться вверх по карьерной лестнице, использовать в работе проверенные наукой и практикой навыки, а также зарекомендовать себя как дипломированного профессионала.
Базу можно получить на уровне бакалавриата, а дальше углубиться в политтехнологии в магистратуре. Подробную информацию читайте в статье «Чем отличаются бакалавриат, специалитет и магистратура».
Получить профильное высшее образование можно на разных программах, например:
- Программа бакалавриата «Социально-политические коммуникации» в Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского;
- Программа бакалавриата «Аналитика и коммуникации в современной политике» в Пермском государственном университете;
- Программа магистратуры «Внутренняя политика и политические технологии» в Российской академии народного хозяйства и государственной службы.
Программа бакалавриата «Политические технологии в государственном управлении» в Университете «Синергия» готовит профессионалов для государственного, общественного и корпоративного секторов, а также политических консультантов и специалистов в сфере PR. Студенты изучают политическую аналитику и психологию, а также узнают, как проводить политические кампании.
В работе политтехнологу также понадобятся навыки публичных выступлений. Они нужны, чтобы уверенно общаться со всей командой и потенциальными избирателями, а также чтобы научить клиентов-политиков грамотно выступать перед избирателями.
Онлайн-курс «Навыки публичных выступлений» в «Синергии» займёт месяц. Узнаете:
- как управлять вниманием аудитории, применяя стратегии взаимодействия;
- разовьёте навыки использования эмоционального интеллекта в публичных выступлениях;
- поймёте, как работать со СМИ.