Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Драматург

Драматург

Расскажем о том, кто создаёт пьесы и проводит их от замысла до премьеры театрального спектакля
Драматург

Содержание статьи

    Рекомендованные программы обучения

    Подобрать программу

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Героев книг — их голоса, жесты, выражения лиц — мы обычно представляем себе в воображении. Но есть исключение — драматургия, в которой персонажи оживают на сцене. Здесь происходит соединение литературы и театра.

    Драматургия — это искусство создания действий для сцены. Если произведение написано в формате диалогов с ремарками и предназначено для исполнения актёрами — перед вами пьеса, основа драматургии.

    Читать пьесу непривычно: вместо обычного текста — сплошные реплики, как переписка в чате. И так же, как одно сообщение можно прочитать с разной интонацией, одна и та же пьеса каждый раз звучит по-новому.

    Драматург пишет пьесу, и её героев оживляют не мысли читателя, а живые актёры. Задача драматурга — создать основу: продумать характеры героев, диалоги и ключевые повороты сюжета, оставив при этом пространство для фантазии других участников. Его текст можно сравнить с подробным планом, который можно воплотить.

    Подробнее о профессии — в статье.

    Драматург и сценарист: в чём разница?

    Обе профессии связаны с созданием текстов для зрелищных искусств, но между ними есть принципиальная разница:

    • Драматург работает для театра. Его главный инструмент — слово. Основное действие раскрывается через диалоги, а ремарки служат лишь ориентиром.
      Поскольку в театре зритель постоянно видит всю сцену, драматург создаёт напряжение через речь и даже паузы. При этом пьеса — законченное литературное произведение, которое может жить отдельно от сцены.
    • Сценарист создаёт основу для кино или телевидения. Его инструменты — не только слово, но и визуальный ряд. В сценарии нужно детально описать каждую сцену: место действия, внешность героев, их перемещения.
      Кино использует разные планы — от общих до крупных, — поэтому сценарий должен предусматривать эти визуальные переходы. Его можно назвать инструкцией для съёмочной группы: ценность текста полностью раскрывается только в готовом фильме.

    Как проходят рабочие дни специалиста

    Рабочие дни драматурга сильно отличаются от стандартного офисного графика, ведь его главный инструмент — творческое мышление, а проект — пьеса.

    Вот чем занимается драматург:

    • Создаёт сценический конфликт. В отличие от прозы, где напряжение может скрываться в мыслях героя или описании природы, в пьесе всё должно становиться действием. Драматург сталкивает интересы, идеи и характеры, чтобы зритель смотрел, не отрываясь.
      Вспомните, когда в «Ревизоре» Н.В. Гоголя встречаются Городничий и Хлестаков, мы не только слышим их диалог, но и видим: оба в панике, оба лгут. Неуверенная поза Хлестакова и подобострастные жесты Городничего порой говорят громче любых слов.
    • Прописывает роли. Драматург — первый зритель своего спектакля. Он не столько описывает персонажей, сколько продумывает роль, сразу видя героя на сцене.
      В этом сила драматургии: хорошая пьеса открывает безграничные возможности для актёрской игры. Недаром роли Гамлета или Отелло из пьес Шекспира по-разному играют уже несколько веков.
    • Строит сюжет через диалоги. Драматург раскрывает историю почти исключительно через речь персонажей. Диалог в пьесе — это не бытовой разговор, даже если выглядит именно так. Каждая реплика работает на несколько задач сразу: обрисовывает характер, продвигает действие вперёд, содержит подтекст — скрытый смысл.
      Достаточно послушать, как говорят персонажи А. Н. Островского: их купеческая речь с присказками и прибаутками — не только колорит, но и способ показать внутренний мир.
    • Работает с паузами. Драматург творит не только словами, но и тишиной. Пауза в пьесе — это тоже действие. Она может быть напряжённой, многозначительной, горькой или комичной, и зритель всегда это чувствует.
      Не случайно о паузах в пьесах Чехова написаны сотни научных работ. Автор уделял большое внимание паузам в своих произведениях.
    • Создаёт партитуру спектакля. Подобно композитору, который прописывает партии всех исполнителей оперы, драматург лаконичными пометками — ремарками — рисует мир пьесы. Это не сухие пояснения, а творческие подсказки для всей постановочной группы.
      Всего несколько слов — «за окном гаснет закат» — становятся задачей для художника по свету. «Звук отдалённого поезда» — отправной точкой для звукорежиссёра. А указание «произносит, не глядя на него» — важным ориентиром для актёра.

    Справка

    Цифровые технологии стали неотъемлемой частью современного театра, открывая новые возможности для драматургов.

    • Иммерсивный театр и дополненная реальность. Драматург создаёт пьесы, где зритель через смартфон или VR-очки становится активным участником действия, стирая грань между сценой и залом.
    • Видеопроекции вместо декораций. Автор может встроить в пьесу динамичные фоны, которые трансформируются вместе с сюжетом. Например, трещина на стене может появляться от громкого крика персонажа, а цифровой лес — расступаться вслед за его движением.
    • Генерация звука. Драматург может предусмотреть, чтобы музыка и шумовые эффекты создавались программой в реальном времени. Так, ритм дождя может учащаться в кульминационный момент ссоры героев.

    Кому подойдёт профессия

    Если вы любите театр, его особую атмосферу и ту эмоциональную напряжённость, что возникает на каждом спектакле, — возможно, вам стоит попробовать создавать миры и характеры, оживающие на сцене.

    Однако одного таланта здесь недостаточно — важны и особые качества:

    • «Внутренний режиссёр». Способность не просто слышать диалоги, но и видеть их в пространстве: жесты, паузы, мизансцены.
    • Наблюдательность. Умение подмечать детали в реальной жизни и понимать мотивы разных людей, чтобы несколькими точными фразами передать суть характера.
    • Умение работать в команде. Важно быть готовым к обсуждениям, критике и правкам. Режиссёр может попросить убрать монолог, если актёр сможет передать ту же мысль взглядом, актриса — предложить изменить реплику. Придётся искать компромиссы, сохраняя суть произведения.
    • Структурное мышление. Чтобы даже самые яркие диалоги не превратились в хаотичный поток, нужно просчитывать: сколько минут займёт акт, не затянута ли кульминация, выдержан ли ритм между действием и паузами. Каждая сцена должна работать на общий замысел, а финал — становиться его закономерным итогом.

    Сложности профессии

    Путь драматурга требует осознанного выбора — успех редко приходит сразу. Нужно быть готовым к кропотливой работе, а начинающим авторам часто приходится совмещать творчество с другой профессией. Ваши тексты будут подробно разбирать режиссёры, критики и зрители, и к разным — порой резким — оценкам важно быть готовым.

    Но игра стоит свеч! Представьте: в зале гаснет свет, актёры произносят ваши слова, а зрители смеются и плачут… Именно ради этих моментов стоит создавать новые миры.

    Где работать драматургу

    Цель драматурга — увидеть свои пьесы на сцене. Хотя штатных должностей с обязанностью «писать пьесы» в театрах практически нет, это не закрывает путь в профессию. Драматурги часто сами приносят черновики пьес в театр и предлагают свои постановки.

    Драматург может работать в театре на других позициях, совмещая участие в творческом процессе с работой над собственными произведениями:

    • Руководитель литературно-драматургической части — формирует репертуар театра, выбирает пьесы для постановки, курирует коллаборации с драматургами.
    • Помощник художественного руководителя — анализирует поступающие пьесы и выполняет организационные задачи.
    • Литературный редактор — готовит к печати программки, брошюры и статьи о театре.

    Пока будущая пьеса ждёт своего часа, драматург может применять свой талант в самых разных сферах, где требуются профессиональные умения в работе со словом:

    • Киностудии, телеканалы. Здесь драматурги находят самое близкое занятие — написание сценариев. Сценарист, как и драматург, создаёт основу для будущего произведения. Но если в театре действие часто строится на диалоге, то в кино историю могут рассказывать с помощью крупных планов, резкой смены мест действия, визуальных эффектов. При этом основа та же: выстроить драматургию, создать живые характеры и цепляющие реплики.
    • Книжные издательства. Можно работать редактором, он оценивает рукописи, правит композицию, помогает автору усилить характеры и логику повествования.
    • Средства массовой информации. Журналист создаёт материалы в разных жанрах — от новостной заметки до расследования, где важны ясность изложения и точность. А ещё в СМИ работают театральные критики — они рецензируют премьеры спектаклей.
    • Рекламные и маркетинговые агентства. Копирайтер пишет убедительные и яркие тексты для рекламы: слоганы, посты в соцсетях, сценарии для видеороликов. Его задача — словами воздействовать на аудиторию и побудить её к действию.
    • Образовательные платформы и учреждения. Преподаватели литературы «ставят спектакли» для класса, делая каждый урок увлекательным и понятным.

    Справка

    Театральный критик — постоянный и важный спутник драматурга. Его задача выходит за рамки простой оценки — он анализирует спектакль, исследуя режиссёрский замысел, актёрскую игру, сценографию и то, как драматургический текст живёт на сцене.

    Через рецензии, статьи и обзоры критик помогает зрителям понять современный театр, а создателям спектакля — увидеть свою работу со стороны.

    Эта профессия требует глубокого понимания театрального процесса, литературного дара и независимости суждений. Нередко критики сами имеют опыт в драматургии или писательстве, что позволяет им особенно тонко чувствовать природу сценического искусства.

    Как может развиваться карьера

    Карьера драматурга строится поэтапно, и работа в смежных областях — не отступление от мечты, а практичный шаг к ней. Например, должность сценариста на телевидении даёт и материальную стабильность, и бесценный опыт создания востребованных историй, который позже можно применить в театре.

    Путь к успеху можно разделить на три этапа.

    Первый этап. Начинающий автор. Используйте:

    • Публикации на специализированных порталах — это поможет вашим текстам найти своего режиссёра.
    • Участие в конкурсах — это отличный лифт для молодого драматурга. Победа или попадание в шорт-лист конкурсов «Действующие лица», «Читаем пьесу», «Ремарка» или «Молодая драма» может привлечь внимание к имени и пьесе.
    • Театральные читки — особый формат, при котором актёры читают новую пьесу с листа, без декораций и костюмов. Читки организуют театры, фестивали и драматургические лаборатории. Автор слышит свой текст со стороны и получает мнение зрителей.

    Следующий этап. Развитие в профессии. Автор заключает первые контракты с театрами, получает заказы на инсценировки прозы или создание пьес на конкретную тему. Его тексты регулярно публикуют в профильных журналах, спектакли ставят как региональные, так и столичные театры. Драматург начинает участвовать в творческих лабораториях уже как приглашённый мастер.

    Высший этап. Признание. Драматург работает с ведущими театрами страны, пьесы переводят и ставят за рубежом. Автор становится лауреатом престижных премий, получает гранты на создание новых произведений.

    Интересный факт

    Профессиональный русский театр появился в XVIII веке. Но долгое время русскоязычные театральные авторы лишь переводили иностранные сочинения.

    Крупнейшие артисты начала XIX века блистали в ролях из произведений Коцебу, Шиллера, Шекспира. В год на сценах выходили сотни пьес. И среди них «Недоросль» Фонвизина, «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя составляли совсем небольшой процент репертуара. Одну постановку играли недолго: в провинции всего пару раз, в столицах — несколько недель, поэтому авторы постоянно писали и переводили.
    Эту традицию прервал Александр Островский. За 30 лет он создал 48 пьес.

    Благодаря писательским и организаторским талантам Островского сформировался самостоятельный русскоязычный репертуар — за это его называют отцом русской драматургии и русского национального театра.

    Сколько зарабатывает драматург

    Для большинства драматургов, особенно в начале творческого пути, написание пьес — это в первую очередь творческая реализация, а не основной доход. Однако с приходом опыта и известности эта деятельность может стать существенным источником заработка.

    Доход драматурга формируется из двух основных источников, соотношение которых зависит от опыта и статуса автора:

    • единовременный гонорар за право постановки пьесы;
    • авторские отчисления с каждого проданного билета.

    При этом навыки создания диалогов, построения конфликтов и драматургическое мышление высоко ценятся в смежных областях. Начинающие авторы могут найти стабильный заработок и практику на киностудиях, телеканалах, в рекламных агентствах и образовательных проектах — везде, где требуются сценарии.

    Примеры вакансий (актуально на ноябрь 2025-го года):

    • Сценарист видеопроектов в медиахолдинг в Санкт-Петербурге. Требуется опыт от 3-х лет для создания сценариев документальных фильмов. Зарплата — от 80 000 рублей.
    • Сценарист-копирайтер в контент- и продакшн-команду. Удалённая работа по созданию сценариев для видеоформатов. Оплата — от 50 000 до 150 000 рублей.
    • Автор в развлекательный медиахолдинг в Москве. Опыт: от 3-х лет. Требуется создавать сценарии для проектов. Зарплата — от 150 000 рублей.

    Справка

    Пьеса живёт в двух форматах — как литературное произведение и как спектакль. Можно никогда не посещать театр, но прекрасно знать пьесы Шекспира, Чехова или Шварца по книгам. Их изучают в школах и вузах наравне с романами и стихами. Недаром Островский говорил, что в театр идут смотреть исполнение пьесы — ведь саму пьесу можно и прочитать.

    Современные драматурги публикуют свои работы в специализированных журналах, сборниках и онлайн. Публикация помогает преодолеть расстояния: текст, напечатанный в столичном издании, может заинтересовать режиссёра из региона. Это даёт автору из небольшого города шанс на постановку в крупном театре, а местным сценам — возможность обновить репертуар.

    Как стать драматургом

    Драматургу не обязательно иметь профильное образование. Главное — любовь к театру и умение рассказывать интересные истории, которые можно подготовить к постановкам.

    Однако профильное образование — высшее или среднее профессиональное — даёт ощутимое преимущество, позволяя за короткое время получить то, что самоучки постигают годами:

    • системные знания о структуре пьесы, законах драмы и жанрах;
    • практические навыки построения диалогов, работы с конфликтом и создания подтекста;
    • профессиональное окружение — связи с режиссёрами, критиками и коллегами.

    Рассмотрим возможные пути получения образования.

    Путь первый. Специальность «Драматургия»

    Эту специальность можно получить в ограниченном числе вузов страны: Российский институт театрального искусства (ГИТИС), Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения, ВГИК имени С. А. Герасимова.

    Образовательные программы позволяют освоить методику написания пьес и инсценировок для театра, сценариев для кино и телевидения. Выпускники становятся драматургами, сценаристами, редакторами в кинематографе и на телевидении.

    Путь второй. Специальность «Литературное творчество»

    Программы по литературному творчеству широко представлены в институтах культуры и государственных университетах. Например, Литературный институт имени А.М. Горького, Пятигорский государственный университет, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, Екатеринбургский государственный театральный институт, Томский государственный университет.

    Выпускники получают квалификацию «литературный работник» и осваивают:

    • технику создания речевых характеристик персонажей;
    • искусство диалога;
    • работу с разными стилями речи;
    • различные литературные жанры, включая драматургию.

    Путь третий. Гуманитарное образование

    Классическое гуманитарное образование создаёт прочную основу для развития навыков драматурга. Филологические, исторические, философские и журналистские факультеты формируют фундамент мастерства:

    • понимание человеческой природы для создания убедительных характеров и конфликтов;
    • чувство исторического и культурного контекста для воссоздания атмосферы разных эпох;
    • навык аналитического чтения для понимания структуры великих текстов;
    • культуру работы с информацией для исследовательской работы.

    В Университете «Синергия» подойдёт программа «Создание и продвижение медиапродуктов». Бакалавриат. Срок обучения 4–4,5 года. Форматы: очный, заочный, онлайн.

    Узнаете, как создавать контент для разных медиа — от телевидения до авторских блогов, освоите фактчекинг, технику речи и работу с нейросетями. Для драматурга это возможность научиться продвигать свои тексты и понимать логику медиарынка.

    Выпускники работают журналистами, редакторами и медиапродюсерами — сможете получать стабильный доход, пока работаете над своими произведениями.

    Путь четвёртый. Самостоятельное обучение

    Этот путь требует особой дисциплины, но открывает свободу для поиска собственного голоса. Есть два основных подхода: системное самообразование и целенаправленное обучение на специализированных курсах и мастер-классах.

    Что можно делать самостоятельно:

    • Читать пьесы. Анализировать, как построены диалоги, где возникает конфликт, как работают паузы и ремарки. Изучать не только классиков, но и современных авторов.
    • Практиковаться в написании диалогов. Упражняться в создании «звучащих» текстов, где по реплике можно узнать персонажа, фиксировать живую речь в транспорте, кафе, на улице.
    • Посещать театр как исследователь. Смотреть разные постановки, в том числе одной и той же пьесы, чтобы понимать, как текст преображается на сцене.
    • Искать профессиональную среду. Участвовать в драматургических лабораториях, фестивалях, вступать в профильные сообщества, где можно получить обратную связь от коллег и режиссёров.
    • Осваивать смежные области. Изучать сценарное мастерство, психологию, историю театра — это обогащает палитру драматурга и помогает создавать объёмные характеры и убедительные конфликты.

    Подходящие курсы в «Синергии»:

    • «Психология персонажей». Курс повышения квалификации. Срок обучения 0,5 месяца (13 часов). Формат: онлайн. Уникальный курс по типированию человека от психолога. Вы узнаете о разных типах личности, психологических установках, поймёте, как строить достоверные портреты персонажей.
    • «Основы сценарного мастерства». Курс повышения квалификации. Срок обучения 3 месяца (72 часа). Формат: онлайн. Поймёте основы драматургии. Научитесь создавать живых, многогранных героев, чьи слова и поступки будут понятны и убедительны.
    • «Сторителлинг. Основы драматургии». Курс повышения квалификации. Срок обучения 1 месяц (44 часа). Формат: онлайн. Освоите жанровые тонкости и современные приёмы. Вы узнаете о теории драматургии, о том, как управлять эмоциями зрителя, о пути героя и получите все необходимые навыки для сценарной работы.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Рекомендованные программы обучения

    «Создание и продвижение медиапродуктов», бакалавриат«Психология персонажей», курсы

    Адреса поступления

    СЗФО
    г. Санкт-Петербург, ул. Лиговский проспект, д. 73, оф. 309А
    8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Подобрать программу

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    DMCA.com Protection Status