Абитуриентам, желающим освоить профессию педагога, с талантом в области гуманитарных дисциплин, подойдет специальность преподавателя русского языка и литературы. Профессионалы в данной области занимаются педагогической и научно-исследовательской деятельностью в области языкознания, языковедения, анализа литературных произведений российских и зарубежных авторов. Главные вопросы, возникающие у поступающих – как стать учителем русского языка и литературы и на что обратить внимание при выборе университета.
Обязанности учителя русского языка и литературы
- Обучение и воспитание учеников с учетом индивидуальных психолого-физиологических особенностей;
- Формирование общей культуры личности;
- Использование различных приемов преподавания;
- Разработка индивидуальных учебных планов;
- Включение в образовательный процесс современных информационных технологий;
- Выбор учебно-методического обеспечения;
- Проведение учебных занятий;
- Соблюдение школьной гигиены;
- Составление учебного плана по государственным образовательным стандартам;
- Разработка рабочих программ по русскому языку и литературе;
- Организация различных видов деятельности учащихся;
- Развитие в школьниках мотивации, познавательных процессов, способностей и талантов;
- Организация самостоятельной деятельности учеников;
- Связь предметного обучения с его практическим применением, обсуждение актуальных событий;
- Оценки эффективности и результативности учеников;
- Соблюдение прав детей и свободы выбора;
- Внесение предложений по модернизации и совершенствованию образовательного процесса в стенах учебного заведения;
- Участие в деятельности педагогического совета;
- Организация взаимосвязи с родителями;
- Контроль за психоэмоциональной обстановкой в классе и на уроках;
- Пресечение насилия и издевательств в детском коллективе.
Какие предметы сдавать
Для трудоустройства требуется профильное высшее образование по направлению «Педагогика». Поступление доступно выпускникам 11-го класса школ или абитуриентам окончившим колледж.
Одиннадцатиклассники в качестве вступительных экзаменов предоставляют результаты ЕГЭ по русскому, литературе, обществознанию или истории в зависимости от требований конкретного высшего учебного заведения.
Выпускники колледжа могут выбрать обучение на педагога вне зависимости от профессии, освоенной в ссуз. Для зачисления абитуриентов с дипломами о средне-специальной профессиональной подготовке предусмотрены два варианты вступительного отбора:
- Оценка результатов ЕГЭ по предметам по общему со школьниками конкурсу.
- Суммация баллов за единый государственный экзамен по русскому языку и оценок за аттестацию по профильным дисциплинам на внутривузовской экзаменации.
Для удобства составления итоговых рейтинговых таблиц абитуриентов, результаты внутренних вступительных испытаний выставляются по 100-балльной шкале.
Какую специальность получить
Для работы учителем требуется пройти обучение по направлению «Педагогика и психология начального общего образования» и получить дополнительную узкую специализацию «Преподаватель русского языка и литературы».
Программа помогает освоить базовые компетенции в области педагогики и психологии преподавания, изучить особенности работы с детским коллективом в сфере оценки уровня знаний и влияния на мотивацию, познакомится с нюансами методической работы и организации образовательной системы.
Девятиклассники могут начать освоение преподавательской деятельности, поступив в колледж по направлениям:
- Дошкольное образование и воспитание детей дошкольного возраста;
- Преподавание в начальных классах;
- Педагогика дополнительного образования.
Действующие специалисты могут освоить профессию учителя русского языка и литературы в рамках получения второго высшего образования на коммерческой основе или поступления в профильную магистратуру по направлению «Психология и педагогика дополнительного образования детей».
Программа обучения
Во время освоения профессии учителя литературы студенты осваивают:
- Организацию психолого-педагогического взаимодействия между учениками и преподавателями;
- Основы возрастной и социальной психологии;
- Современные международные методики и инструменты педагогики;
- Разработку образовательного контента в формате визуализации и геймификации учебного процесса.
Цели профильного обучения:
- Формирование нового поколения профессиональных педагогов, знакомых с инфокоммуникацией, цифровизацией и медиапланированием.
- Обучение навыку анализа существующих образовательных методик.
- Освоение навыка создания авторских преподавательских курсов.
Ключевые дисциплины образовательной программы:
- Общая педагогика и психология;
- История образования и педагогической мысли;
- Философия;
- Лидерство;
- Командная работа;
- Иностранный язык;
- Социальная психология и педагогика;
- Развитие детской одаренности в образовательной среде;
- Право;
- Информационные системы в сфере образования;
- Воспитательные практики;
- Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса;
- Методика обучения русскому языку и математике;
- Детская литература и литературоведение;
- Проектирование комфортной и безопасной образовательной среды;
- Project-менеджмент;
- Педагогическая риторика;
- Конфликтология;
- Современные методы контроля и диагностики образовательных результатов обучающихся;
- Цифровое образование;
Доступные формы обучения:
- Очная;
- Вечерняя;
- Очно-заочная;
- Заочная;
- Дистанционная.
Длительность освоения профессии 3,5 года на очном и на год дольше – на онлайн формате.
Востребованность специальности
Профессия учителя русского и литературы востребована на рынке труда на территории нашей страны и за рубежом. Современная образовательная система характеризуется тенденцией перехода учебного процесса в онлайн формат, развитием удаленного образования и репетиторства, активным внедрением информационных систем в педагогическую сферу.
Актуальные программы профессиональной подготовки учителей литературы сочетают традиционные основы классического школьного преподавания с инновационным цифровым образованием.
Продвинутые педагоги знакомы и активно внедряют в практику запись вебинаров для учеников, включение визуальных эффектов и медиа в стандартные лекции и разбор материала, составление программ для учеников начальных классов и среднего звена с включением геймификации, в формате прохождения квестов по литературным произведениям или театрализованных постановок с чтением отрывков по ролям.
Учителя могут работать:
- В государственных или частных общеобразовательных школах;
- Центрах развития детского творчества;
- Дворцах культуры в качестве художественных руководителей театральных кружков;
- Центрах дополнительного образования.
Отдельный вид деятельности представляет собой репетиторство и специализированную подготовку к сдаче ОГЭ или ЕГЭ. Организовать занятия с учениками можно в очном или онлайн формате.
Преимущества профессии
Достоинства специальности:
- Освоение социально-значимой профессии;
- Работа с детьми;
- Реализация творческого потенциала в разработке авторских проектов и преподавательских методик;
- Высокая стоимость репетиторства с возможностью организации занятий в очном или онлайн формате;
- Перспектива карьерного роста до руководителя собственного образовательного центра;
- Востребованность на рынке труда с вариантом трудоустройства за рубежом;
- Развитие общей эрудированности;
- Отсутствие монотонности труда и низкий риск эмоционального выгорания;
- Моральное удовлетворение от результатов работы;
- Участие в профильных профессиональных конкурсах;
- Получение грантов.
Недостатки:
- Невысокий уровень оплаты труда в бюджетной сфере;
- Бюрократия и необходимость заполнения большого количества смежной документации;
- Ответственность за жизнь и здоровье детей во время нахождения в школе.
Учитель русского языка и литературы находит профессиональную реализацию в интересной для себя области. Его деятельность связана с постоянным общением с учениками и родителями, погружением в мир классической и современной литературы, анализом и постоянным совершенствованием профессиональных навыков. Профессия позволит добиться карьерного успеха людям, любящим родной язык и чтение, с желанием профессиональной реализации в области педагогики. При выборе специальности стоит учитывать сложность работы с детским коллективом и особенности общения с родителями учеников, необходимость выполнения методических функций и ведения учетно-отчетной документации.