Педагогика – перспективная и востребованная область профессиональной подготовки. Работу учителем выбирают выпускники с гуманитарным складом ума, стремлением поучить общественно значимую специальность и любовью к детям. Без призвания добиться успеха в профессиональной деятельности не получится. Вместе с желанием требуется наличие определенных талантов и прохождение специализированной подготовки. Будущие преподаватели изучают как стать учителем и на какие пункты опираться при выборе направления обучения и специальности.
С чего начать, чтобы стать учителем
Преподаватель – работа по специальности. Перед принятием решения относительно выбора профессии педагога стоит разобраться с личными желаниями и предпочтениями, ознакомиться с описанием трудовых функций и должностных обязанностей, пройти профориентационные тесты для оценки готовности работы с детьми.
Далее стоит составить список учебных заведений, где можно получить образование на факультете «Педагогики». Рекомендуется обращать внимание на:
- Рейтинг и репутацию учебной организации для получения высшего образования или диплома ссуз;
- Наличие юридических документов;
- Особенности приемных кампаний;
- Программы стажировки и практик;
- Стоимость коммерции;
- Преподавательский состав.
Выбрать специализацию помогают личные предпочтения и способности, гуманитарный или математический склад ума, желание обучать детей конкретных классов.
Таланты, которые нужны
- Терпение;
- Сдержанность;
- Стрессоустойчивость;
- Эмоциональная стабильность;
- Внимательность;
- Доброжелательность;
- Обаяние;
- Эрудированность.
Также обязательны любовь к детям, мотивация и стремление в постоянному профессиональному росту и развитию.
Карьерные перспективы
Места для трудоустройства:
- Школы;
- Гимназии;
- Лицеи;
- Центры дополнительного образования;
- Онлайн-школы;
- Ведение курсов по подготовке к ОГЭ или ЕГЭ, работающих на цифровых платформах в Интернете или в очном формате;
- Частные учебные заведения.
Работодатели обращают внимание на портфолио, уровень профподготовки и квалификации, личные достижения педагогов. Для работы учителем в престижной школе рекомендуется вместе с педагогической деятельностью заниматься публикацией научных работ и составлением авторских методик преподавания.
Должности педагогов-предметников, связаны с преподаванием отдельных дисциплин:
- Русский язык и литература;
- Математика (алгебра и геометрия);
- Физика и астрономия;
- Обществознание и история;
- География;
- Биология и экология;
- Химия;
- ИЗО и черчение;
- Труд;
- ОБЖ;
- Физическая культура;
- Музыка;
- Информатика;
- Хореография.
Отдельно выделена должность учителя начальных классов. Вместе с преподаванием основных предметов, педагог школы занимается развитием детей за счет использования дополнительных дисциплин:
- Риторики;
- Логики;
- РПС (развитие познавательных процессов);
- Родного языка;
- Занимательной математики или геометрии.
С воспитательной целью проводят классные часы и профилактические беседы. Доход педагога складывается из основного оклада и премиальных выплат за осуществление коммерческих услуг, предусмотренных внутренним уставом школы.
Дополнительно разрешается осуществлять частную деятельность в формате репетиторства очно или онлайн, использования интернет платформ для ведения личного блога, записи видео лекций или вебинаров для онлайн-школ или видеосервисов – YouTube, ЯндексДзен, ВК или Одноклассники.
Карьера учителя
Для продвижения по карьерной лестнице преподаватели должны постоянно повышать уровень квалификации и накапливать профессиональный опыт. Периодичность прохождения профподготовки установлена на законодательном уровне.
Карьера преподавателя состоит из следующих ступеней:
- Учитель;
- Завуч;
- Директор школы;
- Руководитель частной образовательной организации.
Квалификация профессионала определяется категорией:
- Молодой специалист – стаж до 3 лет;
- Первая категория – присваивается после отработки по специальности 2 года и прохождения квалификационных испытаний;
- Высшая – показатель максимального профессионализма эксперта.
Образование учителя
По законодательству РФ стать учителем без профильного образования, подтвержденного документарно нельзя. В профессиональном стандарте прописано, что для трудоустройства требуется подготовка факультета «Педагогики» или наличие диплома вуза по любой специальности и сертификат ДПО.
Колледж
Обучение на уровне ссуз доступно выпускникам 9-го или 11-го класса. Поступление организовано по конкурсу. Основной критерий отбора абитуриентов средний балл аттестата. По статистическим данным проходные значения для педколледжей и многопрофильных образовательных учреждений с факультетом педагогики в среднем составляют 3,2 – 3,6 балла.
Обучение осуществляется по программам:
- Учитель начальных классов;
- Педагогика дополнительного образования.
Учеба очная, продолжительностью 2 года 10 месяцев для одиннадцатиклассников и 3 года 10 месяцев для выпускников после 9-го.
Основные изучаемые дисциплины:
- Педагогика;
- Преподавание по программам начального общего образования;
- Психология;
- Теоретические основы организации обучения в начальных классах;
- Информационные технологии в образовании;
- Современные воспитательные практики;
- Психолого-педагогическое взаимодействие;
- Преподавание русского языка и математики;
- Детская литература с практикумом по выразительному чтению;
- Основы философии.
После каждого курса предусмотрена производственная практика для отработки навыков и компетенций в учебном процессе.
ВУЗ
Профильное высшее образование доступно выпускникам 11-го класса, колледжа и действующим специалистам. Зачисление по конкурсу включает учет результатов ЕГЭ по русскому, математике, литературе, обществознанию или информатике.
Актуальные образовательные программы бакалавриата вузов:
- Педагогика и психология начального общего образования;
- Начальное образование и иностранный язык;
- Учитель русского языка и литературы;
- Математика и информатика.
Форматы обучения:
- Очный;
- Заочный;
- Очно-заочный.
Срок учебы в вузе 4,5 – 5,5 лет.
Ключевые дисциплины:
- Общая педагогика и психология;
- Философия;
- История;
- Развитие детской одаренности в образовательной среде;
- Современные воспитательные практики;
- Методики обучения;
- Психолого-педагогическое взаимодействие;
- Проектирование комфортной и безопасной образовательной среды;
- Технологии цифрового образования;
- Современные методы контроля и диагностики результатов обучающихся;
- Педагогическая риторика и конфликтология.
Действующие профессионалы с первичной специализацией в других областях могут выбрать учебу в магистратуре. Поступление на бюджет или коммерцию происходит по результатам собеседования.
Актуальные программы:
- Психология и педагогика допобразования детей;
- Управление инновациями;
- Психология образования.
Срок учебы – 2 года.
Советы начинающему учителю
- Заранее готовиться к занятиям, составлять план урока и внеклассной работы;
- Опираться на знания и опыт старшего поколения, спрашивать совета у коллег;
- Не сравнивать себя, учеников и классы с другими, каждый учится в индивидуальном темпе и достижения не всегда зависят от качества работы преподавателя;
- Стремиться заинтересовать ребенка, уделять внимание похвале и положительной мотивации;
- Уважать учеников как личности;
- Использовать современные работающие образовательные программы и методики по ФГОС;
- Наладить обратную связь с родителями;
- Акцентироваться на положительных моментах.
Современный учитель объединяет функции психолога, методолога и наставника. Цель работы педагога – формирование навыков, передача знаний и опыта поколений, развитие и воспитание гармоничных личностей. Хороший учитель со временем становится для учеников мудрым другом, к которому приходят за советом, поддержкой и участием.