Увидеть весь мир — пункт в вишлисте многих людей. С приходом в жизнь социальных сетей мечта стала ещё желаннее: тревел-блогеры показывают красивые картинки, и у подписчиков складывается впечатление, что их будни — это всевозможные развлечения, отдых в лучших отелях и сплошные праздники. Мы спросили представителей индустрии, действительно ли путешествия ― исключительно хобби и фотогеничная жизнь, или недешёвое увлечение можно превратить в способ заработка?
Что такое тревел-блогинг
Блогеры, которые выбирают в качестве основного контента путешествия, рассказывают подписчикам о жизни в других странах, культуре и обычаях народов, недорогих способах передвижения по России и миру. Площадками служат социальные сети, тематические порталы, сайты и видеохостинги. Это сильно отличается от обычного туризма.
Тревел-блогер и автор Telegram-канала «Человек, влюблённый в Север» Алексей Соколенко считает, что путешествия авторов только выглядят, как красивая картинка, но на деле это работа 24/7.
«Изначально мы привыкли воспринимать путешествие как отдых: ехать на две недели и побольше гулять, фотографировать. Я же все поездки стараюсь подстроить под фотографию: смотрю локации, в какое время будет хорошее освещение, где лучше провести ночную съёмку, какой нужен для этого реквизит, когда меньше всего туристов. Последние несколько я лет много переезжаю. В одном месте могу прожить месяц, в другом — полгода. Зимовал в Турции, жил в Ростове-на-Дону», ― рассказывает Соколенко.
Как зарабатывать на путешествиях
У тревел-блогера есть несколько способов монетизировать путешествия:
- продажа фотографий и видео на стоках;
- тревел-журналистика;
- личные консультации для начинающих путешественников и продажа цифровых продуктов;
- монетизация контента на хостингах;
- продажа рекламных постов в мессенджерах и соцсетях.
База для заработка, по мнению фотографа и путешественника Алексея Соколенко, — лояльная аудитория.
«У аудитории формируется доверие к блогеру, подписчик считает его практически лучшим другом и следит за жизнью. Блогер — это не селебрити, а человек из народа, к которому больше доверия. Кто-то продаёт курсы, чек-листы или гайды по регионам, на которых специализируется. Я продаю пресеты для Lightroom».
Продажа визуального контента
Тревел-блогеры, которые увлекаются съёмкой видео или фотографией, зачастую выбирают в качестве монетизации продажу изображений на стоках. Пейзажи покупают дизайнеры, SMM-специалисты, журналисты и редакторы, которым нужно оформить статью или пост в соцсети.
«Стоки могут хорошо работать, но есть нюанс: чтобы доход был стабильным, это должна быть полноценная работа. Не получится раз в полгода залить фото и зарабатывать на этом. Снимать нужно то, что купят. Себе в блог я могу добавить картинку творческую, шумную, а в стоке должна быть качественная фотография с хорошим светом», — делится Соколенко.
Путешествующие фотографы находят и другие способы заработка. Например, организация свадебных и индивидуальных фотосессий в экзотических странах. Одни предпочитают находить клиентов самостоятельно, развивая блог, другие — присоединяются к команде свадебного или ивент-агентства. Стоимость такой съёмки зависит от мастерства фотографа, сложности исполнения задумки и времени, которое будет затрачено на производство снимков и последующую ретушь.
«Я продаю снимки интерьерной галерее в Москве. Это студия, которой интересны произведения искусства, оригинальные холсты и фотографии. Например, дизайнер приходит с запросом подобрать принт размером до двух метров с изображением гор. В каталоге представлены картинки, среди которых может оказаться и моя. Оплата выше, чем на стоке. Чтобы работать с такой студией, нужно определиться со стилем, выработать авторскую подачу и узнаваемость. Подход к фотографиям должен быть не как к контенту для соцсетей, а как к искусству», — говорит Алексей Соколенко.
Тревел-журналистика и текстовый контент
До того, как в сети появились тревел-блогеры, о путешествиях писали журналисты в практически забытом сейчас жанре путевой заметки или очерка. С приходом интернета художественный текст про путешествия потерял актуальность. Он превратился в гайды, посты и лонгриды с полезными советами и партнёрскими ссылками, которые можно получить, если подключиться к реферальной программе на сайтах-поисковиках туров, экскурсий и авиабилетов.
Вот несколько сайтов, с которыми сотрудничают тревел-блогеры, предпочитающие текстовый формат:
- «Яндекс Путешествия»;
- 34travel;
- YouTravel.me;
- ПСЖР от Aviasales;
- Le Magazine Accor.
Если писать лонгриды с контекстной рекламой — не ваше, обратите внимание на туристические интернет- и печатные издания, например «Отдых в России», Russian Traveler, «Вокруг света». Они публикуют материалы об особенностях национальных культур, истории, научных открытиях и туризме.
Индивидуальные консультации
Опытные путешественники помогают получить подробную и необходимую информацию из первых рук. Они знают, что нужно обязательно посмотреть в первый визит, какие есть небанальные места для съёмки и экскурсии, где найти самую вкусную еду в городе — и ещё многое другое.
Блогер со стажем может развиваться в сфере обучающего контента: навыки написания интересных сценариев, тревел-съёмки и видеопроизводства тоже приносят доход. Начинающим авторам контента будет интересно, как благодаря правильному монтажу задать атмосферу и ритм ролика, как показать уже известное с новой стороны и т. д.
Монетизация видеоконтента
С 2022 года пользователям из России вести блог на YouTube стало сложнее, но не стоит отчаиваться. Есть другой вариант — публиковать контент на российских платформах. Монетизация видео есть в VK Video и Rutube. С сентября 2024 года Rutube анонсировал пересмотр монетизации. Теперь алгоритмы сервиса будут учитывать не только просмотры в мобильном приложении или на сайте, но и посещения на сторонних ресурсах, которые используют плеер.
Видео — это бесконечный контент, который смотрят тысячи людей. Ролики о путешествиях не теряют популярность даже спустя несколько лет. Хорошие охваты набирает ненавязчивая реклама, шортсы с красивой картинкой и интересным сценарием, очень популярен контент с животными.
Сконцентрируйтесь не на дорогой картинке, а на искренности контента. Избежать месяцев без дохода помогут PR-агентства, с которыми можно сотрудничать в проектном режиме. Продвигайте себя и канал, участвуйте в коллаборациях с другими блогерами — так вы повысите охват аудитории.
Начинающие тревел-блогеры могут наращивать аудиторию в родном городе, например, предложить сотрудничество местному отелю. Для этого нужно составить грамотное коммерческое предложение и заинтересовать владельцев выгодой от рекламной кампании
Реклама в соцсетях
Алексей Соколенко говорит, что бренды нередко интересуются даже микроблогами, а гонорар зависит от количества подписчиков и социальной сети.
Самая дорогая реклама ― в Telegram. Аккаунты с 5 тысячами подписчиков берут за упоминание от 10 тысяч до 50 тысяч рублей. На YouTube дохода от просмотров сейчас нет, потому что россиянам рекламу не показывают и деньги получаешь только за иностранных пользователей. Зато блоги VK монетизируются: сеть встраивает рекламу, а аккаунт получает деньги за клики. В «Дзене» с 2025 года заработать можно только на текстовом контенте. Платформа продолжит платить за время, которое пользователи проводят в статьях и постах.
Условия подключения монетизации постоянно меняются. Например, в сообществе автора VK в 2025 году должно быть не меньше 5 тысяч подписчиков, чтобы присоединиться к программе.
Удалённая работа в путешествии
Броситься в омут с головой и оставить работу ради карьеры блогера рискнёт не каждый. На развитие личного бренда, подключение монетизации и поиск рекламных контрактов уходит немало времени. На первых порах можно совмещать блогинг и дистанционную работу.
Успешно развиваться и зарабатывать получится в любой точке мира, где есть интернет. Людей с таким мобильным образом жизни называют цифровыми кочевниками.Приглашая блогеров, заведения повышают узнаваемость и доверие среди туристов, поэтому отелям выгодно звать в гости известных авторов, а затем использовать снятый контент на своём сайте.
Начинающие тревел-блогеры могут наращивать аудиторию в родном городе, например, предложить сотрудничество местному отелю. Для этого нужно составить грамотное коммерческое предложение и заинтересовать владельцев выгодой от рекламной кампании.
Рекомендованные программы обучения
«Переводчик в сфере профессиональной коммуникации (английский язык)», курсы
«Преподавание иностранного языка в образовательных организациях (английский язык)», курсы
«Теория и практика перевода (английский и испанский языки)», бакалавриат
«Теория и практика перевода (английский и испанский языки)», второе высшее
«Теория и практика перевода (английский и немецкий языки)», бакалавриат
«Теория и практика перевода (английский и немецкий языки)», второе высшее
«Китайский язык с нуля до мастера», курсы