Управление компанией разделяется на множество взаимосвязанных направлений и позволяет абитуриентам при выборе профессий определиться со специализацией, позволяющей реализовать управленческий талант наряду с другими способностями. Выпускникам с креативным мышлением и умением анализировать стоит изучить обязанности менеджера по маркетингу разобраться с особенностями данной профессии.
Виды менеджеров по маркетингу
Маркетологи относятся к рекламным профессиям. Профессионалы занимаются активным и пассивным продвижением компании с учетом современных тенденций, анализа целевой аудитории и конкурентов и перспективных направлений деятельности.
В зависимости от специализации менеджеры по маркетингу разделяются на три больших группы:
- Исследователи и аналитики, занятые изучением рыночных тенденций, определением прибыльных каналов поставок сырья и сбыта – профессионалы объединяют маркетинговые функции с экономическими исследованиями с использованием статистических методов. Показатели оцениваются за определенный период времени, в расчет берется деятельность конкурентов и смежных компаний. Профессионалы предоставляют руководителям предложения по оптимизации внешнеторговых связей и отвечают за презентацию и репутацию компании в нише. Маркетинговая деятельность охватывает информационное сопровождение деятельности фирмы, участие организации в профильных выставках, экономических форумах и бизнес-конференциях.
- Специалисты, ответственные за организацию и внедрение рекламы – рекламщики и пиар-агенты, занятые активным продвижением с учетом целевой аудитории, использования методов психологии покупателей. Профессионалы разрабатывают рекламные акции, пиар-кампании, запускают скидки, программы лояльности, организовывают информационную рассылку, запуск рекламных баннеров и использование СМИ.
- Маркетологи, занятые контролем эффективности и анализом деятельности производства – менеджеры, объединяющие маркетинговые знания с использованием инновационных технологий и оптимизацией производственных и бизнес-процессов. Предложения по модернизации включаются в новые рекламные кампании, отображают отличительные особенности предприятия, позволяющие получить конкурентные преимущества и повысить уровень доверия среди потребителей.
Профессионалы работают с партнерами, анализом рынка и потребителей, оценивают обратную связь и запускают маркетинговые исследования под конкретные цели.
Должностные обязанности
Основные функции профессионалов – составление портрета предполагаемого покупателя, работа с прогревом и удержанием целевой аудитории, изучение потребностей потребителей и оценка востребованности продукта на рынке.
Должностные обязанности:
- Динамический мониторинг экономической ситуации, деятельности конкурентов и рыночных тенденций;
- Определение клиентских потребностей;
- Работа с целевой аудиторией;
- Разработка и запуск информационных рассылок и онлайн продвижения;
- Организация мозговых штурмов по составлению общей концепции будущей рекламной кампании;
- Тимбилдинг и мотивация всех сотрудников работать на успех предприятия;
- Изучение потребительского поведения;
- Отслеживание отзывов, жалоб и комментариев о деятельности фирмы;
- Использование тестирования и анкетирования покупателей для определения уровня доверия к компании или товару и выявления слабых сторон и характеристик, тормозящих развитие и получение прибыли;
- Выбор целевого рынка;
- Создание маркетинг-микса;
- Работа с позиционированием товара или услуги;
- Формирование конкурентного преимущества;
- Стратегическое планирование и прогнозирование;
- Внесение предложений по оптимизации бизнес-процессов;
- Организация взаимодействия с поставщиками покупателями и партнерами;
- Проведение переговоров с заказчиками и согласованием макетов пиар-кампаний;
- Ведение учетно-отчетной документации.
Профессионалы работают с клиентскими базами данных, контактами по закупкам и сбыту товаров. Менеджеру требуется обязательное умение пользоваться профильным ПО, состоящим из редакторов, сметчиков, программ для статистического анализа и презентации результатов.
Особенности работы
Работа маркетолога состоит из нескольких последовательных этапов анализа деятельности компании и внесении предложений по оптимизации, модернизации или расширению производства:
- Детальное исследование потребительского, посреднического и международного рынка с учетом представленных компаний в сегменте и нише.
- Оценка реакции клиента по показателям степени удовлетворенности покупкой и вероятности повторного обращения в организацию.
- Проработка позиционирования товара на рынке с учетом сегментации.
- Формирование конкурентного преимущества по списку выгод.
- Разработка маркетинговой стратегии модернизации и продвижения.
- Управление товаром на уровне марки, товарного разнообразия и номенклатуры.
- Регулирование отношений с компаньонами и клиентами.
Места для трудоустройства:
- Торговые и промышленные компании;
- Аутсорсинговые агентства;
- Маркетинговые организации;
- Удаленное ведение предприятия путем выполнения маркетинговых исследований и разработок стратегий развития через заказы на фрилансе.
В идеале менеджер по маркетингу должен создать эффективную систему управления в формате CRM с частью автоматизированных процессов и регулярным получением и анализом динамической рыночной ситуации.
Личные качества специалиста
Для работы и успешного продвижения по карьерной лестнице профессионал должен быть:
- Внимательным к деталям;
- Педантичным при сборе и анализе данных;
- Ответственным и скрупулезным;
- Амбициозным и нацеленным на результат;
- Энергичным и харизматичным;
- Коммуникабельным и гибким в общении;
- Эрудированным и грамотным.
Для организации маркетинговой работы специалисту потребуется лидерские качества, стремления проявить себя навык командной работы, умение делегировать полномочия и эффективно использовать логическое мышление для встраивания оптимизированной цепочки взаимодействия между подчиненными и смежными отделами.
Разработка маркетинговых стратегий требует креативного подхода и умения находить нестандартные выходы из сложных ситуаций.
Кроме того, рынок относится к динамической и постоянно изменяющейся структуре, поэтому менеджеру часто приходится принимать быстрые решения для получения конкурентных преимуществ и брать на себя ответственность за предполагаемый и конечный результат.
Как стать менеджером по маркетингу
Для трудоустройства и выполнения должностных обязанностей требуется получить профильное высшее образование на факультете рекламы по направлению бакалавриата «Интернет-маркетинг».
Во время учебы студенты учатся решению профессиональных задач в области экономики и эффективного продвижения с использованием различных маркетинговых приемов и инструментов.
Ключевые дисциплины образовательной программы:
- Цифровая экономика;
- Управление проектами;
- Маркетинг;
- Теория коммуникации;
- Копирайтинг;
- Лидерство;
- Веб-дизайн;
- Блогинг;
- Теория и практика маркетингового исследования;
- Медиапланирование;
- Особенности веб-разработки;
- Целевые аудитории;
- Таргетинг;
- Веб-аналитика;
- SEO-оптимизация и SMM;
- Краудфандинг.
Поступление доступно выпускникам 11-го класса и колледжей, успешно сдавших ЕГЭ по русскому, математике и обществознанию. Зачисление происходит на конкурсной основе. Форма обучения очная, сроком 4 года.
Преимущества и недостатки работы в сфере маркетинга
Плюсы профессии:
- Востребованность на рынке труда;
- Трудоустройство в зарубежные организации и сотрудничество с иностранными компаниями;
- Быстрый карьерный рост – от рядового маркетолога до руководителя отдела можно «дорасти» за 1 –2 года;
- Профессиональная реализация в различных сферах общественной деятельности;
- Участие в медиа-мероприятиях, взаимодействие со СМИ;
- Накопление полезных бизнес-контактов и деловых связей;
- Освоение навыка проведение переговоров на различном уровне;
- Получение высокооплачиваемой должности с возможностью организации собственной компании или дополнительного заработка на частных заказах на фрилансе.
Недостатки:
- Стрессовые ситуации и психоэмоциональное напряжение, связанное с высоким уровнем ответственности, дедлайнами, урегулированием споров и конфликтов, работой с репутацией фирмы;
- Ненормированный рабочий график, требующий командировок, проведения переговоров в выходные дни и вечернее время.
Профессия менеджера по маркетингу позволяет реализоваться в интересной и креативной сфере, связанной с коммуникацией с различными людьми, творческим процессом организации и запуска рекламных кампаний и аналитической работой по планированию и прогнозированию.