Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Как научиться писать сочинения правильно: памятка для школьников и их родителей
15 сентября 2025

Как научиться писать сочинения правильно: памятка для школьников и их родителей

Как научиться писать сочинения правильно: памятка для школьников и их родителей

Содержание статьи

    Учитесь в онлайн-школе «Синергия»

    Подобрать программу

    Сложности с сочинениями по литературе и русскому языку возникают у многих школьников. Научиться писать его будет несложно, если понять структуру текста и потренироваться работать с планом. В этой памятке рассказываем, как писать сочинение легко, красиво и по всем правилам.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Какие бывают сочинения

    Сочинение — это текст, в котором ученик выражает свои мысли по заданной теме. Оно помогает научиться формулировать идеи, аргументировать и работать со словами. Сочинения бывают трёх типов:

    • Сочинение-рассуждение направлено на доказательство точки зрения, построено на тезисе, аргументах и выводе.
    • Сочинение-описание подробно рассказывает о предмете, явлении или событии, выделяет его признаки и включает мнение автора.
    • Сочинение-повествование рассказывает историю с событиями, развязкой и заключением.

    Сочинение отличается от изложения тем, что ученик самостоятельно формулирует мысли с нуля, а не пересказывает прочитанное. В отличие от эссе, у него более строгая структура и понятные этапы построения, что помогает составить текст от начала до конца грамотно и логично.

    Как писать сочинения

    Правильно оформленное сочинение состоит из трёх основных частей: вступление, основная (содержательная) часть и заключение. Любое сочинение ставит задачу: раскрыть тему в соответствии с поставленными вопросами, показать пути мышления ученика и умение грамотно работать с текстом.

    Вступительная часть

    Вступление знакомит читателя с идеей и подводит к раскрытию основных аспектов сочинения. Здесь важно сразу определить, о чём будет текст, и зацепить внимание. Можно назвать тему, объяснить её суть, задать вопрос, на который будет дан ответ в основной части.

    Например, если тема сочинения «Любимая книга», во вступлении можно коротко описать, почему именно это произведение привлекло внимание автора, что в нём особенно понравилось. Читатель сразу поймёт, о чём пойдёт речь, и можно будет логично подвести его к основной мысли.

    Основная (содержательная) часть

    Основная часть — самая важная в сочинении. Здесь раскрывается тема, разъясняется суть, приводятся аргументы и примеры. Следите за тем, чтобы сочинение не превратилось в пересказ, если пишется по произведению. Важно показать своё видение темы и какие она оставляет впечатления, а также как её описывают авторы в литературе.

    Для наглядности можно мысленно пройтись по знакомым событиям, местам или ситуациям, описать детали и ощущения. Например, при написании текста о любимом сезоне года рассказать, какие явления природы или традиции особенно запоминаются, какие эмоции вызывают. Содержательная часть показывает, что ученик умеет работать с текстом, логично строить предложения и аргументировать мысли.

    Заключительная часть

    Заключение подводит итоги работы. В нём делают выводы из раскрытой темы, резюмируют основные мысли. Абзац должен быть кратким и ясным, полностью отвечать на поставленные вопросы. Хорошее заключение «расставляет точки» и логично подытоживает повествование.

    При написании любого сочинения нужно заранее составлять план, продумывать аргументы и контраргументы, следить, чтобы текст строился логично с нуля.

    Сочинение-рассуждение

    В сочинении-рассуждении ученик раскрывает своё мнение и обосновывает его аргументами. Основная цель — осветить тему через размышления и доказательства, показать, как мыслит автор.

    Примеры тем: «Почему дружба важна в жизни человека», «Зачем нужно заботиться о природе», «Стоит ли доверять первым впечатлениям».

    Структура сочинения-рассуждения состоит из трёх частей:

    1. Вступление (тезис) — здесь надо коротко обозначить тему и сформулировать мнение. Например, «Дружба важна, потому что она помогает человеку развиваться и поддерживает в трудные моменты».
    2. Основная часть (аргументы и контраргументы) — приводятся доказательства и примеры. Можно написать, как дружба помогает в конкретных ситуациях, привести примеры из литературы или личного опыта. Хорошо, если рассматривается ещё и противоположная точка зрения. Тогда нужно объяснить, почему она не влияет на общий вывод.
    3. Заключение — в финале кратко подводятся итоги рассуждений и делается вывод по теме. Например: «Дружба важна для каждого человека. Она укрепляет уверенность в себе и помогает справляться с трудностями».

    Сочинение-описание

    В сочинении-описании подробно представляется предмет, событие или явление. Основная цель такого текста — показать, как ученик видит и оценивает объект, выделить его признаки и передать впечатления. Примеры тем: «Моя комната», «Любимый праздник», «Школьный двор».

    Структура сочинения-описания:

    1. Предмет — в начале текста нужно назвать, о чём пойдёт речь. Например: «Я хочу рассказать о своём любимом уголке в парке».
    2. Основные признаки предмета — описываются характерные черты: внешний вид, звуки, запахи, особенности поведения или расположения. Добавляйте детали, чтобы текст выглядел живо и интересно.
    3. Мнение ученика о предмете — здесь автор делится своими впечатлениями, рассказывает, почему объект важен или привлекателен. Например: «Мне нравится проводить здесь время, потому что в этом уголке спокойно и уютно».
    4. Заключение — кратко подводятся итоги, делается вывод о предмете. Например: «Этот уголок в парке — моё любимое место, здесь всегда приятно находиться».

    Сочинение-повествование

    Сочинение-повествование строится как маленький рассказ. В нём есть последовательность событий, которые развиваются от начала к завершению. Темы чаще всего связаны с личным опытом или вымышленными историями. Примеры: «Как я провёл каникулы», «Самый памятный день в школе», «Приключение в походе».

    Структура сочинения-повествования должна быть такой:

    • Вступление — показывает, где и когда происходят события, знакомит с героями или ситуацией, чтобы читателю было понятно, с чего начинается рассказ.
    • Завязка — начало истории, где что-то происходит и запускается цепочка событий. Важно увлечь читателя, придумать цепляющую завязку.
    • Кульминация — самый напряжённый и эмоциональный момент, когда конфликт или событие достигает пика.
    • Развязка — объясняет, чем закончились события, как разрешилась ситуация и что изменилось для героя.
    • Заключение — завершает рассказ, даёт возможность автору выразить свои мысли и чувства.

    Чтобы обычное сочинение стало живым сюжетом, следите за логикой событий, используйте выразительные детали и описывайте эмоции — так читатель сможет их «прочувствовать».

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Зачем писать сочинения

    Сочинение в школе — это не только способ проверить знания по литературе. Оно развивает мышление, учит ясно формулировать идеи и выражать чувства словами. В процессе написания ребёнок анализирует, находит связи между событиями, аргументирует свою точку зрения.

    Сочинения развивают воображение. Чтобы сделать даже простое описание на бумаге, нужно ясно увидеть детали, а затем подробно описать картинку. Кроме того, благодаря регулярной практике расширяется словарный запас, письменная речь становится более грамотной и выразительной.

    Умение писать сочинения пригодится и за пределами школы — на экзаменах, в подготовке эссе, деловой переписке, в работе над проектами и презентациями. Это навык, который формирует культуру речи и даёт возможность донести мысли до других людей.

    Как перестать бояться и полюбить писать сочинения

    Многие школьники воспринимают сочинение как сложное задание, от которого трудно получить удовольствие. Но если превратить письмо в привычку или хобби, оно станет естественным процессом.

    Один из простых способов — начать вести дневник. Можно описывать события дня, мысли или впечатления. Записи не проверяются учителем, поэтому ребёнок пишет свободно и постепенно привыкает выражать себя на бумаге.

    Ещё один вариант — завести блог на любимую тему: спорт, книги, фильмы, музыка. Когда ребёнок пишет о том, что ему действительно интересно, текст получается живым, а процесс становится увлекательным.

    Ещё одна хорошая тренировка — читать литературу и обсуждать в кругу семьи или с друзьями. Так можно расширить словарный запас, научиться выстраивать повествование и аргументировать свою точку зрения.

    Главное, не превращать процесс в наказание. Поддержка и интерес родителей, увлекательные задания и свобода выбора темы помогут ребёнку не только справляться с сочинениями в школе, но и писать их уверенно и с удовольствием.

    Учитесь в онлайн-школе «Синергия»

    «Экстернат»«Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ»«Онлайн-школа с 5 по 11 класс»«Видеоуроки»«Университетская гимназия»

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Подобрать программу

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    DMCA.com Protection Status