Школьники сталкиваются с выбором специальности при получении аттестата в 9 или 11-м классе. Вузы и средние специальные учебные заведения предлагают различные образовательные программы и профили получения профессии. Некоторые специальности отличаются востребованностью, другие высокими окладами, третьи низкой конкуренцией при трудоустройстве. Но главный вопрос, который волнует выпускников, как выбрать профессию по душе и не допустить ошибок.
Критерии выбора профессии
На решение о дальнейшей специализации влияют две ключевые группы факторов.
Внутренние
Охватывают личностные характеристики и индивидуальность школьника.
Способности
Проявляются во время учебы. Характеризуются успехами в определенных областях знаний:
- Математический склад ума помогает с легкостью решать задачи по алгебре, геометрии, информатике и физике. Анализировать полученные результаты и производить сложные вычисления.
- Гуманитарные способности проявляются в литературных талантах, простоте усвоения информации по истории и обществознанию.
- Естествоиспытателям по душе химические опыты, географические исследования и изучение биологических препаратов.
Таланты
Главный критерий поступления на творческие специальности. Учащийся должен обладать:
- навыком игры на музыкальных инструментах;
- вокальными и хореографическими данными;
- уметь рисовать.
При зачислении в вуз или ссуз проводится дополнительный конкурс портфолио. Школьники заранее зарабатывают репутацию на различных конкурсах и отбирают лучшие проекты для презентации в профессиональном учебном заведении.
Интересы
Профессия, соответствующая личным увлечениям приносит моральное удовлетворение от трудовой деятельности и не вызывает профессионального выгорания.
Внешние
Учитывают влияние факторов из вне:
- Мнение друзей, родителей или учителей. Играет роль при сомнении в правильности выбора профессии. Мнение окружающих важно и иногда стоит прислушаться к советам, но центральная позиция должна оставаться за собственными желаниями и предпочтениями.
- Характеристики специальности. Учитываются престижность, уровень заработной платы и востребованность на рынке труда.
- Параметры образовательного учреждения. Величина конкурсного отбора, количество бюджетных и коммерческих мест, образовательные программы, дополнительные преимущества (общежитие, центры трудоустройство, возможность обучения по целевому направлению), место расположения и рейтинг учебного заведения.
Пошаговый план выбора
Для принятия окончательного решения в плане будущей специализации можно использовать простой алгоритм:
- Обозначить профессиональные критерии.
Выделяют 5 групп факторов:
- Экономические – изучить перечень востребованных высокооплачиваемых специальностей;
- Содержательные – ознакомиться с описанием профессии, должностными обязанностями специалиста, преимуществами и недостатками работы;
- Личностные – оценить способности и предпочтения к определенному виду деятельности;
- Медицинские – узнать о критериях профпригодности и списке противопоказаний для обучения по конкретному направлению;
- Образовательный – правила зачисления, возможность поступления после 9-го и после 11-го класса.
Критерии носят обобщенный характер, но позволяют быстро выявить наиболее подходящие сферы деятельности.
- Оценить желаемые профессии по каждому параметру.
- Сравнить полученные результаты, выделить плюсы и минусы каждой специальности.
- Составить список из 3 – 4 направлений, по уровню предпочтительности.
- Обсудить полученные результаты с родителями, школьными психологами, учителями или представителями профессии.
- Определить перечень учебных заведений для подачи документов.
Какие навыки необходимо развивать
Для зачисления и успешного обучения по выбранной специальности следует повышать уровень теоретической и практической подготовки в школе.
Для учебы на факультете информационных технологий, экономики, бизнеса и предпринимательства потребуется:
- Навык запоминания большого количества цифровой информации;
- Умение пользоваться табличными значениями и формулами;
- Знание основ ИКТ;
- Готовность к длительной работе за компьютером;
- Уверенное пользование ПК;
- Хорошая базовая подготовка по алгебре, геометрии и информатике.
Для освоения гуманитарных профессий потребуется:
- Умение грамотно и связано излагать собственные мысли;
- Любовь к чтению;
- Уверенное владение иностранными языками;
- Способность анализировать общественные явления и поведение масс;
- Знания в области русского языка, литературы, истории и обществознания.
Для успехов в медицине, экологии, химической лабораторной диагностике потребуется:
- Навык проведения научно-исследовательских работ, основанных на эксперименте;
- Твердая теоретическая подготовка по биологии, географии и химии;
- Желание получить социально значимую профессию для помощи людям и работе по призванию.
Для творческой реализации
- Музыкальный, артистический, вокальный или хореографический талант;
- Харизма;
- Индивидуальность;
- Навык выступлений на большой сцене;
- Готовность к работе в творческом коллективе.
Тренировка навыков и оттачивание теоретических знаний происходит в школе, во время получения допобразования и при самостоятельной работе.
Дополнительно учитываются личные характеристики учащегося:
- Внимательность;
- Лидерские качества;
- Ответственность;
- Аккуратность;
- Собранность и пунктуальность;
- Тяга к монотонному труду;
- Организаторские способности;
- Ораторское мастерство;
- Коммуникабельность.
Определить навыки и личностные качества помогает профильное психологическое тестирование.
Нюансы при выборе специальности
Помочь с принятие решения о будущей профессии могут:
- Знания большого количества специальностей и направлений. Узнать актуальную информацию можно на официальных сайтах образовательных учреждений, мероприятиях по профориентированию, на днях открытых дверей.
- Поиск хобби, приносящего удовольствие и результат.
- Ознакомление с перечнем учебных заведений, предоставляющих обучение по конкретным специальностям.
- Сформировать список из основного и 3 запасных вариантов профессий.
- Использовать метод профессиональных проб. Трудоустраиваться в профильные компании и организации на время каникул, для ознакомления со спецификой работы изнутри.
Также важную роль играет уровень базового образования.
После 9 класса
Школьникам доступно только профессиональное обучение на уровне ссуз.
Особенности:
- Выпускники выбирают между колледжами, ПТУ и училищами. Колледж характеризуется высоким уровнем теоретической подготовки, освоением компетенций, необходимых для учебы по сокращенной программе бакалавриата при желании продолжить получение профобразования в вузе. Образовательные программы техникумов построены с большим уклоном на практическую деятельность.
- Поступление по среднему баллу аттестата. Девятиклассники сдают ОГЭ. Результаты госэкзамена не предоставляются в ссуз и влияют только на повышение итоговой оценки по предметам.
- Выпускникам 9-го класса доступны не все направления профессионального обучения. Ознакомиться с перечнем доступных направлений можно на официальном сайте учебной организации.
После 11 класса
Одиннадцатиклассники выбирают между поступлением в вуз и колледж.
Нюансы:
- Зачисление в Университет происходит по суммарному баллу за ЕГЭ по профильным предметам, зависящим от выбранной специальности. Поступление в колледж происходит на конкурсной основе по среднему баллу аттестата, результаты единого госэкзамена не учитываются.
- Длительность обучения в ссуз для выпускников 11-го класса составляет 3 года, на бакалавриате – 4 года, на программе специалитета – 5 лет.
- Перед тем, как выбрать профессию, стоит изучить информацию о доступных направлениях, уровне конкурса, количестве мест в группах и котируемости диплома.
- На выбор специальности выпускниками 11-го класса влияет желание раннего начала трудовой деятельности. Школьники могут за 3 года получить профессиональное образование, поступить на заочный формат бакалавриата и совмещать учебу с работой и накоплением стажа.
Ошибки при выборе профессии
Наиболее частые причины неудачного выбора специальности:
- Отсутствие достоверной информации о специфике трудовой деятельности.
- Выбор по уровню заработной платы и престижности. Работа должна нравиться, тогда есть шанс добиться карьерных достижений и стать успешным.
- Давление со стороны, значительное влияние родственников или друзей. В первую очередь стоит учитывать собственные желания и предпочтения.
- Перенос интереса к одному школьному предмету на специальность. Любовь к биологии не равна готовности стать врачом и так с любой дисциплиной.
- Недооценка физических возможностей. Справиться с работой в опасных, вредных и стрессовых условиях сложно. Стоит реально и объективно оценить готовность к тяжелому труду.
- Привязка профессии к месту получения образования. Сначала выбирается специализация, потом учебное заведение.
Выбор профессии важный шаг в жизни каждого человека, но не критичный. Любую ошибку можно исправить дальнейшей сменой деятельности на бакалавриате, магистратуре, втором высшем образовании или курсах переквалификации. Правильно выбранная профессия тесно связана с мотивацией и позволяет достигать карьерных успехов и профессионального признания.
Адреса поступления:
г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
Время работы
Пн-Пт: 09:00-18:00;
Сб-Вс: Выходной