Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Что влияет на выбор профессии
Абитуриентам 11 февраля 2025

Что влияет на выбор профессии

Что влияет на выбор профессии

Содержание статьи

    Подобрать программу

    Выбор профессии, сложный этап становления личности. Профессиональная деятельность определяет уровень и качество жизни, удовлетворенность и эмоциональное состояние людей. Для успеха в карьере и освоения специальности, подходящей по личностным характеристикам, стоит уделить выбору профессии отдельное внимание. Задуматься о будущей работе стоит в начале обучения в старшем звене школы, при поступлении в 8 – 9 класс. Именно на этом этапе ряд учебных заведений проводит разделение школьников по профилям, для погружения в предметы, необходимые для поступления в вуз или колледж и изучении специфики профессиональной деятельности в определенной области. Для принятия правильного решения о выборе факультета и специальности необходимо разобраться в том, что влияет на выбор профессии и как минимизировать риск ошибки.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Критерии выбора профессии

    Важнейшие параметры, влияющие на принятие решения относительно будущей специальности связаны с возможностями для поступления.

    Данные критерии относятся к образовательным учреждениям. Абитуриенты изучают информацию о доступных факультетах и специальностях. Учитываемые характеристики:

    • Профильность организации;
    • Направления профессиональной подготовки;
    • Наличие образовательных программ бакалавриата, специалитета;
    • Вариант продолжения обучения в магистратуре, ординатуре, адъюнктуре или аспирантуре;
    • Проходной балл;
    • Правила приемной кампании;
    • Величина конкурсного отбора;
    • Количество бюджетных и коммерческих мест;
    • Особенности преподавательского состава;
    • Наличие авторских методик обучения;
    • Материально-техническое обеспечение вуза;
    • Рейтинг учебного заведения;
    • Месторасположения университета;
    • Программы дополнительного развития спортивных и творческих талантов студентов;
    • Организация всероссийских и международных стажировок;
    • Возможность обучения по программе обмена с другими государствами;
    • Стоимость обучения на коммерческой основе;
    • Стипендия для бакалавров и специалистов;
    • Целевой набор;
    • Учет достижений в профильных дисциплинах, касающийся научных разработок или реализации творческих проектов.

    Узнать информацию о приемной кампании, сроках подачи заявлений, наличии дополнительных вступительных испытаний можно на информационных стендах внутри учебного заведения, в учебной части или секретариате, или на официальном сайте образовательной организации во вкладке «Абитуриенту» или «Поступление».

    Факторы, влияющие на выбор профессии

    Кроме критериев, относящихся к учебному заведению на выбор профессии оказывают влияние особенности характера и личности выпускника, а также характеристики образовательной программы и описание особенностей будущей профессиональной деятельности.

    Внешние факторы выбора

    Параметры, связанные с программой обучения и профессией. При выборе факультета и специальности учитывается:

    • Доступные формы обучения – очная, очно-заочная, заочная, вечерняя, выходного дня, дистанционная;
    • Включение производственной практики;
    • Семинарские занятия в симуляционных классах, мастерских и на клинических базах;
    • Встречи с представителями профессии;
    • Продолжительность учебы;
    • Особенности сквозных и дипломного проекта;
    • Дополнительное развитие карьерной перспективы и навыков soft skills.

    Внешние факторы, относящиеся к профессии:

    • Степень сложности освоения профессиональных навыков и компетенций – к сложным областям относится изучение медицины, программирования, права и иностранных языков;
    • Востребованность кадров на международном и российском рынке труда;
    • Перспективы карьерного роста;
    • Уровень заработной платы у начинающих профи, специалистов с опытом и экспертов премиум класса;
    • Готовность работодателей трудоустраивать выпускников без стажа работы;
    • Конкуренция;
    • Доступные должности;
    • Сферы профессиональной реализации;
    • Особенности производственных факторов;
    • Перечень должностных обязанностей;
    • Возможности для самореализации и творчества;
    • Вариант трудоустройства за границей;
    • Преимущества работы по специальности.

    Внешние личные причины:

    • Уровень материального благосостояния семьи, возможность оплаты учебы на коммерческой основе, с учетом наличия льгот и рассрочек платежей;
    • Место жительства, готовность к съему квартиры или заселению в общежитие;
    • Необходимость совмещения с иными видами деятельности – параллельной работой, воспитанием детей, уходом за родственниками, творческой реализацией.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Внутренние факторы выбора

    При выборе профессии учитываются:

    1. Таланты – художественный, музыкальный, научно-исследовательский, актерский, вокальный, спортивный;
    2. Способности – легкость освоения материала по конкретному предмету с учетом скорости запоминания новой информации, времени, необходимого на выполнение простых и сложных задач, возможность решения нестандартных кейсов;
    3. Предпочтения – интерес в определенной области знаний, проявляющийся в выборе общего направления: гуманитарного, математического или естественного или конкретной дисциплины.

    Отдельное внимание уделяется личным качествам и особенностям характера. Для успеха в профессии отдельное значение имеют:

    • Тип мышления – аналитическое, логическое, образное, ассоциативное;
    • Темперамент – сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик;
    • Готовность к коммуникации на уровне нейронных связей – интроверт или экстраверт;
    • Скорость мышления;
    • Быстрота умственных и физических реакций;
    • Скорость выработки новых рефлекторных дуг и ассоциаций;
    • Внимательность;
    • Аккуратность;
    • Педантичность;
    • Активность;
    • Ответственность;
    • Амбициозность;
    • Харизматичность;
    • Обаятельность;
    • Тактичность;
    • Эрудированность.

    Для ряда технических и рабочих специальностей важна тяга к выполнению монотонных трудовых операций, творческим профессионалам не обойтись без общей эстетики и чувства прекрасного, креативности, нестандартного мышления, стремления к эпатажу и всеобщему признанию.

    Также среди внутренних факторов отдельным блоком выделяют состояние здоровья и уровень физической подготовки. Поступающие в ведомственные вузы Министерства обороны, МЧС, МВД и факультеты, связанные с правоохранительной деятельностью или спортом в качестве дополнительных вступительных испытаний сдают спортивные нормативы по:

    • Бегу;
    • Плаванию;
    • Подтягиваниям;
    • Прыжкам;
    • Отжиманиям;
    • Гимнастике.

    Считается, что внутренние факторы в первую очередь стоит учитывать при выборе профессии. На многие из них невозможно повлиять, но можно выявить сильные стороны и сделать упор на развитие заложенных природой талантов и способностей.

    Стадии процесса профессионального самоопределения

    Профессиональное самоопределение – избирательное отношение индивида к профессии и специальности, определяющие выбор вектора профессиональной подготовки и развития.

    Стадии:

    1. Осознание личных предпочтений, талантов, способностей и интереса. Помогают психологические тестирования, использование метафорических и ассоциативных карт, достижения в изучении определенных дисциплин, хобби.
    2. Определение социально-экономических характеристик профессии, учет внешних факторов, влияющих на выбор специальности.
    3. Актуализация самоопределения.
    4. Формирование системы ценностных ориентаций.
    5. Моделирование будущего в жизни и профессиональном развитии.
    6. Построение эталона в виде идеального образа профессионала.

    Стадии по Гинзбургу:

    1. Стадия фантазии – у ребенка до 11 лет, связанна с воображением будущей профессии;
    2. Гипотетическая стадия – до 17 лет, объединение желаний и ценностей с реальными параметрами труда и материальной составляющей;
    3. Реалистическая – после 17 лет, основанная на глубоком изучении характеристик специальности, с учетом экономических, социальных показателей, особенностей должностных обязанностей, преимуществ и недостатков работы.

    Как надо делать выбор

    Лайфхаки по выбору профессии:

    • В первую очередь необходимо учитывать собственные предпочтения и пожелания;
    • Перед принятием решения рекомендуется пройти профориентационное и личностное психологическое тестирование;
    • Стоит учитывать советы учителей, родных и друзей, но делать выбор опираясь на собственные ощущения и интуицию;
    • Владение информацией об особенностях профессиональной деятельности снижает риск ошибок, связанных с романтическим и детским отношением к специальности.

    Рекомендуется изучать профильные статьи о современных и востребованных профессиях, посещать мероприятия по профориентации, дни открытых дверей и пользоваться любой возможностью погрузиться в профессиональную среду в рамках стажировки или экскурсий на производство.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11

    Это интересно

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Подобрать программу
    }

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    DMCA.com Protection Status