Что влияет на выбор профессии

Что влияет на выбор профессии

Обновлено 10.03.2023
Содержание

Выбор профессии, сложный этап становления личности. Профессиональная деятельность определяет уровень и качество жизни, удовлетворенность и эмоциональное состояние людей. Для успеха в карьере и освоения специальности, подходящей по личностным характеристикам, стоит уделить выбору профессии отдельное внимание. Задуматься о будущей работе стоит в начале обучения в старшем звене школы, при поступлении в 8 – 9 класс. Именно на этом этапе ряд учебных заведений проводит разделение школьников по профилям, для погружения в предметы, необходимые для поступления в вуз или колледж и изучении специфики профессиональной деятельности в определенной области. Для принятия правильного решения о выборе факультета и специальности необходимо разобраться в том, что влияет на выбор профессии и как минимизировать риск ошибки.

Подай заявку на обучение

Критерии выбора профессии

Важнейшие параметры, влияющие на принятие решения относительно будущей специальности связаны с возможностями для поступления.

Данные критерии относятся к образовательным учреждениям. Абитуриенты изучают информацию о доступных факультетах и специальностях. Учитываемые характеристики:

  • Профильность организации;
  • Направления профессиональной подготовки;
  • Наличие образовательных программ бакалавриата, специалитета;
  • Вариант продолжения обучения в магистратуре, ординатуре, адъюнктуре или аспирантуре;
  • Проходной балл;
  • Правила приемной кампании;
  • Величина конкурсного отбора;
  • Количество бюджетных и коммерческих мест;
  • Особенности преподавательского состава;
  • Наличие авторских методик обучения;
  • Материально-техническое обеспечение вуза;
  • Рейтинг учебного заведения;
  • Месторасположения университета;
  • Программы дополнительного развития спортивных и творческих талантов студентов;
  • Организация всероссийских и международных стажировок;
  • Возможность обучения по программе обмена с другими государствами;
  • Стоимость обучения на коммерческой основе;
  • Стипендия для бакалавров и специалистов;
  • Целевой набор;
  • Учет достижений в профильных дисциплинах, касающийся научных разработок или реализации творческих проектов.

Узнать информацию о приемной кампании, сроках подачи заявлений, наличии дополнительных вступительных испытаний можно на информационных стендах внутри учебного заведения, в учебной части или секретариате, или на официальном сайте образовательной организации во вкладке «Абитуриенту» или «Поступление».

Факторы, влияющие на выбор профессии

Кроме критериев, относящихся к учебному заведению на выбор профессии оказывают влияние особенности характера и личности выпускника, а также характеристики образовательной программы и описание особенностей будущей профессиональной деятельности.

Внешние факторы выбора

Параметры, связанные с программой обучения и профессией. При выборе факультета и специальности учитывается:

  • Доступные формы обучения – очная, очно-заочная, заочная, вечерняя, выходного дня, дистанционная;
  • Включение производственной практики;
  • Семинарские занятия в симуляционных классах, мастерских и на клинических базах;
  • Встречи с представителями профессии;
  • Продолжительность учебы;
  • Особенности сквозных и дипломного проекта;
  • Дополнительное развитие карьерной перспективы и навыков soft skills.

Внешние факторы, относящиеся к профессии:

  • Степень сложности освоения профессиональных навыков и компетенций – к сложным областям относится изучение медицины, программирования, права и иностранных языков;
  • Востребованность кадров на международном и российском рынке труда;
  • Перспективы карьерного роста;
  • Уровень заработной платы у начинающих профи, специалистов с опытом и экспертов премиум класса;
  • Готовность работодателей трудоустраивать выпускников без стажа работы;
  • Конкуренция;
  • Доступные должности;
  • Сферы профессиональной реализации;
  • Особенности производственных факторов;
  • Перечень должностных обязанностей;
  • Возможности для самореализации и творчества;
  • Вариант трудоустройства за границей;
  • Преимущества работы по специальности.

Внешние личные причины:

  • Уровень материального благосостояния семьи, возможность оплаты учебы на коммерческой основе, с учетом наличия льгот и рассрочек платежей;
  • Место жительства, готовность к съему квартиры или заселению в общежитие;
  • Необходимость совмещения с иными видами деятельности – параллельной работой, воспитанием детей, уходом за родственниками, творческой реализацией.

Внутренние факторы выбора

При выборе профессии учитываются:

  1. Таланты – художественный, музыкальный, научно-исследовательский, актерский, вокальный, спортивный;
  2. Способности – легкость освоения материала по конкретному предмету с учетом скорости запоминания новой информации, времени, необходимого на выполнение простых и сложных задач, возможность решения нестандартных кейсов;
  3. Предпочтения – интерес в определенной области знаний, проявляющийся в выборе общего направления: гуманитарного, математического или естественного или конкретной дисциплины.

Отдельное внимание уделяется личным качествам и особенностям характера. Для успеха в профессии отдельное значение имеют:

  • Тип мышления – аналитическое, логическое, образное, ассоциативное;
  • Темперамент – сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик;
  • Готовность к коммуникации на уровне нейронных связей – интроверт или экстраверт;
  • Скорость мышления;
  • Быстрота умственных и физических реакций;
  • Скорость выработки новых рефлекторных дуг и ассоциаций;
  • Внимательность;
  • Аккуратность;
  • Педантичность;
  • Активность;
  • Ответственность;
  • Амбициозность;
  • Харизматичность;
  • Обаятельность;
  • Тактичность;
  • Эрудированность.

Для ряда технических и рабочих специальностей важна тяга к выполнению монотонных трудовых операций, творческим профессионалам не обойтись без общей эстетики и чувства прекрасного, креативности, нестандартного мышления, стремления к эпатажу и всеобщему признанию.

Также среди внутренних факторов отдельным блоком выделяют состояние здоровья и уровень физической подготовки. Поступающие в ведомственные вузы Министерства обороны, МЧС, МВД и факультеты, связанные с правоохранительной деятельностью или спортом в качестве дополнительных вступительных испытаний сдают спортивные нормативы по:

  • Бегу;
  • Плаванию;
  • Подтягиваниям;
  • Прыжкам;
  • Отжиманиям;
  • Гимнастике.

Считается, что внутренние факторы в первую очередь стоит учитывать при выборе профессии. На многие из них невозможно повлиять, но можно выявить сильные стороны и сделать упор на развитие заложенных природой талантов и способностей.

Стадии процесса профессионального самоопределения

Профессиональное самоопределение – избирательное отношение индивида к профессии и специальности, определяющие выбор вектора профессиональной подготовки и развития.

Стадии:

  1. Осознание личных предпочтений, талантов, способностей и интереса. Помогают психологические тестирования, использование метафорических и ассоциативных карт, достижения в изучении определенных дисциплин, хобби.
  2. Определение социально-экономических характеристик профессии, учет внешних факторов, влияющих на выбор специальности.
  3. Актуализация самоопределения.
  4. Формирование системы ценностных ориентаций.
  5. Моделирование будущего в жизни и профессиональном развитии.
  6. Построение эталона в виде идеального образа профессионала.

Стадии по Гинзбургу:

  1. Стадия фантазии – у ребенка до 11 лет, связанна с воображением будущей профессии;
  2. Гипотетическая стадия – до 17 лет, объединение желаний и ценностей с реальными параметрами труда и материальной составляющей;
  3. Реалистическая – после 17 лет, основанная на глубоком изучении характеристик специальности, с учетом экономических, социальных показателей, особенностей должностных обязанностей, преимуществ и недостатков работы.

Как надо делать выбор

Лайфхаки по выбору профессии:

  • В первую очередь необходимо учитывать собственные предпочтения и пожелания;
  • Перед принятием решения рекомендуется пройти профориентационное и личностное психологическое тестирование;
  • Стоит учитывать советы учителей, родных и друзей, но делать выбор опираясь на собственные ощущения и интуицию;
  • Владение информацией об особенностях профессиональной деятельности снижает риск ошибок, связанных с романтическим и детским отношением к специальности.

Рекомендуется изучать профильные статьи о современных и востребованных профессиях, посещать мероприятия по профориентации, дни открытых дверей и пользоваться любой возможностью погрузиться в профессиональную среду в рамках стажировки или экскурсий на производство.

Адреса поступления:

Москва, Измайловский Вал, д. 2, м. Семеновская

Москва, Ленинградский пр., д. 80Г, м. Сокол

Телефоны (круглосуточно)
+7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
Время работы

Пн-Пт: 09.00 — 20.00

Сб-Вс: 10.00 — 17.00

alt

Всё нужное в твоём телефоне

Скачай приложение и узнавай самую актуальную информацию
ПОДБЕРИ
ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ

Ответь на пять вопросов и узнай, где будешь учиться!

Подобрать программу
Образование для карьеры
К каким профессиям вы более склонны?
ТехническимГуманитарнымТворческимМедицинским
Какой у вас уровень образования?
Без образованияШкола 9-11 классКолледжБакалавриатМагистратураАспирантура
Какой формат обучения вам подходит?
ОчноЗаочноОнлайнПо выходным дням
Вас интересуют бюджетные места?
ДаНет
И последний вопрос. Вы из Москвы?
ДаНет

Мы подобрали вам программу обучения

Заполните форму, чтобы узнать больше о программе и наших предложениях

Задать вопрос

Позвонить

Подобрать программу и поступить

DMCA.com Protection Status