Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Что влияет на выбор профессии

Что влияет на выбор профессии

Что влияет на выбор профессии

Содержание статьи

    Подобрать программу

    Выбор профессии, сложный этап становления личности. Профессиональная деятельность определяет уровень и качество жизни, удовлетворенность и эмоциональное состояние людей. Для успеха в карьере и освоения специальности, подходящей по личностным характеристикам, стоит уделить выбору профессии отдельное внимание. Задуматься о будущей работе стоит в начале обучения в старшем звене школы, при поступлении в 8 – 9 класс. Именно на этом этапе ряд учебных заведений проводит разделение школьников по профилям, для погружения в предметы, необходимые для поступления в вуз или колледж и изучении специфики профессиональной деятельности в определенной области. Для принятия правильного решения о выборе факультета и специальности необходимо разобраться в том, что влияет на выбор профессии и как минимизировать риск ошибки.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Критерии выбора профессии

    Важнейшие параметры, влияющие на принятие решения относительно будущей специальности связаны с возможностями для поступления.

    Данные критерии относятся к образовательным учреждениям. Абитуриенты изучают информацию о доступных факультетах и специальностях. Учитываемые характеристики:

    • Профильность организации;
    • Направления профессиональной подготовки;
    • Наличие образовательных программ бакалавриата, специалитета;
    • Вариант продолжения обучения в магистратуре, ординатуре, адъюнктуре или аспирантуре;
    • Проходной балл;
    • Правила приемной кампании;
    • Величина конкурсного отбора;
    • Количество бюджетных и коммерческих мест;
    • Особенности преподавательского состава;
    • Наличие авторских методик обучения;
    • Материально-техническое обеспечение вуза;
    • Рейтинг учебного заведения;
    • Месторасположения университета;
    • Программы дополнительного развития спортивных и творческих талантов студентов;
    • Организация всероссийских и международных стажировок;
    • Возможность обучения по программе обмена с другими государствами;
    • Стоимость обучения на коммерческой основе;
    • Стипендия для бакалавров и специалистов;
    • Целевой набор;
    • Учет достижений в профильных дисциплинах, касающийся научных разработок или реализации творческих проектов.

    Узнать информацию о приемной кампании, сроках подачи заявлений, наличии дополнительных вступительных испытаний можно на информационных стендах внутри учебного заведения, в учебной части или секретариате, или на официальном сайте образовательной организации во вкладке «Абитуриенту» или «Поступление».

    Факторы, влияющие на выбор профессии

    Кроме критериев, относящихся к учебному заведению на выбор профессии оказывают влияние особенности характера и личности выпускника, а также характеристики образовательной программы и описание особенностей будущей профессиональной деятельности.

    Внешние факторы выбора

    Параметры, связанные с программой обучения и профессией. При выборе факультета и специальности учитывается:

    • Доступные формы обучения – очная, очно-заочная, заочная, вечерняя, выходного дня, дистанционная;
    • Включение производственной практики;
    • Семинарские занятия в симуляционных классах, мастерских и на клинических базах;
    • Встречи с представителями профессии;
    • Продолжительность учебы;
    • Особенности сквозных и дипломного проекта;
    • Дополнительное развитие карьерной перспективы и навыков soft skills.

    Внешние факторы, относящиеся к профессии:

    • Степень сложности освоения профессиональных навыков и компетенций – к сложным областям относится изучение медицины, программирования, права и иностранных языков;
    • Востребованность кадров на международном и российском рынке труда;
    • Перспективы карьерного роста;
    • Уровень заработной платы у начинающих профи, специалистов с опытом и экспертов премиум класса;
    • Готовность работодателей трудоустраивать выпускников без стажа работы;
    • Конкуренция;
    • Доступные должности;
    • Сферы профессиональной реализации;
    • Особенности производственных факторов;
    • Перечень должностных обязанностей;
    • Возможности для самореализации и творчества;
    • Вариант трудоустройства за границей;
    • Преимущества работы по специальности.

    Внешние личные причины:

    • Уровень материального благосостояния семьи, возможность оплаты учебы на коммерческой основе, с учетом наличия льгот и рассрочек платежей;
    • Место жительства, готовность к съему квартиры или заселению в общежитие;
    • Необходимость совмещения с иными видами деятельности – параллельной работой, воспитанием детей, уходом за родственниками, творческой реализацией.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Внутренние факторы выбора

    При выборе профессии учитываются:

    1. Таланты – художественный, музыкальный, научно-исследовательский, актерский, вокальный, спортивный;
    2. Способности – легкость освоения материала по конкретному предмету с учетом скорости запоминания новой информации, времени, необходимого на выполнение простых и сложных задач, возможность решения нестандартных кейсов;
    3. Предпочтения – интерес в определенной области знаний, проявляющийся в выборе общего направления: гуманитарного, математического или естественного или конкретной дисциплины.

    Отдельное внимание уделяется личным качествам и особенностям характера. Для успеха в профессии отдельное значение имеют:

    • Тип мышления – аналитическое, логическое, образное, ассоциативное;
    • Темперамент – сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик;
    • Готовность к коммуникации на уровне нейронных связей – интроверт или экстраверт;
    • Скорость мышления;
    • Быстрота умственных и физических реакций;
    • Скорость выработки новых рефлекторных дуг и ассоциаций;
    • Внимательность;
    • Аккуратность;
    • Педантичность;
    • Активность;
    • Ответственность;
    • Амбициозность;
    • Харизматичность;
    • Обаятельность;
    • Тактичность;
    • Эрудированность.

    Для ряда технических и рабочих специальностей важна тяга к выполнению монотонных трудовых операций, творческим профессионалам не обойтись без общей эстетики и чувства прекрасного, креативности, нестандартного мышления, стремления к эпатажу и всеобщему признанию.

    Также среди внутренних факторов отдельным блоком выделяют состояние здоровья и уровень физической подготовки. Поступающие в ведомственные вузы Министерства обороны, МЧС, МВД и факультеты, связанные с правоохранительной деятельностью или спортом в качестве дополнительных вступительных испытаний сдают спортивные нормативы по:

    • Бегу;
    • Плаванию;
    • Подтягиваниям;
    • Прыжкам;
    • Отжиманиям;
    • Гимнастике.

    Считается, что внутренние факторы в первую очередь стоит учитывать при выборе профессии. На многие из них невозможно повлиять, но можно выявить сильные стороны и сделать упор на развитие заложенных природой талантов и способностей.

    Стадии процесса профессионального самоопределения

    Профессиональное самоопределение – избирательное отношение индивида к профессии и специальности, определяющие выбор вектора профессиональной подготовки и развития.

    Стадии:

    1. Осознание личных предпочтений, талантов, способностей и интереса. Помогают психологические тестирования, использование метафорических и ассоциативных карт, достижения в изучении определенных дисциплин, хобби.
    2. Определение социально-экономических характеристик профессии, учет внешних факторов, влияющих на выбор специальности.
    3. Актуализация самоопределения.
    4. Формирование системы ценностных ориентаций.
    5. Моделирование будущего в жизни и профессиональном развитии.
    6. Построение эталона в виде идеального образа профессионала.

    Стадии по Гинзбургу:

    1. Стадия фантазии – у ребенка до 11 лет, связанна с воображением будущей профессии;
    2. Гипотетическая стадия – до 17 лет, объединение желаний и ценностей с реальными параметрами труда и материальной составляющей;
    3. Реалистическая – после 17 лет, основанная на глубоком изучении характеристик специальности, с учетом экономических, социальных показателей, особенностей должностных обязанностей, преимуществ и недостатков работы.

    Как надо делать выбор

    Лайфхаки по выбору профессии:

    • В первую очередь необходимо учитывать собственные предпочтения и пожелания;
    • Перед принятием решения рекомендуется пройти профориентационное и личностное психологическое тестирование;
    • Стоит учитывать советы учителей, родных и друзей, но делать выбор опираясь на собственные ощущения и интуицию;
    • Владение информацией об особенностях профессиональной деятельности снижает риск ошибок, связанных с романтическим и детским отношением к специальности.

    Рекомендуется изучать профильные статьи о современных и востребованных профессиях, посещать мероприятия по профориентации, дни открытых дверей и пользоваться любой возможностью погрузиться в профессиональную среду в рамках стажировки или экскурсий на производство.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Подобрать программу

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    DMCA.com Protection Status