Медицинский представитель – это специалист, продвигающий на рынок фармацевтические товары. Его еще называют медпредом, медпредставителем, фармпредставителем, торговым представителем медицинских товаров или представителем фармацевтической компании. Это востребованная профессия, поскольку рынок лекарств стремительно растет. Что делает медицинский торговый представитель, сколько он зарабатывает и где можно выучиться на эту специальность?
Кто такой медицинский представитель
В медицинской сфере трудятся не только врачи, медсестры и другой персонал, работающий непосредственно с пациентами, но и специалисты торгового профиля. К ним относится медицинский представитель. Он занимается продажей фармацевтических препаратов и товаров медицинского назначения.
Конечно, медпред – это не продавец в буквальном смысле слова. Его главная задача – обеспечить поставки препаратов в медучреждение или аптеку. Он посредник между фармацевтическими компаниями, выпускающими лекарства, и организациями, которые выпускают их.
Работа медпреда похожа на работу торгового представителя, который помогает распространять продукты и другие товары, заключая контракты с магазинами, супермаркетами, рыночными торговцами. Медпред выполняет ту же работу, только в фармацевтической сфере.
Представители этой профессии обычно продвигают различную лекарственную продукцию – рецептурные и безрецептурные препараты, БАДы, медицинские расходники (шприцы, бинты и т. д.)
В зависимости от вида препаратов выделяют три категории медпредов:
- Rx (prescription – «рецептурные препараты») – специалисты, занимающиеся продажей исключительно рецептурных препаратов.
- OTC (over the counter – «безрецептурные препараты») – специалисты, продающие лекарства, которые не требуют рецепта врача.
- OTC + Rx – универсальные представители, реализующие препараты обеих групп.
Помимо этого, есть специалисты, которые занимаются поставками медтехники и медоборудования в государственные и частные лечебные заведения.
Медицинский представитель должен владеть навыками продаж и продвижения бренда, а также разбираться в фармацевтической продукции. Он не обязан делать это так же хорошо, как фармацевт или провизор, но базовыми знаниями владеть должен.
Мед представитель посещает аптеки, больницы, клиники, оздоровительные центры, где общается с врачами и фармацевтами, рекламирует свою продукцию и ищет клиентов для заключения договоров.
Главная задача специалиста – убедить потенциального клиента заключить контракт на поставки продукции.
Медицинский представитель выполняет такие обязанности:
- Созванивается и встречается с потенциальными клиентами, выясняет их интересы и потребности.
- Демонстрирует свою продукцию, рассказывает о ее преимуществах.
- Заключает договора на поставку пробной партии, а если клиент останется доволен, то и на дальнейшее сотрудничество.
- Контролирует продажи, следит за остатками товара на складе.
- Анализирует спрос, работу конкурентов, покупательскую способность населения в своем сегменте.
- Ведет документацию, составляет отчеты о работе.
- Ищет новые возможности для продаж и расширения бизнеса компании.
Медицинский представитель фармацевтической компании должен обладать такими навыками:
- Коммуникабельность. Эта профессия предполагает постоянное общение с людьми, поэтому стеснительным, неразговорчивым личностям она не подходит.
- Умение убеждать. Поскольку главная задача медпреда – находить заказчиков, он должен уметь убеждать людей в необходимости купить продукцию.
- Аналитические навыки. Они помогают анализировать рынок, запросы целевой аудитории, конкурентоспособность продукции.
- Умение находить подход к людям. Медпред сталкивается с разными типами заказчиков, и он должен уметь находить общий язык и договариваться со всеми.
- Уверенность в себе. Неуверенному в себе человеку трудно убедить клиента в необходимости купить продукцию.
- Внимательность, хорошая память, грамотная речь. Медпреду приходится запоминать много информации о товаре и доносить ее до клиентов.
- Стрессоустойчивость. Специалисту приходится сталкиваться с разными людьми, не всегда доброжелательными, а также давлением и высокими требованиями со стороны руководства.
Эта работа подходит активным, инициативным личностям, которые не любят сидеть на месте и не боятся общаться с незнакомыми людьми. Если у человека нет этих качеств, ему грозит быстрое выгорание.
Сколько зарабатывает специалист
Зарплата медпредставителя зависит от компании и региона, в котором он работает, от опыта работы, а также от количества продаж. Заработок начинающего специалиста составляет около 20 000 рублей и растет по мере набора опыта. Самые высокие зарплаты получают медпреды с опытом работы более 3 лет. В Москве такие специалисты зарабатывают 120 000–220 000 рублей, в регионах – 65 000–70 000 рублей.
Средняя зарплата специалиста по России на 2024 год составляет 77 889 рублей.
(данные взяты с сайта ГородРабот.ру)
Какие плюсы и минусы профессии
Профессия медицинского представителя фармацевтической компании имеет свои преимущества и недостатки:
Плюсы | Минусы |
|
|
Как стать медицинским представителем
Для того чтобы стать медпредставителем, необходимо иметь хотя бы среднее медицинское или фармацевтическое образование. Подойдет также диплом химика или биолога. Некоторые мелкие компании делают основной акцент на умении продавать, поэтому могут взять на работу человека без медицинского образования, с дипломом любого профиля. Но серьезные компании все-таки отдают предпочтение соискателям со знаниями в медицинской или фармацевтической сфере.
Чтобы получить среднее медицинское или фармацевтическое образование, нужно поступить в медколледж после 9 или 11 класса на направление «Лечебное дело», «Фармация» или «Сестринское дело».
Длительность обучения после 9 класса составляет 4 года, после 11 класса – 3 года. Для поступления выпускники 9 класса сдают ОГЭ, выпускники 11 класса – ЕГЭ.
Если хочется получить высшее образование, то можно после колледжа или 11 класса поступить в вуз на такие направления: «Товароведение медицинских изделий и фармацевтических товаров», «Организация и ведение фармацевтической деятельности», «Менеджмент в здравоохранении», «Технология биологически активных веществ», «Фармация».
Вот несколько учебных заведений, куда можно поступить:
Направления | Форма обучения | Сроки обучения | Условия поступления | |
Университет «Синергия» | Фармацевт (колледж) | Очная, очно-заочная, вечерняя | 2–3 года | ОГЭ, ЕГЭ |
Фельдшер (колледж) | Очная | 3–4 года | ОГЭ, ЕГЭ | |
Менеджмент в здравоохранении (бакалавриат) | Очно-заочная, дистанционная | 3,5–4,5 года | ЕГЭ | |
Провизор (специалитет) | Очная | 6 лет | ЕГЭ | |
Межрегиональный медицинский колледж | Фармация | Очная | 3 года | ОГЭ |
Лечебное дело | Очная, очно-заочная | 3–4 года | ОГЭ, ЕГЭ | |
Московский областной медицинский колледж | Фармация | Очная | 3 года | ОГЭ |
Лечебное дело | Очная | 4 года | ОГЭ | |
Колледж МедСкиллс | Фармация | Очно-заочная | 2,5 года | ОГЭ |
Межрегиональный многопрофильный колледж | Фармация | Очная | 3 года | ОГЭ |
Получив образование, можно поискать работу в фармацевтической компании. Обычно компании сами обучают своих сотрудников работе медпреда или отправляют на курсы продаж. Если у соискателя уже имеется опыт продаж в другой сфере, это будет плюсом при трудоустройстве.
Новичкам лучше искать работу в маленькой компании, куда могут взять без опыта. Со временем можно устроиться на более крупную фирму, однако для успешного карьерного роста медпред должен постоянно учиться, осваивать новые навыки и повышать квалификацию.
Рекомендованные программы обучения
Адреса поступления:
г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
Время работы
Пн-Пт: 09:00-18:00;
Сб-Вс: Выходной