Традиционно специальности разделяются на гуманитарные и технические. В основе технического образования лежит четкость, логика, стандартизированные действия по инструкциям и алгоритмам. Гуманитарии строят деятельность на интуиции, эмоциях, эксперименте и творчестве. Но существуют профессии, объединяющие навыки и компетенции из разных областей. Например, чтобы разобраться в специфике медицинского образования, стоит изучить, медики – это гуманитарии или технари, и для кого подходит обучение на медфакультете.
Аспекты гуманитарного образования в медицинских специальностях
На первом и втором курсе медицинского факультета, вне зависимости от специализации, студенты в обязательном порядке изучают блок общественных дисциплин, включающий:
- Общую историю;
- Экономику;
- Социологию;
- Историю медицины;
- Этику и деонтологию;
- Политологию;
- Философию.
Данные предметы развивают критическое мышление, учат работать с источниками информации, анализировать и прогнозировать события и явления.
Другой блок гуманитарных наук охватывает иностранные языки. Медики изучают латынь, необходимую для понимания терминологии и работы с рецептами, и профессиональный английский язык. Учебные модули для врачей включают изучение организации здравоохранения в зарубежных странах, темы, касающиеся диагностики и лечения заболеваний терапевтического и хирургического профиля.
На старших курсах гуманитарные науки изучаются в рамках предметов «Общественное здоровье и здравоохранение», «Медицинский менеджмент», «Медицинское право».
Технические аспекты в медицинском образовании
Технические дисциплины, входящие в образовательную программу медиков, зависят от направления подготовки.
На ортопедии и ортодонтии стоматологи изучают:
- Материалы по изготовлению зубных протезов, коронок;
- Конструкции ортодонтических и ортопедических аппаратов;
- Физиологию прикуса, работы мышц и суставов.
Студенты лечебного, педиатрического и медико-профилактического факультета осваивают медицинскую информатику, биофизику, механизмы протекания физиологических и патологических процессов с точки зрения действия законов осмоса, диффузии. Студенты старших курсов изучают медицинское оборудование, учатся работать с хирургическим инструментарием, коагуляторами, наркозными аппаратами, ИВЛ, знакомятся с ЭКГ, ЭЭГ и УЗИ-диагностикой.
Современные медицинские специальности, связанные с технической подготовкой:
- Биотехнические системы и технологии – будущие специалисты работают с фотоникой, разрабатывают оптические медицинские приборы;
- Биомедицинские технические системы – обучение носит научно-практический характер, студенты осваивают биофизические основы живых систем;
- Инженерное дело в медико-биологической практике – выпускники проектируют новое диагностическое и лечебное оборудование;
- Биотехнические и медицинские аппараты и системы – студенты изучают особенности оснащения медицинских кабинетов, принципы работы установок и приборов, техническое обслуживание аппаратуры;
- Медицинская кибернетика – перспективное направление медицины, охватывающее протезирование и создание экзоскелетов;
- Медицинская биофизика – подготовка профильных диагностов, знакомых с разными типами медицинских установок и устройств.
Навыки и качества медиков
Гуманитарные навыки в медицинской практике
- Перевод иностранных источников литературы, чтение рекомендаций ВОЗ, работа с МКБ;
- Коммуникабельность – для налаживания контакта с пациентами;
- Эмпатия – сопереживание для формирования доверительных отношений и лучшей комплаентности;
- Применение норм медицинского права;
- Составление экспертных заключений и грамотное ведение медицинской документации – заполнение листов ВУТ, историй болезни, медицинских карточек, статистических форм учета;
- Оформление результатов практического опыта и научно-исследовательской деятельности в статьи для медицинских журналов;
- Работа над кандидатской или докторской диссертацией по медицине.
Технические навыки медицинских специалистов
- Использование диагностического и лечебного медицинского оборудования;
- Установка рабочих режимов и диапазонов;
- Снятие и расшифровка ЭКГ, ЭЭГ;
- Замена расходных материалов;
- Контроль исправности приборов и установок;
- Работа с базами данных и архивными материалами;
- Ведение электронной документации;
- Изменение схем лечения с учетом индивидуальных особенностей, побочных реакций и взаимодействия лекарственных средств;
- Расчет терапевтических дозировок препаратов по возрасту и массе тела;
- Учет периода полураспада и полувыведения лекарств из организма.
Профессиональная деятельность медиков
Гуманитарные аспекты врачебной практики
В ежедневной практике врачи руководствуются нормативами, клиническими протоколами, стандартами и требованиями закона. В работе медики ссылаются на положения ФЗ № 323. Врачебная ошибка ведет к административной и уголовной ответственности.
Правильное заполнение медицинской документации необходимо для учета качества оказания медицинской помощи и взаимодействия ЛПУ со страховыми организациями.
Коммуникабельность помогает работать с пациентами, организовать деятельность младшего и среднего медицинского персонала. Врачи участвуют в консилиумах и планировании деятельности отделения.
Навыки менеджмента помогают добиться карьерного продвижения, стать заведующим отделением, поликлиникой, руководителем ЛПУ, главврачом или уйти на работу в Министерство здравоохранения.
Общая эрудиция способствует развитию личного бренда врача и привлечению пациентов в частные клиники.
Технические инновации в медицинской сфере
- Внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. ИИ управляет электронными базами медицинских данных, участвует в планировании лечебных и диагностических мероприятий, регулирует расписание приемов и запись пациентов, используется в разработке и тестировании новых лекарственных средств. С помощью ИИ создаются опытные и контрольные модели, сравнивается эффективность настоящего лекарства с плацебо.
- Медицинская робототехника. Внедрение роботизированных систем и установок во врачебную практику. Роботы помогают в проведении сложных хирургических вмешательств. Врач управляет движениями механизмов с помощью тактильного интерфейса или роботизированной конечности. Ход операции и каждое движение визуализируется на мониторах. Медицинская робототехника делает хирургические вмешательства малоинвазивными. Уменьшается риск кровотечений, ускоряется заживление и реабилитационный период.
- Технические устройства для мониторинга физиологических показателей в режиме реального времени. Пульсоксиметры, пульсометры, тонометры встраиваются в смарт-часы. У больных с риском инсульта, болезнью Паркинсона, эпилепсией мобильные приборы фиксируют изменения речи, двигательные нарушения, предупреждают о начале судорог. Новое оборудование выпускают также в виде патчей, определяющих объем внутричерепной жидкости и проводящих УЗИ-сканирование внутренних органов с отображением результатов в приложениях на смартфонах.
- Генетические исследования и расшифровка генома. Секвенирование ДНК помогает выявить нарушения и сбои при репликации ДНК, определить наличие заболеваний, вовремя скорректировать возможные изменения.
- Дополненная и виртуальная реальность. Приложения помогают смоделировать хирургическое вмешательство, отработать навык проведения медицинских манипуляций, научиться проводить неотложные и реанимационные мероприятия.
- Нанотехнологии в доставке лекарств. Использование болюсов, нанопластырей, имплантов пролонгированного действия.
- Биопринтинг. Трехмерная печать внутренних органов с помощью специализированных установок. Для создания моделей используются биочернила и биобумага.
- Телемедицина. Проведение консилиумов в формате телемостов, а также онлайн-приемов и консультирования пациентов.
Сказать однозначно, врач – это технарь или гуманитарий – нельзя, так как специальность объединяет компетенции из разных наук. В успешной профессиональной реализации медикам не обойтись без логики и коммуникабельности. Современные специалисты прокачивают софт скиллы, учатся работать со специализированным программным обеспечением, ведут учет статистических форм, прогнозируют заболеваемость, вакцинацию и диспансеризацию.