Кто такой педагог-логопед и чем он занимается

Кто такой педагог-логопед и чем он занимается

Обновлено 05.09.2022
Содержание
Педагог-логопед — не просто школьный учитель, который занимается обучением детей, помогает им познать окружающий мир, стать личностью, всесторонне развитой и адаптированной к жизни в современном обществе. Специалист занимается профилактикой, диагностикой и устранением нарушений речи как у детей дошкольного, так и школьного возраста — чаще всего у младших школьников, но помощь может понадобиться и подростку. Нарушения речи могут возникнуть в результате травмы у ребенка или серьезной болезни. Сложные клинические случаи наблюдают медики, работа с такими людьми проводится в лечебно-профилактических учреждениях.

Кто такой логопед

Само происхождение термина восходит к греческим «логос» – слово и «пед» – ребенок, дитя. Логопед занимается устранением, корректировкой речевых нарушений у детей. Логопедия находится на стыке двух наук – медицины и педагогики. От специалиста-дефектолога требуется умение не только исправить дефекты речи, но и найти индивидуальный подход к каждому ребенку, который поможет ему воспринимать логопеда не как врача, а речевые нарушения – не как болезнь. Поэтому педагог-логопед должен быть еще и психологом.

Чаще всего логопед-дефектолог занимается с детьми дошкольного возраста – потому что в этом возрасте обычно и проявляются речевые нарушения. Малыш может не выговаривать отдельные звуки (чаще всего – р, л, шипящие), заикаться или вообще не разговаривать. К отклонениям, требующим вмешательства специалиста, относятся также:

  • дислексия – неспособность человека овладеть навыками чтения;
  • дисграфия – неспособность овладеть навыками письма.

Пускать на самотек, оставить без внимания такие нарушения нельзя: впоследствии у ребенка возможны задержки развития, проблемы с обучением в школе, психикой. Сегодня практически в каждом детском саду работает педагог-логопед, специалист наблюдает и за школьниками в начальных классах.

Подать заявку в деканат университета

Должностные обязанности

Логопеды работают в дошкольных учреждениях и школах, детских поликлиниках и внешкольных образовательных учреждениях. В некоторых детских садах организуются специальные логопедические группы, где реализуется особая коррекционная программа занятий с детьми, имеющих речевые нарушения. К началу обучения в школе у большинства детей отклонения устраняются.

Логопедические занятия с детьми проводятся в группах и индивидуально. Группы малокомплектные – не более 3–6 человек, что позволяет логопеду уделить внимание каждому ребенку.

В своей работе специалист руководствуется принципом «не навреди» – то есть все его действия должны учитывать конкретные обстоятельства, индивидуальность ребенка. Главная цель специалиста – не постановка отдельных звуков или исправление заикания, а развитие речевой системы у ребенка в целом. Это включает:

  • коррекцию произношения;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • расширение, обогащение словарного запаса;
  • развитие речевого и физического слуха;
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В своей работе педагог-логопед тесно контактирует с родителями ребенка, уделяет внимание развитию у него психических процессов (внимания, мышления, памяти) и начальных учебных навыков (умение слушать учителя, выполнять поставленные задачи, оценивать результаты своей работы и исправлять ошибки). Занимаясь с ребенком-дошкольником, специалист готовит его к школе – формирует предпосылки обучения грамоте.

Занятия проходят в игровой форме – это позволяет настроить ребенка на позитивный лад, помогает развить у него фантазию, логическое мышление, преодолеть стеснение, скованность. Занятия включают в себя выполнение творческих заданий, которые помогают развивать фантазию, расширять словарный запас, правильно строить предложения и составлять связные рассказы.

Если у малыша проблемы с общением, медики и педагоги рекомендуют родителям показать его логопеду. Отлично помогают подготовке к школе специальные логопедические группы в детских садах, где дошкольник находится под наблюдением специалистов.

Личностные качества

Главное, от чего зависит успешность работы педагога-логопеда, – это любовь к детям, интерес к профессии. Необходимые умения и качества:

  • терпеливость;
  • тактичность;
  • позитивное мышление;
  • чувство ответственности;
  • доброта;
  • умение находить подход к любому ребенку, непринужденно общаться с ним;
  • способность удерживать внимание малыша во время занятий, для этого – умение строить интересные занятия, используя игровые формы.

Немаловажно для успешного специалиста-дефектолога постоянное саморазвитие, поиск новых форм и методов работы.

Где можно работать

Направление «логопедия» включает в себя несколько специальностей:

  • педагог-логопед – специалист, который работает в детском саду или школе;
  • логопед – работник медицинского учреждения.

В целом они выполняют одну и ту же работу, различия состоят в некоторых должностных обязанностях, кроме того, в медицинском учреждении дефектолог обычно проводит индивидуальные занятия с ребенком, направленные на исправление дефектов речи – постановку звуков, лечение заикания, а в образовательных учреждениях много внимания уделяется развитию речевой системы в целом.

Где учиться на логопеда

Определяясь с тем, куда поступать учиться, абитуриенты не разделяют два понятия – дефектология и логопедия. Чтобы не было разочарования в будущем из-за неверного выбора профессии, следует понимать, что дефектология включает в себя, помимо логопедии, решающей речевые проблемы, другие направления:

  • сурдопедагогику – работающую с глухими и слабослышащими детьми;
  • тифлопедагогику – исправляющую зрительные расстройства;
  • олигофренопедагогику – помогающую детям с выраженной умственной отсталостью.

Таким образом, существуя на стыке медицины и педагогики, логопедия является частью последней, поэтому получить профессию дефектолога можно как в медицинском вузе, так и в педагогическом, выбирая программы:

  • «логопедия»;
  • «дошкольная дефектология»;
  • «специальное (дефектологическое) образование».

Программа обучения включает в себя не только специальные дисциплины, но и педагогику, психологию и психиатрию, неврологию. Это еще раз подтверждает то, что профессия предусматривает не просто коррекцию звукопроизношения, но и психологический контакт, взаимодействие с малышом.

Специальность интересная, востребованная и перспективная, она подойдет тем, кто любит работу с детьми и готов посвятить себя решению их проблем, связанных с речевыми нарушениями. Работать можно как в образовательном учреждении, так и в лечебном, а специалистов готовят в педагогических и медицинских вузах.

Адреса поступления:

г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпуса Г, Ж

Телефон (круглосуточно)
+7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
Время работы

пн.– пт, с 11:00 до 19:00

alt

Всё для учебы доступно онлайн

Расписание, зачётку и домашние задания смотрите в приложении
ПОДБЕРИ
ПРОГРАММУ ОБУЧЕНИЯ

Ответь на пять вопросов и узнай, где будешь учиться

Подобрать программу
Образование для карьеры
К каким профессиям ты более склонен(а)?
ТехническимГуманитарнымТворческимМедицинским
Какой у тебя уровень образования?
Без образованияШкола 9-11 классКолледжБакалавриатМагистратураАспирантура
Какой формат обучения тебе подходит?
ОчноЗаочноОнлайнПо выходным дням
Тебя интересуют бюджетные места?
ДаНет

Мы подобрали для тебя программу обучения

Заполни форму, чтобы узнать больше о программе и наших предложениях

ГлавнаяКаталогПозвонитьЗаявка

Подобрать программу и поступить

Колледж
Факультет банковского дела
Факультет бизнеса
Факультет индустрии спорта
Факультет экономики
Факультет информационных технологий
Факультет игровой индустрии и киберспорта
Юридический факультет
Школа Нового театра
Факультет технологического предпринимательства
Факультет кино и телевидения
Факультет менеджмента
Факультет комьюнити-менеджмента
Бакалавриат
Факультет банковского дела
Факультет музыкальной индустрии
Факультет рекламы
Медицинский факультет
Факультет кино и телевидения
Факультет технологического предпринимательства
Факультет игровой индустрии и киберспорта
Факультет e-commerce
Факультет искусственного интеллекта
Факультет международного бизнеса
Факультет продюсирования
Факультет комьюнити-менеджмента
Специалитет
Факультет лингвистики
Школа Нового театра
Факультет музыкальной индустрии
Образовательные программы на иностранном языке
Магистратура
Факультет индустрии спорта
Государственное и муниципальное управление
Факультет технологического предпринимательства
Факультет игровой индустрии и киберспорта
Факультет интернет-профессий
Второе высшее
Школа Нового театра
Факультет банковского дела
Факультет рекламы
Факультет технологического предпринимательства
Факультет игровой индустрии и киберспорта
Факультет e-commerce
Факультет международного бизнеса
Факультет продюсирования
Факультет комьюнити-менеджмента
Факультет искусственного интеллекта
Переподготовка
Педагогика
Государственное и муниципальное управление
Программирование
Школа Нового театра
DMCA.com Protection Status