Кто такой логопед
Само происхождение термина восходит к греческим «логос» – слово и «пед» – ребенок, дитя. Логопед занимается устранением, корректировкой речевых нарушений у детей. Логопедия находится на стыке двух наук – медицины и педагогики. От специалиста-дефектолога требуется умение не только исправить дефекты речи, но и найти индивидуальный подход к каждому ребенку, который поможет ему воспринимать логопеда не как врача, а речевые нарушения – не как болезнь. Поэтому педагог-логопед должен быть еще и психологом.
Чаще всего логопед-дефектолог занимается с детьми дошкольного возраста – потому что в этом возрасте обычно и проявляются речевые нарушения. Малыш может не выговаривать отдельные звуки (чаще всего – р, л, шипящие), заикаться или вообще не разговаривать. К отклонениям, требующим вмешательства специалиста, относятся также:
- дислексия – неспособность человека овладеть навыками чтения;
- дисграфия – неспособность овладеть навыками письма.
Пускать на самотек, оставить без внимания такие нарушения нельзя: впоследствии у ребенка возможны задержки развития, проблемы с обучением в школе, психикой. Сегодня практически в каждом детском саду работает педагог-логопед, специалист наблюдает и за школьниками в начальных классах.
Должностные обязанности
Логопеды работают в дошкольных учреждениях и школах, детских поликлиниках и внешкольных образовательных учреждениях. В некоторых детских садах организуются специальные логопедические группы, где реализуется особая коррекционная программа занятий с детьми, имеющих речевые нарушения. К началу обучения в школе у большинства детей отклонения устраняются.
Логопедические занятия с детьми проводятся в группах и индивидуально. Группы малокомплектные – не более 3–6 человек, что позволяет логопеду уделить внимание каждому ребенку.
В своей работе специалист руководствуется принципом «не навреди» – то есть все его действия должны учитывать конкретные обстоятельства, индивидуальность ребенка. Главная цель специалиста – не постановка отдельных звуков или исправление заикания, а развитие речевой системы у ребенка в целом. Это включает:
- коррекцию произношения;
- развитие артикуляционной моторики;
- расширение, обогащение словарного запаса;
- развитие речевого и физического слуха;
- обучение навыкам словообразования и словоизменения.
В своей работе педагог-логопед тесно контактирует с родителями ребенка, уделяет внимание развитию у него психических процессов (внимания, мышления, памяти) и начальных учебных навыков (умение слушать учителя, выполнять поставленные задачи, оценивать результаты своей работы и исправлять ошибки). Занимаясь с ребенком-дошкольником, специалист готовит его к школе – формирует предпосылки обучения грамоте.
Занятия проходят в игровой форме – это позволяет настроить ребенка на позитивный лад, помогает развить у него фантазию, логическое мышление, преодолеть стеснение, скованность. Занятия включают в себя выполнение творческих заданий, которые помогают развивать фантазию, расширять словарный запас, правильно строить предложения и составлять связные рассказы.
Если у малыша проблемы с общением, медики и педагоги рекомендуют родителям показать его логопеду. Отлично помогают подготовке к школе специальные логопедические группы в детских садах, где дошкольник находится под наблюдением специалистов.
Личностные качества
Главное, от чего зависит успешность работы педагога-логопеда, – это любовь к детям, интерес к профессии. Необходимые умения и качества:
- терпеливость;
- тактичность;
- позитивное мышление;
- чувство ответственности;
- доброта;
- умение находить подход к любому ребенку, непринужденно общаться с ним;
- способность удерживать внимание малыша во время занятий, для этого – умение строить интересные занятия, используя игровые формы.
Немаловажно для успешного специалиста-дефектолога постоянное саморазвитие, поиск новых форм и методов работы.
Где можно работать
Направление «логопедия» включает в себя несколько специальностей:
- педагог-логопед – специалист, который работает в детском саду или школе;
- логопед – работник медицинского учреждения.
В целом они выполняют одну и ту же работу, различия состоят в некоторых должностных обязанностях, кроме того, в медицинском учреждении дефектолог обычно проводит индивидуальные занятия с ребенком, направленные на исправление дефектов речи – постановку звуков, лечение заикания, а в образовательных учреждениях много внимания уделяется развитию речевой системы в целом.
Где учиться на логопеда
Определяясь с тем, куда поступать учиться, абитуриенты не разделяют два понятия – дефектология и логопедия. Чтобы не было разочарования в будущем из-за неверного выбора профессии, следует понимать, что дефектология включает в себя, помимо логопедии, решающей речевые проблемы, другие направления:
- сурдопедагогику – работающую с глухими и слабослышащими детьми;
- тифлопедагогику – исправляющую зрительные расстройства;
- олигофренопедагогику – помогающую детям с выраженной умственной отсталостью.
Таким образом, существуя на стыке медицины и педагогики, логопедия является частью последней, поэтому получить профессию дефектолога можно как в медицинском вузе, так и в педагогическом, выбирая программы:
- «логопедия»;
- «дошкольная дефектология»;
- «специальное (дефектологическое) образование».
Программа обучения включает в себя не только специальные дисциплины, но и педагогику, психологию и психиатрию, неврологию. Это еще раз подтверждает то, что профессия предусматривает не просто коррекцию звукопроизношения, но и психологический контакт, взаимодействие с малышом.
Специальность интересная, востребованная и перспективная, она подойдет тем, кто любит работу с детьми и готов посвятить себя решению их проблем, связанных с речевыми нарушениями. Работать можно как в образовательном учреждении, так и в лечебном, а специалистов готовят в педагогических и медицинских вузах.