Сведения об образовательной организацииEnglish
+7 495 800–10–018 800 100–00–11

Кто такой педагог-логопед и чем он занимается

22.08.2022
Содержание
Педагог-логопед — не просто школьный учитель, который занимается обучением детей, помогает им познать окружающий мир, стать личностью, всесторонне развитой и адаптированной к жизни в современном обществе. Специалист занимается профилактикой, диагностикой и устранением нарушений речи как у детей дошкольного, так и школьного возраста — чаще всего у младших школьников, но помощь может понадобиться и подростку. Нарушения речи могут возникнуть в результате травмы у ребенка или серьезной болезни. Сложные клинические случаи наблюдают медики, работа с такими людьми проводится в лечебно-профилактических учреждениях.

Кто такой логопед

Само происхождение термина восходит к греческим «логос» – слово и «пед» – ребенок, дитя. Логопед занимается устранением, корректировкой речевых нарушений у детей. Логопедия находится на стыке двух наук – медицины и педагогики. От специалиста-дефектолога требуется умение не только исправить дефекты речи, но и найти индивидуальный подход к каждому ребенку, который поможет ему воспринимать логопеда не как врача, а речевые нарушения – не как болезнь. Поэтому педагог-логопед должен быть еще и психологом.

Чаще всего логопед-дефектолог занимается с детьми дошкольного возраста – потому что в этом возрасте обычно и проявляются речевые нарушения. Малыш может не выговаривать отдельные звуки (чаще всего – р, л, шипящие), заикаться или вообще не разговаривать. К отклонениям, требующим вмешательства специалиста, относятся также:

  • дислексия – неспособность человека овладеть навыками чтения;
  • дисграфия – неспособность овладеть навыками письма.

Пускать на самотек, оставить без внимания такие нарушения нельзя: впоследствии у ребенка возможны задержки развития, проблемы с обучением в школе, психикой. Сегодня практически в каждом детском саду работает педагог-логопед, специалист наблюдает и за школьниками в начальных классах.

 

Подать заявку в деканат университета

Должностные обязанности

Логопеды работают в дошкольных учреждениях и школах, детских поликлиниках и внешкольных образовательных учреждениях. В некоторых детских садах организуются специальные логопедические группы, где реализуется особая коррекционная программа занятий с детьми, имеющих речевые нарушения. К началу обучения в школе у большинства детей отклонения устраняются.

Логопедические занятия с детьми проводятся в группах и индивидуально. Группы малокомплектные – не более 3–6 человек, что позволяет логопеду уделить внимание каждому ребенку.

В своей работе специалист руководствуется принципом «не навреди» – то есть все его действия должны учитывать конкретные обстоятельства, индивидуальность ребенка. Главная цель специалиста – не постановка отдельных звуков или исправление заикания, а развитие речевой системы у ребенка в целом. Это включает:

  • коррекцию произношения;
  • развитие артикуляционной моторики;
  • расширение, обогащение словарного запаса;
  • развитие речевого и физического слуха;
  • обучение навыкам словообразования и словоизменения.

В своей работе педагог-логопед тесно контактирует с родителями ребенка, уделяет внимание развитию у него психических процессов (внимания, мышления, памяти) и начальных учебных навыков (умение слушать учителя, выполнять поставленные задачи, оценивать результаты своей работы и исправлять ошибки). Занимаясь с ребенком-дошкольником, специалист готовит его к школе – формирует предпосылки обучения грамоте.

Занятия проходят в игровой форме – это позволяет настроить ребенка на позитивный лад, помогает развить у него фантазию, логическое мышление, преодолеть стеснение, скованность. Занятия включают в себя выполнение творческих заданий, которые помогают развивать фантазию, расширять словарный запас, правильно строить предложения и составлять связные рассказы.

Если у малыша проблемы с общением, медики и педагоги рекомендуют родителям показать его логопеду. Отлично помогают подготовке к школе специальные логопедические группы в детских садах, где дошкольник находится под наблюдением специалистов.

Личностные качества

Главное, от чего зависит успешность работы педагога-логопеда, – это любовь к детям, интерес к профессии. Необходимые умения и качества:

  • терпеливость;
  • тактичность;
  • позитивное мышление;
  • чувство ответственности;
  • доброта;
  • умение находить подход к любому ребенку, непринужденно общаться с ним;
  • способность удерживать внимание малыша во время занятий, для этого – умение строить интересные занятия, используя игровые формы.

Немаловажно для успешного специалиста-дефектолога постоянное саморазвитие, поиск новых форм и методов работы.

Где можно работать

Направление «логопедия» включает в себя несколько специальностей:

  • педагог-логопед – специалист, который работает в детском саду или школе;
  • логопед – работник медицинского учреждения.

В целом они выполняют одну и ту же работу, различия состоят в некоторых должностных обязанностях, кроме того, в медицинском учреждении дефектолог обычно проводит индивидуальные занятия с ребенком, направленные на исправление дефектов речи – постановку звуков, лечение заикания, а в образовательных учреждениях много внимания уделяется развитию речевой системы в целом.

Где учиться на логопеда

Определяясь с тем, куда поступать учиться, абитуриенты не разделяют два понятия – дефектология и логопедия. Чтобы не было разочарования в будущем из-за неверного выбора профессии, следует понимать, что дефектология включает в себя, помимо логопедии, решающей речевые проблемы, другие направления:

  • сурдопедагогику – работающую с глухими и слабослышащими детьми;
  • тифлопедагогику – исправляющую зрительные расстройства;
  • олигофренопедагогику – помогающую детям с выраженной умственной отсталостью.

Таким образом, существуя на стыке медицины и педагогики, логопедия является частью последней, поэтому получить профессию дефектолога можно как в медицинском вузе, так и в педагогическом, выбирая программы:

  • «логопедия»;
  • «дошкольная дефектология»;
  • «специальное (дефектологическое) образование».

Программа обучения включает в себя не только специальные дисциплины, но и педагогику, психологию и психиатрию, неврологию. Это еще раз подтверждает то, что профессия предусматривает не просто коррекцию звукопроизношения, но и психологический контакт, взаимодействие с малышом.

Специальность интересная, востребованная и перспективная, она подойдет тем, кто любит работу с детьми и готов посвятить себя решению их проблем, связанных с речевыми нарушениями. Работать можно как в образовательном учреждении, так и в лечебном, а специалистов готовят в педагогических и медицинских вузах.

Адреса поступления:

Москва, Измайловский вал, д. 2, м. Семеновская

Москва, Ленинградский пр., д. 80Г, м. Сокол

Время работы:

Пн-пт: 09.00-20.00Сб-Вс: 10.00-17.00

+7 495 800–10–018 800 100–00–11
(звоните круглосуточно)
Или позвоните по телефонам
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Позвонить

Подобрать программу и поступить

Университет Синергия
УниверситетУниверситет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
DMCA.com Protection Status