Высшее медицинское образование, как и любое другое, может быть неполным. Такое случается, когда студент относится к неуспевающим, не выполняет требования образовательных программ в полном объеме и не получает диплом. Знание того, что такое неоконченное высшее медицинское образование, позволяет понять, что ждет учащихся без дипломов и каких высот в профессии они смогут добиться.
Различия между неоконченным и полным медицинским образованием
Неполное высшее медицинское образование – это уровень незавершенного образования в университете, институте или академии при условии ухода студента из учебного заведения по собственному желанию или инициативе вуза. По закону отчисленные учащиеся имеют право восстановиться в учебном учреждении и закончить учебу в течение 3-х лет после получения академической справки.
Термин «незаконченное высшее образование» применяется к студентам, проходящим обучение на первом, втором, третьем, четвертом и последующих курсах до сдачи ГИА и получения диплома.
Полное высшее образование – завершенный процесс обучения с документом, подтверждающим квалификацию и готовность выполнять должностные обязанности в полном объеме. Диплом вуза может быть по программам бакалавриата или специалитета.
Студенты, успешно завершившие освоение медицинской специальности, дополнительно получают сертификат первичной аккредитации, дающий право на работу в медицине и фармации. Без действующего подтверждения квалификации работать в системе здравоохранения запрещено. Действующие специалисты подтверждают уровень владения компетенциями 1 раз в 5 лет, участвуя в НМО и проходя периодическую аккредитацию. Получить допуск к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности можно по портфолио и накоплению баллов повышения квалификации на специализированных курсах.
Возможные формы и этапы неоконченного медицинского образования
Формы подготовки:
- среднее профессиональное – на уровне медицинских колледжей, училищ, техникумов, лицеев;
- высшее – образовательные программы вузов;
- последипломное образование – подготовка научных кадров и узких специалистов. В высших учебных учреждениях доступна учеба в магистратуре, ординатуре, адъюнктуре, резидентуре, аспирантуре.
Этапы:
- СПО – обучение в ссузе, доступное выпускникам 9-ых или 11-ых классов;
- Бакалавриат – освоение медицинских специальностей без сложных компетенций. Примеры образовательных программ – биотехнология, социальная работа, ВСО (выпуск медицинских сестер с высшим медицинским образованием), биотехнические системы и технологии.
- Специалитет – получение общеврачебных специальностей (высшее медицинское образование на факультетах лечебного дела, педиатрии, стоматологии), работа в системе здравоохранения и в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (высшее медицинское образование на факультете медико-профилактического дела), работа провизором (обучение экспертов в области фармацевтической деятельности), работа в сфере клинической психологии (обучение будущих психиатров и психологов с правом постановки медицинских диагнозов и выписки лекарственных средств).
- Магистратура – биотехнология, общественное здоровье и здравоохранение (подходит для врачей-гигиенистов, желающих реализоваться в Минздраве, будущих главных врачей и топ-менеджеров в медицине). Программа обучения разделяется на освоение компетенций по медико-профилактическому делу в педиатрии, терапии, стоматологии).
- Ординатура – этап последипломного образования.
Направление резидентуры после высшего медицинского образования зависит от первичной специализации:
- По специальностям «Лечебное дело» и «Педиатрия» – хирургия, онкология, гематология, офтальмология, эндокринология, кардиология, оториноларингология, иммунология, гематология, фтизиатрия, дерматовенерология, гинекология, неврология, урология, гастроэнтерология, УЗИ-диагностика, анестезиология и реаниматология.
- По специальности «Стоматология» – хирургическая стоматология, ортодонтия, челюстно-лицевая хирургия.
- По специальности «Медико-профилактическое дело» – гигиена, эпидемиология, вирусология, бактериология, паразитология, дезинфектология, социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы, КЛД.
- Для выпускников с высшим фармацевтическим образованием – фармацевтическая технология, управление и экономика фармации, фармацевтическая химия и фармакогнозия.
- По специальности «Клиническая психология» – психотерапия.
После магистратуры, ординатуры и специалитета профессионалы могут продолжить получение образования в высшем учебном заведении в аспирантуре. В процессе учебы необходимо заниматься научно-исследовательской деятельностью, а в конце – написать и защитить кандидатскую диссертацию по профильной дисциплине. Успешная защита позволяет врачу с высшим образованием получить ученую степень кандидата медицинских наук.
Предоставлять высшее медицинское образование имеют право учебные учреждения с лицензией и аккредитацией. Срок действия и наличие документов можно узнать из реестров и найти на официальных сайтах медицинских университетов, институтов и академий.
Причины неоконченного медицинского образования
Финансовые аспекты
- Невозможность оплачивать коммерческую основу получения высшего медицинского образования.
- Трудности со взятием кредита на обучение по медицинской специальности.
- Потеря работы.
- Невозможность совмещения дополнительного или основного заработка с очной учебой на медицинском факультете.
- Развод.
- Женитьба.
- Служба в армии срочно или по контракту.
- Переезд в другой город.
- Смерть близких.
- Предложение участвовать в программах иностранной стажировки.
- Длительные рабочие командировки.
- Стремление реализоваться в творчестве или спорте при невозможности совмещения с учебой на медицинском.
- Уход за ребенком или больным членом семьи.
Личные обстоятельства
Получение высшего медицинского образования требует максимальной ответственности и вовлеченности в образовательный процесс. Большая нагрузка на самообучение, сложные теоретические и практические навыки, усложняют варианты объединения учебы с другими видами деятельности.
Здоровье и физическая способность
- Длительная болезнь.
- Период реабилитации.
- Заболевания, приведшие к невозможности работы по медицинским специальностям.
- Беременность и роды.
- Ошибка с поступлением на конкретный факультет высшего медицинского образования.
- Решение работать в области, далекой от медицины.
- Желание получить более высокооплачиваемую и актуальную немедицинскую специальность.
- Вариант трудоустройства в компанию на престижную должность при наличии диплома о высшем немедицинском образовании, например, экономика, менеджмент, маркетинг или юриспруденция.
Выбор карьерного пути
При наличии объективных причин, не дающих окончить высшее медицинское образование, студенты могут оформить академический отпуск – двухгодичный перерыв в обучении с правом восстановления с сохранением курса. Подать заявление могут учащиеся с отсутствием академических задолженностей. Право на академический отпуск прописано на законодательном уровне. Процедура оформления документов зависит от требований конкретного высшего учебного учреждения. Консультацию по правилам оформления заявок можно получить в деканате, учебной части или у академического советника.
Документы, подтверждающие уважительность причины невозможности продолжать получение высшего медицинского образования:
- медицинские справки;
- свидетельства ЗАГСа;
- повестки;
- заключения МСЭК.
- Неполное обучение – вариант бросить неинтересную профессию при ошибке с выбором специальности и факультета для получения высшего образования, а также возможность раньше начать изучение другого направления профессиональной деятельности.
- Выпускникам одного медицинского факультета, чтобы получить другую профессию и высшее образование, требуется заново поступить на 1 курс. Исключение – переход из терапии в педиатрию и наоборот. Если лечебник решает стать стоматологом, лучше получить неполное медицинское высшее образование и перепоступить на стоматологию. Зачисление на новый медицинский факультет осуществляется по требованиям внутреннего устава высшего учебного заведения. В качестве основного критерия отбора используются сертификаты ЕГЭ. Срок действия Единого государственного экзамена для перепоступления на новое направление высшего медицинского образования после сдачи – 2 года.
Перспективы и выгоды неоконченного медицинского образования
- Неполное обучение – вариант бросить неинтересную профессию при ошибке с выбором специальности и факультета для получения высшего образования, а также возможность раньше начать изучение другого направления профессиональной деятельности.
- Выпускникам одного медицинского факультета, чтобы получить другую профессию и высшее образование, требуется заново поступить на 1 курс. Исключение – переход из терапии в педиатрию и наоборот. Если лечебник решает стать стоматологом, лучше получить неполное медицинское высшее образование и перепоступить на стоматологию. Зачисление на новый медицинский факультет осуществляется по требованиям внутреннего устава высшего учебного заведения. В качестве основного критерия отбора используются сертификаты ЕГЭ. Срок действия Единого государственного экзамена для перепоступления на новое направление высшего медицинского образования после сдачи – 2 года.
Продолжение образования в будущем
Карьерные возможности
Завершение высшего образования, сдача экзаменов на ГИА, защита диплома позволяют закончить обучение и получить документ, подтверждающий квалификацию. Замотивированные кадры с профильной подготовкой востребованы на рынке труда. Профессионалы получают престижные и высокооплачиваемые должности в крупных государственных и частных компаниях, могут рассчитывать на успешное продвижение по карьерной лестнице, назначение руководителем медучреждения, заведующим отделением или главным врачом.
Гибкость и адаптивность в выборе профессионального пути
Диплом специалиста с высшим образованием дает право выбрать узкую специальность ординатуры, стать профильным экспертом в интересной области медицины, заниматься научными медицинскими исследованиями и авторскими разработками. Неполное высшее медицинское образование полностью перекрывает широкие перспективы профессионального роста и развития.
Самый неразумный вариант – получить неполное образование, закончив 4 курса обучения. Когда до диплома остается 1-2 года, лучше освоить учебные дисциплины и выбрать другую профессию в рамках магистратуры или второго высшего образования.
Вызовы и ограничения неоконченного медицинского образования
Ограниченный доступ к определенным профессиям
С неполным медицинским высшим образованием невозможно поступить в ординатуру, магистратуру или аспирантуру. Не получится стать узкопрофильным врачом, освоить хирургию или медицинский менеджмент в системе здравоохранения.
Необходимость дополнительной специализации и обучения
Для получения профессии и сертификата первичной аккредитации требуется диплом о высшем медицинском образовании. Без освоения образовательной программы в полном объеме получить документ не получится. Потребуется восстановиться, закрыть академические задолженности, пройти обучение и сдать зачеты по пропущенным дисциплинам.
Психологические и социальные аспекты неоконченного образования
Неполное высшее медицинское образование не дает работать по профессии, снижает мотивацию к профессиональной реализации, вселяет неуверенность в себе и собственных силах.
Получение новой профессии и повторное поступление в вуз требует дополнительных ресурсных, материальных, временных и психологических затрат.
Неполное высшее медицинское образование не ставит крест на карьере и профреализации. У отчисленных студентов и учащихся, ушедших из медицинского вуза по собственному желанию, остается возможность восстановиться и закончить обучение. Альтернативный вариант получения академической справки о неполном высшем медицинском образовании вместо диплома – оформление академического отпуска. Перерыв в высшем образовании дается на срок до 2-х лет. Этого времени достаточно для решения личных проблем и определения с образовательной траекторией.
Адреса поступления:
г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
Время работы
Пн-Пт: 09:00-18:00;
Сб-Вс: Выходной