Прежде чем выбрать для карьеры сферу образования, а конкретно воспитание дошкольников, нужно узнать все плюсы и минусы такой работы.
Достоинства:
- Работа для тех, кто любит детей. Воспитатели по призванию часто настолько любят детей, что готовы связать свою жизнь с их воспитанием.
- Полезное дело. Многим нравится работать в сфере дошкольного образования, потому что это позволяет чувствовать моральное удовлетворение и приносить пользу обществу.
- График. Часто сотрудники дошкольных учреждений работают по сменам. Если утром и днем воспитатель работал, то завтра в это время его заменит коллега, а сам он придет уже вечером. Такой график открывает возможность для дополнительного заработка, например, можно вести дополнительные занятия в другом учреждении или давать частные уроки для дошкольников.
- Отпуск. Он не такой длинный, как у школьных учителей, но больше 30 календарных дней и тоже летом.
- Возможность развиваться. За первую и высшую категорию делают доплаты к окладу. Воспитатели постоянно занимаются самообразованием: смотрят вебинары, читают литературу и статьи, готовят и ведут дополнительные занятия. Именно это поможет получить категорию (свои достижения нужно собрать и предоставить комиссии и сдать экзамен). Чтобы получить следующею категорию, также нужны опубликованные статьи на специализированных сайтах и призовые места в конкурсах детского творчества (поделки и рисунки). Возможно получение стимулирующих выплат.
Недостатки:
- График. Не всегда график бывает комфортным. Например, иногда приходится выходить на полную смену или работать всю неделю с утра до вечера.
- Ответственность. Воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье детей, пока они находятся в образовательном учреждении. Поэтому важно быть внимательным и четко знать правила безопасности и законы.
- Заработная плата. Часто оклада не хватает на жизнь, поэтому приходится искать способы дополнительного заработка или совмещать основную работу с дополнительной.
К необходимым качествам для этой профессии относятся справедливость, умеренная строгость и требовательно, а также терпеливость и внимательность. У воспитателя должны быть высокие коммуникативные навыки. Они пригодятся при работе с детьми, чтобы поддерживать дисциплину и решать конфликты между ними, а также для нахождения контакта с родителями и установления хороших отношений с коллегами. Также организация досуга и обучения воспитанников невозможна без высоких навыков самоорганизации.
Профессиональные требования и обязанности
Воспитатель выполняет следующие обязанности:
- создает благоприятные условия для развития воспитанников и поддерживает дружелюбную атмосферу;
- поощряет склонности и интересы обучающихся, мотивирует заниматься ими и помогает стать самостоятельнее;
- способствует общению между воспитанниками и помогает им решать проблемы в коммуникации с другими детьми;
- соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их безопасность, жизнь и здоровье, следит за их развитием;
- работает совместно с другими воспитателями, общается с родителями детей;
- дает указания младшему воспитателю и помощнику воспитателя, при необходимости выполняет обязанности старшего воспитателя;
- занимается методической работой, проводит мероприятия.
Также он обязан освоить ряд знаний, а именно:
- основы законодательства о правах ребенка, образовательные стандарты и законы об образовании, свои права и обязанности;
- основы психодидактики, детскую психологию;
- этапы возрастного развития и их особенности, физиологию и гигиену;
- методики воспитательной работы, виды и приемы педагогических подходов, методы мониторинга прогресса воспитанников;
- правовые, нравственные и этические нормы, профессиональную этику.
Эти знания и навыки позволяют воспитателю выполнять свою работу: подготавливать утренники, организовывать экскурсии и походы в театры и музеи, сопровождать воспитанников на прогулке и организовывать игры для них. Также воспитатель учит детей обслуживать себя, находит для них занятия (рисование, групповые игры, лепка, аппликация, мозаика), помогает детям решать конфликты друг с другом.
Как и куда поступить
Есть несколько способов стать воспитателем.
- Получить высшее или среднее профессиональное образование по специальности «Образование и педагогика.
- Получить высшее образование или среднее профессиональное образование, а после – дополнительное образование по профилю «Образование и педагогика».
Среднее профессиональное образование можно получить в колледже. На базе 9-ти классов обучение длится 3 года 10 месяцев, а на базе 11-ти – 2 года 10 месяцев.
В колледжи поступают по среднему баллу аттестата. Результаты ОГЭ напрямую влияют на оценки в нем, поэтому успешная сдача экзаменов поможет при поступлении.
Педагогический бакалавриат длится 4 года. Для поступления в университет на эту специальность сдают ЕГЭ по математике, русскому языку и обществознанию.
Обучение подразумевает много практики, поэтому лучший вариант – очная учеба.
Особенности учебного процесса
Во время учебы студенты знакомятся с психологией и педагогикой, теоретическими основами дошкольного образования, а также возрастной анатомией, физиологией и гигиеной. Также они изучают основные направления эстетического воспитания и психолого-педагогические основы организации общения.
Предусмотрен ряд дисциплин, которые посвящены здоровью: медицинские, биологические и социальные основы здоровья, а также основы физического воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Обязательны курсы по общеобразовательным дисциплинам: иностранному языку, философии, правоведения и истории.
Большое количество дисциплин имеет практическую направленность. К ним относятся:
- культура речи, где приходится работать над речевыми навыками, риторика и выступления на публике;
- детская литература и ее выразительное чтение;
- практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков;
- художественная обработка материалов и изобразительное искусство;
- методика музыкального воспитания с практикумом;
- тренинги по работе в команде, проектная деятельность в педагогике;
- театрализованное действие.
Ключевые дисциплины связаны с организацией развития и обучения детей. К ним относятся теоретические и методические основы организации игровой, трудовой и продуктивной деятельности, организация обучения в разных возрастных группах, методика развития речи, экологическое образование дошкольников и методика математического развития. Также в учебный план включены методы адаптации ребенка к условиям детского сада и решение педагогических задач.
Другой важный момент обучения – это навыки взаимодействия с родителями дошкольников и коллегами.
Еще студенты регулярно проходят практики в детских садах и домах, органах опеки, медицинских организациях и других учреждениях, как государственных, так и частных.
Они осваивают методики научно-исследовательской работы, чтобы готовить научные публикации, написать выпускную квалификационную работу и развиваться в этом направлении дальше.
Кем можно работать
Основные места для работы – это государственные учреждения: детские сады и дома для детей сирот, медицинские центры для детей, учреждения дополнительного образования. Кроме этого можно также устроиться в частный детский сад. Есть возможность работать на себя, например, вести дополнительные занятия или учить детей в частном порядке.
Возможно также заниматься разработкой собственных воспитательных методик, получать звания и другими способами развиваться в сфере образования.
Профессия воспитателя детей дошкольного возраста подразумевает под собой обучение детей базовым навыкам (чтение, письмо, счет), навыкам самоорганизации и самообслуживания и организацию их досуга. Чтобы работать в этой сфере, нужно среднее профессиональное или высшее педагогической образование. Для поступления в колледж важен средний балл аттестата, а в университет – результаты ЕГЭ.
Во время обучения работу с детьми изучают с точки зрения педагогики, психологии и физиологии. Будущие педагогики сначала осваивают теорию, но постепенно все больше занимаются практикой. Также они осваивают тонкости методической работы: как разрабатывать методики воспитания, отслеживать прогресс воспитанников и готовить публикации по педагогике.
Некоторые учебные заведения предлагают дистанционное обучение, но лучшим вариантом будет очное отделение. Невозможно стать хорошим педагогом, если не заниматься организационной деятельностью и не работать над речевыми навыками. Также необходимо регулярно проходить практики во время учебы, чтобы применять полученные знания и закреплять новые умения.