Федеральный проект «Профессионалитет» проводится в рамках национального проекта «Молодёжь и дети». Его главная задача — быстро и качественно подготовить работников, которые будут трудиться в ключевых отраслях экономики.
Участвуют в проекте:
- Выпускники 9-х и 11-х классов школ. За короткий срок они могут получить востребованную рабочую профессию в средних специальных учебных заведениях (ссузах) — колледжах, училищах и техникумах. Там получают среднее профессиональное образование. Например, становятся фармацевтами, программистами или зубными техниками.
- Педагоги, методисты и работники предприятий. Они могут повысить свою квалификацию — то есть освоить профессиональные инструменты, изучить тенденции в своей области работы и получить новые практические навыки.
Подробнее о проекте рассказываем далее.
Институт развития профессионального образования — организатор проекта «Профессионалитет», — опросил более 125 тысяч человек из 89 регионов.
Рост интереса к поступлению в учреждения среднего профессионального образования благодаря проекту отметили:
- 70,6% абитуриентов ссузов,
- 85,9% абитуриентов программ проекта,
- 73,6% педагогов ссузов.
В чём суть проекта
Основа проекта «Профессионалитет» — кластеры. Это образовательно-производственные центры. В кластеры объединяются учебные заведения и предприятия, которые станут будущими работодателями выпускников.
Объединения создаются по 24 ключевым отраслям экономики. В их числе, например, информационные технологии, индустрия робототехники, педагогика и лесная промышленность.
Примеры отраслей экономики, по которым создаются кластеры в рамках проекта «Профессионалитет»
В каждом кластере выделяют одно учебное заведение среднего профессионального образования — например, колледж. Его модернизируют: оснащают современным оборудованием, устраивают цифровые лаборатории, организуют учебно-производственные комплексы.
Учебные заведения и предприятия подписывают партнёрское соглашение. В нём прописывают права и обязанности, которые получают участники. Например:
- разрабатывают образовательные программы вместе с педагогами,
- инвестируют средства в обновление инфраструктуры учреждений,
- привлекают своих специалистов к наставничеству.
Учебные заведения:
- разрабатывают образовательные программы вместе со специалистами предприятий,
- повышают профессиональный уровень учреждения и программ
Далее в созданных кластерах быстро и качественно готовят работников для разных отраслей экономики. На выходе предприятия получают квалифицированных специалистов, а учебные заведения — повышают профессиональный уровень учреждения и качество программ.
В 2025-м году заканчивается экспериментальный этап проекта, то есть он начнёт работать в полную силу. Уже сейчас в нём участвуют 1,77 миллиона студентов и 2 350 компаний-работодателей, созданы 493 кластера в 81 регионе. До 2030-го года проект охватит все ссузы страны, а число предприятий-партнёров вырастет до 4 000.
Как проходит учёба в рамках проекта
Проект затрагивает сразу две категории участников: выпускников школ, а также работников учебных заведений и предприятий.
Выпускники 9–11-х классов школ, которые поступают в ссузы в рамках проекта, затем смогут сразу смогут пойти работать в предприятия-партнёры. По данным Министерства просвещения, в 2025-м году около 350 тысяч выпускников проекта продолжат свой профессиональный путь в ведущих компаниях страны.
Студенты-участники проекта получают преимущества в обучении:
- Быстро осваивают профессию. Проект позволяет получить диплом всего за 2-3 года. Для сравнения: в ссузах вне проекта учиться нужно в среднем 4 года.
- Учёба проходит с акцентом на практику и стажировки. Причём программы разрабатываются работодателями, поэтому выпускники смогут выбрать определённое предприятие и трудоустроиться именно туда. К примеру, в Чувашской Республике на базе Чебоксарского медицинского колледжа организована уникальная цифровая лаборатория по ортопедической стоматологии. Студенты изготавливают зубные протезы для медицинских учреждений региона.
Преподаватели колледжей и работники предприятий-партнёров получают дополнительное профессиональное образование (ДПО) — повышают квалификациюна курсах.
Их обучение идёт по двум направлениям:
- Педагоги и методические работники ссузов получают практические знания в своей сфере. Стажировки для них организуют на предприятиях реального сектора экономики. Так, преподаватели осваивают навыки работы на современном оборудовании, чтобы использовать их в учебном процессе. А методисты разрабатывают программы дополнительных профессиональных модулей с учётом прямых интересов работодателей.
- Работники предприятий проходят педагогическую подготовку. После повышения квалификации они смогут работать, например, в колледжах — мастерами производственного обучения. Образовательная программа проекта также развивает профессиональные навыки управленческих команд кластеров. Они повышают свои компетенции, учатся эффективно управлять созданием и функционированием кластеров.
Программы повышения квалификации есть не только в рамках проекта «Профессионалитет». О других возможностях освоить новые навыки по профессии читайте в статье «Справочников» «Что такое дополнительное профессиональное образование».
Как выбрать направление
На официальном сайте проекта «Профессионалитет» в разделе «Где учиться» можно выбрать направления подготовки и посмотреть, какие учебные заведения участвуют в проекте.
Подобрать подходящий вариант можно несколькими способами:
- Отталкиваться от предложений. Так можно посмотреть, какие учебные заведения участвуют в проекте в вашем регионе. Во многих субъектах страны много предложений, но есть и такие, в которых выбор небольшой. Например, в Карачаево-Черкесской Республике в проекте участвует всего одно учреждение и предлагает одно направление — туризм и сфера услуг.
- Выбирать по интересам. Если есть из чего выбрать или рассматриваете учёбу в другом городе, то лучше отталкиваться от своих желаний и выбрать наиболее подходящую сферу. Подумайте, чем бы хотели заниматься в будущем и какая профессия кажется наиболее интересной.
Вот несколько примеров ссузов-участников проекта в разных регионах:
- Иркутская область. В проект включены 12 основных колледжей. Они готовят выпускников по разным направлениям, например, металлургия, железнодорожный транспорт, клиническая и профилактическая медицина, сельское хозяйство. Среди партнёров-работодателей — ОАО «РЖД», АО «Россельхозбанк», Иркутский авиационный завод, Главное управление МВД по Иркутской области.
- Калининградская область. 2 техникума специализируются на машиностроении и 1 колледж выпускает техников по направлению «Сельское хозяйство». Их приглашают на работу такие предприятия, как «Балтийский берег», рыболовная компания «Балтика», рыбоводное хозяйство «Приладожье» и другие.
После того, как определитесь с учебным заведением и направлением, можете подавать документы. Поступление не отличается от классической процедуры. Подробнее о ней читайте в «Справочниках» в статье «Как поступить в колледж, техникум или училище».
Как участвовать в конкурсах и чемпионатах проекта
В рамках проекта организаторы устраивают конкурсы и чемпионаты. Это испытания, которые позволяют разным категориям участникам попробовать себя в различных направлениях или проверить профессиональную подготовку.
Расскажем о них подробнее.
Чемпионаты проекта
В них участвуют разные категории: студенты СПО, школьники старше 14 лет и молодые специалисты. Победители и призёры получают возможность пройти стажировку в ведущих компаниях и впоследствии устроиться туда на работу.
Соревнования чемпионата проводят в двух возрастных категориях:
- юниоры (14–17 лет),
- основная категория (18–35 лет).
Участникам предлагают соревноваться в 4 чемпионатах:
- Чемпионат по профессиональному мастерству «Профессионалы» — самый массовый в движении. В 2025-м году в нём приняли участие около 300 тысяч студентов и школьников. Проводится с декабря по ноябрь.
- Чемпионат высоких технологий устраивают для создателей инновационных продуктов. Финал — в сентябре. Взрослые выбирают из 12 компетенций, школьники — из четырёх.
- Национальный открытый чемпионат творческих компетенций ArtMasters проходит с марта по сентябрь. Участники основной категории соревнуются в 20 компетенциях, юниоры — в 10. Это, в частности, «Композитор популярной музыки», «Продюсер», «Звукорежиссёр кино и медиа», «Клипмейкер», «Художник-аниматор», «3D-дизайнер», «Фотограф», «Моушн-дизайнер».
- Чемпионат по профессиональному мастерству для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Проходит с марта по октябрь. Всего компетенций более 200. Партнёры движения «Абилимпикс» — более 2,5 тысячи предприятий.
Испытания проводят в разных городах страны, чаще всего на площадках колледжей и школ. На официальном сайте проекта в разделе «Чемпионаты» вы найдете всю нужную информацию: расписание, перечень мероприятий, условия участия.
Конкурс «Мастер года»
Здесь участвуют педагоги колледжей, техникумов и училищ, а именно:
- мастера производственного обучения;
- преподаватели общеобразовательных учебных предметов;
- преподаватели учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей, практик профессионального цикла.
Они демонстрируют компетентность и собственный опыт в вопросах подготовки студентов. При этом кандидат на участие в конкурсе должен иметь достижения в преподавании. Например, разработать инновационный метод преподавания и внедрить его в учебный процесс.
Конкурс проводят в три этапа: отборочный, региональный и финальный. Подробнее об участии можно узнать на официальном сайте конкурса «Мастер года».
Также читайте в «Справочниках»:
- Как поступить в вуз после колледжа
- Что такое среднее профессиональное образование
- Как получить дополнительное профессиональное образование
Кратко
- Федеральный проект «Профессионалитет» проводится в рамках национального проекта «Молодёжь и дети». Его главная задача — быстро и качественно подготовить кадры для ключевых отраслей экономики.
- Работодатели и учебные заведения объединяются в образовательно-производственных центрах — кластерах.
- Программы проекта делают акцент на практику.