После специалитета или магистратуры по творческим специальностям можно пойти в ассистентуру-стажировку — это финальный этап высшего образования. Здесь готовят кадры высшей квалификации в области культуры и искусств.
Именно наассистентуре-стажировке учатся будущие концертные исполнители и преподаватели творческих дисциплин. То есть для того, чтобы в будущем стать, например, дирижёром оркестра или преподавать актёрское мастерство в театральном институте, сначала нужно поступить на ассистента-стажёра.
Название этого этапа обучения делится на две части и раскрывает его суть:
Ассистентура предполагает, что студент закрепляется за опытным наставником в своей сфере и становится его помощником-ассистентом. | Стажировка предполагает получение опыта студентом, то есть во время обучения он уже нарабатывает определённый стаж в профессии. |
А дальше подробнее расскажем об учёбе ассистентов-стажёров.
Куда пойти в ассистентуру-стажировку
Специалистов высшей квалификации в области культуры и искусств готовят в разных организациях творческой направленности.
Вот примеры учебных заведений, в которых есть программы ассистентуры-стажировки:
- Университеты. Здесь предлагают широкий спектр программ, связанных с теорией и практикой в творческих направлениях. Обучают разных специалистов вместе — например, танцоров, дирижёров, драматургов и операторов.
- Консерватории и музыкальные училища. Эти учреждения специализируются на подготовке музыкантов, композиторов и вокалистов. Обучение включает глубокое изучение музыкальной теории, истории музыки и исполнительского мастерства.
- Академии художеств. Здесь готовят художников, скульпторов, дизайнеров, реставраторов и искусствоведов. Студенты изучают классические и современные техники изобразительного искусства.
- Театральные институты и школы. Подходят актёрам, режиссёрам, сценаристам и театральным педагогам. Обучают актёрскому мастерству, сценической речи, движению и работе с текстом.
- Хореографические училища и академии. Профессиональные танцовщики, балетмейстеры и хореографы здесь становятся специалистами высшей квалификации.
Есть разные направления в зависимости от базовой специализации — той профессии, которую освоили на специалитете или в магистратуре. Все варианты направлений можно найти в перечне образовательных стандартов на сайте Рособрнадзора.
Как учатся ассистенты-стажёры
Студенты учатся 2 года по индивидуальному плану. Это значит, что совместно с руководителем они обсуждают какие дисциплины будет проходить, какие творческие работы готовить и сколько нужно посвящать времени практике.
Ассистенты-стажёры посещают лекции, семинары и сдают экзамены — как и обычные студенты. При этом особенности обучения связаны со спецификой направлений. Такие студенты много практикуются и взаимодействуют с руководителями.
Ассистенты-стажёры фокусируются на двух направлениях:
- Совершенствуют творческую квалификацию. То есть студент углубляет знания и навыки, которые получил на уровнях специалитета и магистратуры. К тому же, он больше практикуется в области культуры или искусств.
- Получают навыки преподавания. Параллельно с обучением и практикой студент учится преподавать самостоятельно.
Итоговые экзамены завершают обучение ассистентов-стажёров. Они тоже имеют свою специфику в зависимости от образовательной программы. К примеру, художники готовят выставку картин, режиссёры защищают концепцию фильма, а хореографы ставят танец.
Какие перспективы у выпускников
Выпускники получают диплом об окончании ассистентуры-стажировки. С этим документом они становятся специалистами высшей квалификации в области культуры и искусств.
После завершения обучения специалисты высшей квалификации могут продолжить карьеру в нескольких направлениях:
- Уйти в преподавание. Например, преподавать в живопись в художественных вузах, работать профессором музыковедения в консерваториях, руководить театральной группой.
- Заниматься научной и исследовательской деятельностью. Так искусствоведы могут изучать историю искусств и публиковать научные работы, а реставраторы работать над восстановлением исторических артефактов.
- Участвовать в постановках, ансамблях, выставках. Стать музыкантом в симфоническом оркестре или камерном ансамбле, актёром театра или художником международных арт-проектов.
- Управлять проектами в сфере искусства. Например, организовывать выставки и концертные представления или координировать культурные мероприятия.
- Создавать собственные постановки, музыкальные программы, выставки. Режиссёры могут ставить авторские спектакли, а художники организовывают персональные выставки.
Кратко
- Ассистентура-стажировка — это финальный уровень высшего образования. Здесь готовят кадры высшей квалификации в области культуры и искусств.
- Студенты учатся в разных организациях творческой направленности в зависимости от профиля подготовки — например, в университетах, театральных институтах, консерваториях и музыкальных училищах, академиях художеств и хореографических академиях.
- Ассистенты-стажёры фокусируются на двух направлениях: совершенствуют творческую квалификацию и получают навыки преподавания.
- После завершения обучения специалисты высшей квалификации могут уйти в преподавание, заниматься научной и исследовательской деятельностью, участвовать в выставках, а также управлять проектами или создавать собственные постановки и программы.