Итоговое собеседование — это устный экзамен, где ученикам нужно показать, что они хорошо владеют русским языком, могут аргументировать свою точку зрения, вести диалог и отвечать на вопросы. Это полезные навыки не только для учёбы, но и для жизни — чтобы уверенно выступать, общаться и не теряться в разговоре.
Кроме того, собеседование — обязательная часть государственной итоговой аттестации. Без зачёта за него школьник не сможет быть допущен к ОГЭ после 9 класса.
Экзамен длится не более 15 минут и включает четыре задания:
- чтение текста вслух,
- пересказ прочитанного текста с цитатой,
- монолог на выбранную тему,
- диалог с экзаменатором и ответы на вопросы.
Темы заданий заранее не раскрываются — готовиться к каждому этапу нужно прямо во время экзамена. Например, в третьем задании ученику предложат несколько тем на выбор, и по одной из них он будет готовить ответ. То же самое и с текстом для чтения — его выдают только перед заданием, заранее узнать, о чём он будет, нельзя.
Времени на подготовку немного — всего 1–2 минуты. Но волноваться не стоит: сами задания достаточно простые, а как всё устроено на экзамене и о способах подготовки расскажем в этой статье.
Как попасть на итоговое собеседование
Итоговое собеседование обычно проводится в несколько этапов:
- Основной — в феврале года, в который сдают ОГЭ. В эти даты сдают большинство школьников, чтобы успеть получить допуск до начала ОГЭ.
- Дополнительные — в марте и в апреле. Этот этап подходит тем, кто не смог прийти на собеседование в феврале или не справился с ним в основной период.
Регистрация на собеседование обычно проходит в школе. Обычно учащимся не нужно самостоятельно этим заниматься — за них это делает администрация учебного заведения. Учителя или классные руководители сообщат ученикам, когда подать заявление на участие в собеседовании и как его заполнить.
Как ставят оценку
Итоговое собеседование оценивается не по пятибалльной шкале как все школьные предметы, а в формате «зачёт» или «незачёт». Чтобы пройти экзамен успешно, нужно набрать минимум 10 из 20 возможных баллов.
Если набрать меньше 10 баллов, ученик получает «незачёт», но возможность пересдать есть всегда.
Баллы начисляются за каждое задание отдельно. Экзаменаторы оценивают содержание ответа, а также интонацию, темп, выразительность и грамотность. Всё это называется критериями. За их выполнение и выставляют баллы. Например, если допустить ошибки в произношении, то экзаменаторы снижают балл и так в каждом конкретном случае.
Подробнее о критериях и оценке можно узнать на сайте ФИПИ.
Задание 1: Чтение текста
Первое задание — прочитать вслух небольшой текст. Его объём — около 200 слов.
Перед чтением даётся 2 минуты на подготовку. Этого времени достаточно, чтобы пробежаться глазами по тексту, понять основной смысл и выделить логические паузы.
Максимум за чтение текста можно получить 3 балла:
- 1 балл — за правильную интонацию;
- 1 балл — за подходящий темп чтения;
- 1 балл — за отсутствие искажений и ошибок в словах.
На что обратить внимание
При выполнении задания важно обратить внимание на произношение имён собственных и терминов. Например, в демоверсии итогового собеседования в 2025 году упоминался Константин Константинович Рокоссовский. Чтение имени вслух может вызвать трудности, поэтому, перед выполнением задания, стоит несколько раз повторить про себя каждое слово.
Кстати, обычно для сложных выражений и терминов в тексте указывают ударение, поэтому можно рассчитывать на небольшие подсказки от составителей экзамена.
Также важно обратить внимание числительные. Например, если сказать: «в одна тысяча девятьсот сорок пятом году», могут снять балл за ошибку в произношении. Правильным вариантом в этом случае будет: «в тысяча девятьсот сорок пятом году». Поэтому перед экзаменом стоит повторить эту тему, так как даты часто встречаются в текстах итогового собеседования.
Важно обращать внимание и на интонацию. В этом может помочь приём, который используют телеведущие. Перед тем как что-либо читать, они мысленно проговаривают «А вы представляете?!». Это помогает задать правильную интонацию и подходящий темп чтения текста, перестать волноваться.
Задание 2: Пересказ текста
Во время пересказа нужно своими словами передать содержание прочитанного. В этом задании экзаменаторы проверяют, как хорошо ученик понял основной смысл текста.
Для подготовки выдают черновик и карточку с цитатой, которую нужно будет использовать в пересказе. Пересказывать нужно текст, который был в первом задании, цитата также связана с ним.
На подготовку даётся 2 минуты, а на само задание — 3 минуты.
Максимум можно получить 4 балла:
- 2 балла — за подробный пересказ всего текста;
- 1 балл — за использование цитаты;
- 1 балл — за точность передачи смысла текста.
На что обратить внимание
В пересказе нужно озвучить основную информацию по тексту и логично встроить цитату.
Например, если в карточке с цитатой будет написано: «Важно уметь слушать», то в пересказе можно использовать:
Прямую речь
«Автор пишет: “Важно уметь слушать”»
Косвенную речь
«Автор считает, что важно уметь слушать»
Чтобы не забыть основную информацию, при подготовке стоит кратко записать содержание каждого абзаца. Сделать это можно в черновике, но во время ответа пользоваться им нельзя, поэтому, чем проще и яснее тезисы — тем легче будет их запомнить и воспроизвести вслух.
Чтобы научиться пересказывать уверенно, можно попрактиковаться. Для этого стоит читать короткие тексты и пересказывать их друзьям, родителям или даже самому себе.
Задание 3: Монолог
После пересказа начинается третье задание — монолог. Оно проверяет, как ученик умеет рассуждать. Экзаменатор выдаёт карточку с темами для монолога, из которых нужно выбрать только одну. Обычно там представлены такие варианты:
- описание фотографии,
- рассказ из личного опыта,
- рассуждение по предложенной проблеме.
На подготовку даётся всего одна минута. А вот ответ должен быть 3 минуты.
Само задание оценивается максимум в 3 балла:
- 2 балла — за то, что ученик выполнил задание и произнёс не менее 10 фраз по теме;
- 1 балл — за логичность и связность речи, без грубых ошибок.
На что обратить внимание
В инструкции к заданию будет небольшая подсказка — то, что стоит упомянуть в своём ответе. Например, если выбрать рассказ из личного опыта о своём путешествии, то могут предложить поделиться местом, где ученик отдыхал, с кем он там был и что делал.
Необязательно упоминать всё, что указано в подсказке, но это может стать хорошим началом для ответа. Например, вступление может звучать так: «Я был на Камчатке со своей семьёй. Мы отдыхали там две недели. Путешествие было недолгим, но я успел многое увидеть, а ещё провести время со своими родителями.». И так далее.
Чтобы пересказ получился плавным, стоит использовать вводные слова. Например, «как вы видите», «кажется», «поэтому» и другие. Так можно переходить от одной мысли к другой логично и связно, не теряя баллы.
- вводная часть — небольшое вступление в тему;
- основная мысль — главная информация;
- вывод — краткое подведение итогов всего сказанного.
Задание 4: Диалог
После монолога наступает финальное задание — диалог. Экзаменатор задаёт вопросы по теме, о которой только что говорил ученик. Ответить нужно сразу — без подготовки и времени «на подумать».
Каждый ответ оценивается в один балл, а вопросов всего три. Здесь нет чётких критериев, главное условие — развёрнутый ответ.
На что обратить внимание
Экзаменаторы оценивают умение вести диалог, поэтому не стоит ограничиваться одним предложением по теме. Например, если на вопрос «Тебе нравится лето?» ответить просто «да» или «нет», то балл не поставят.
В диалоге важно не растеряться. Даже если вопрос неожиданный, достаточно начать с вводных фраз «я считаю», «я думаю» и после объяснить свою точку зрения.
Например, на тот же вопрос про лето можно ответить примерно так: «Да, я и правда люблю лето. Это время года я провожу с друзьями и семьёй, отдыхаю от учёбы, восстанавливаю свои силы. Ещё мне нравится, что летом хорошая погода и можно выходить гулять, не надевая много вещей».
Главное — не бояться. Экзаменаторы не ждут идеального произношения или заученных фраз. Им важно увидеть, что ученик умеет общаться, строить простые фразы и доносить свои мысли.
Перед экзаменом можно потренироваться в ведении диалога. Например, взять небольшую статью и обсудить её с семьёй или друзьями. Разговор можно записать на диктофон или камеру — это поможет услышать, где речь звучит невнятно или сбивчиво.
Также читайте в «Справочниках»:
- Как поступить в колледж, техникум или училище
- Как поступить в вуз на бюджет
- По каким материалам готовиться к ЕГЭ
Кратко
- Итоговое собеседование — это устный экзамен, который проверяет умение говорить и думать на русском языке.
- Без зачёта на собеседовании нельзя сдавать основной экзамен после 9 класса.
- Экзамен состоит из четырёх частей: чтение, пересказ, монолог и диалог.
- При чтении текста экзаменаторы оценивают интонацию, темп речи и верное произношение слов.
- При пересказе важно передать смысл текста и грамотно использовать цитату.
- Монолог — это свободный рассказ на одну из предложенных тем, где оцениваются логика и связность речи.
- В диалоге нужно отвечать развёрнуто, избегая односложных ответов.