Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Тест Адизеса: подробный гид по расшифровке PAEI-результатов
07 октября 2024

Тест Адизеса: подробный гид по расшифровке PAEI-результатов

Тест Адизеса: подробный гид по расшифровке PAEI-результатов

Содержание статьи

    Начать бесплатно

    Тест Адизеса – инструмент для распределения руководящих должностей в зависимости от типа личности. Метод помогает выявить слабые и сильные стороны кандидатов, определить уровень гибкости, склонность к рискам, стиль общения с подчиненными. В материале рассказываем, как провести тест, проанализировать результаты и применить его на практике.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Что такое тест PAEI по Адизесу

    Ицхак Адизес, бизнес-консультант в сфере менеджмента, основатель компании Adizes Institute, разработал модель PAEI. Буквенный код состоит из четырех управленческих функций, каждой из которых отводится главенствующая роль на конкретных этапах развития компании:

    • Producer – производитель. Создает продукт, который удовлетворит потребности клиента. Любит четкие поручения, не придумывает инновации, нацелен на конечный результат.
    • Administrator – администратор. Определяет, какие действия помогут достичь главных задач бизнеса, занимается планированием и контролем.
    • Entrepreneur – предприниматель. Разрабатывает долгосрочные и краткосрочные стратегии развития.
    • Integrator – интегратор. Заботится об атмосфере в команде, выстраивает корпоративную культуру.

    Таблица 1. Квадрат соотношения скорости, фокуса, структурированности, приоритетов для каждого типа менеджера.

    Оперативный

    Медлительный

    Фокус на внутреннем

    P – Производитель

    A – Администратор

    Структурирован

    Фокус на глобальном

    E – Предприниматель

    I – Интегратор

    Не структурирован

    Нацелен на результат

    Нацелен на процесс

    Код управления зависит от приоритезации функций. Заглавная буква означает, что роль отлично развита, строчная показывает, что навык присутствует, но не преобладает.

    Ицхак Адизес убежден, что не существует идеального лидера, в котором бы сочетались все четыре аспекта кода. Поэтому эксперт выделяет 14 стилей эффективного менеджмента: Раеі (преобладает функция производителя), рАеі (администратор), РаЕі (бизнесмен), раеI (интегратор), раЕі (генератор идей), paEI (наставник), рАЕІ (трудолюбивый новичок), рАеІ (душевный администратор), РАЕі (разработчик), РАеІ (руководитель-тактик), РaEІ (реформатор), РАеі (губернатор), РаеІ (гид-проводник), рАЕі (дьявол-адвоката).

    Согласно концепции, некоторые менеджеры опасны для компании. К ним относятся управленцы, в которых отсутствуют три-четыре роли по коду Адизеса:

    • P000 (Одинокий рейнджер). Способен сосредоточиться только на одном деле. Уделяет внимание параллельным задачам только в ущерб основным.
    • 0A00 (Бюрократ). Разрабатывает бесполезные регламенты, ведущие к неправильным действиям. Главная задача – следовать инструкции, а не добиться результата.
    • 00E0 (Поджигатель). Сконцентрирован на постоянных изменениях в ущерб текущим делам.
    • 000I (Суперпоследователь). Мягкий управленец, который готов сострадать любой жалобе сотрудника.
    • 0000 (Мертвый пень). Сфокусирован на личных проблемах и собственном выживании.
    • PAEI (Книжный менеджер). Руководитель, который пытается охватить все функции, что на практике невозможно.

    Источник: ru.freepik.com

    Зачем нужен

    По Адизесу, жизненный цикл предприятия включает 10 периодов. Стиль менеджмента меняется в зависимости от фазы. Например, на этапе «юности» основная нагрузка ложится на администратора и производителя, от которых требуется вовлеченность и повышенная ответственность. Во время «расцвета» необходима слаженная работа всех управленцев, которые должны дополнять друг друга и поддерживать – PAEI.

    Отталкиваясь от фазы развития компании, руководители распределяют и приоритезируют роли. Но существует обратная зависимость, которая помогает с помощью сложившегося стиля управления понять, какие процессы происходят в организации. Своевременный анализ дает избежать стагнации и распада.

    Типология Адизеса помогает:

    • Распределить задачи в соответствии с индивидуальными сильными сторонами сотрудников.
    • Эффективно управлять ресурсами предприятия.
    • Оценить и вовремя устранить проблемы в менеджменте.
    • Построить гибкую и адаптивную систему управления.
    • Улучшить взаимодействие внутри коллектива.
    • Определить стратегические цели фирмы.

    Как пройти тест

    Чтобы добиться эффективного менеджмента, в компании должны присутствовать специалисты, обладающие каждой из четырех функций кода PAEI.

    Четыре способа, как определить стиль управления сотрудника:

    1. Проведите интервью. Узнайте, кандидату комфортнее выполнять четкие задачи, следовать регламентам или предлагать инновации, работать над улучшением процессов. Выясните, как он относится к рискам, нестандартным ситуациям, стрессу. Проанализируйте ответы и подумайте, какая управленческая роль подошла бы респонденту.
    2. Предложите кейс. Опишите выдуманную ситуацию и спросите, как бы специалист поступил. Определите, на чем сконцентрировано внимание – на улучшении продукта, процессов, командной работы, поиске новых решений.
    3. Наблюдайте. Наймите сотрудника на испытательный срок и оцените, каким принципам работы он придерживается.
    4. Предложите пройти тестирование. Учитывайте погрешность. Часто люди выбирают ответ, основываясь на общественно-одобряемых нормах, а не собственных предпочтениях. Тест Адизеса в процентах демонстрирует преобладание каждой роли в человеке.

    Занимает 10 минут. В нем представлены блоки с несколькими качествами, которым нужно присвоить баллы. Оцените наличие указанных черт по шкале от 1 (низкий уровень проявления) до 4 (высокий). Следите за тем, чтобы сумма баллов в разделе составляла 10.

    Например, яркий – 3, отзывчивый – 2, сомневающийся – 1, вовлеченный – 4.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Как расшифровать результаты

    Каждая характеристика, отраженная в тесте Адизеса, присвоена определенному стилю управления. Система подсчитывает баллы и формирует код. Заглавными указываются буквы, набравшие от 26 до 40. Эти качества преобладают у сотрудника.

    Строчными обозначают роли, набравшие от 20 до 26 баллов. Они выражены достаточно, но не относятся к сильным сторонам. Показатель менее 20 баллов означает, что навык не развит и обозначается как 0.

    Качества управленца в соответствии с преобладающим стилем управления:

    • Производитель. Свойственна решительность, ориентированность на итог, развит навык тайм-менеджмента. Способен поддерживать и увеличивать производительность даже в кризисных условиях. Конфликтен по отношению к другим производителям.
    • Администратор. Организован, внимателен к деталям, обладает системным мышлением, умеет упорядочивать бизнес-процессы и работать со сложными задачами. Не способен вдохновлять команду, придерживается стандартам.
    • Предприниматель. Готов к изменениям, рискам, отличается креативным мышлением, стрессоустойчив. Разрабатывает новые идеи, ищет нестандартные решения. Испытывает трудности с регламентами и дисциплинированностью.
    • Интегратор. Умеет выстраивать доверительные отношения в компании, проявляет эмпатию, обладает коммуникабельностью, навыком сглаживать конфликты. Выступает в роли связующего командного звена. Слабо нацелен на результат.

    Как применять результаты теста на практике

    Методология Адизеса полезна в разных ситуациях:

    • Оптимизация процессов. К примеру, компания столкнулась с регулярными срывами сроков. Чтобы выяснить причину, фирме стоит провести анализ топ-менеджеров и определить стиль управления. Если компанией руководят только креативные «‎предприниматели», дисциплина неизбежно станет слабым местом. Чтобы устранить проблему, нужно привлечь «‎администраторов».
    • Разрешение конфликтов. Не каждый начальник способен выслушать сотрудников, проявить эмпатию и помочь. Необходимо найти «‎интегратора», который умеет работать с командой и станет проводником между рабочими вопросами и эмоциональным комфортом сотрудников.
    • Улучшение качества продукта. За реализацию отвечают «‎производители». Усидчивость, внимательность и навык следовать инструкциям необходимы, чтобы добиться совершенства.
    • Масштабирование. Понять, в каком направлении нужно развиваться компании, могут «‎предприниматели». Они способны далеко видеть, рисковать и разрабатывать долгосрочные стратегии.

    Источник: ru.freepik.com

    Типичные ошибки и как их исправить

    • Переизбыток руководителей одного типа. Если на предприятии окажутся только «‎производители», пострадает его гибкость. Такой менеджмент может не справиться в кризис.
    • Игнорирование теста. У любого опроса существует погрешность, но учитывать результаты все-таки стоит. Например, менеджер производит впечатление демократичного управленца, а тестирование показывает, что он консерватор и тиран. В таком случае нужно присмотреться к руководителю, понаблюдать за поведением и понять, насколько оно соответствует принципам компании.
    • Игнорирование этапа жизненного цикла. Перед наймом нужно понять, какие роли необходимы компании. Для этого определите фазу развития, цели, стратегию.
    • Исключительная опора на тест. Рекрутер должен учитывать свой опыт, насмотренность, чтобы определить тип кандидата.
    • Неготовность развивать навыки. Уделите внимание личностным сторонам, которые можно улучшить, и не тратьте время на те, которые абсолютно не свойственны сотруднику.

    Главное, что нужно знать

    1. Тест Адизеса – методика распределения руководящих должностей в зависимости от личностных качеств.
    2. Модель PAEI включает четыре роли: producer (производитель), administrator (администратор), entrepreneur (предприниматель), integrator (интегратор).
    3. Буквенный код формируется в зависимости от преобладающих в человеке качеств. Заглавная буква означает, что роль отлично развита, строчная показывает, что навык присутствует, но не преобладает.
    4. Концепция помогает оптимизировать обязанности внутри команды, управлять ресурсами предприятия, оценить и вовремя устранить проблемы в менеджменте, построить гибкую и адаптивную систему менеджмента.
    5. Тест занимает 10 минут. В нем представлены блоки с качествами, которым нужно присвоить баллы от 1 до 4. Сумма очков в разделе не должна превышать 10. Стиль управления, набравший 26-40 считается преобладающим, 20-26 – недостаточно развитым, 0-20 – абсолютно неразвитым.

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80, корпус Г
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    Оставьте заявку, и мы откроем бесплатный доступ к вводной части обучения
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Начать бесплатно

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    Позвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status