+7 495 800–10–018 800 100–00–11
Постановка целей по smart
Поделиться:

Постановка целей по smart

Содержание

    Метод планирования smart позволяет формулировать цели так, чтобы их выполнение было легко контролировать. Прочитав статью, вы узнаете, что такое постановка целей по smart, как работает эта стратегия, и какие у нее есть преимущества и недостатки.

    Что такое smart цели

    Правильная цель по smart отличается четкой и конкретной формулировкой. Она не противоречит объективной реальности и является достижимой в заданное время. Все перечисленные свойства целей смарт содержатся в расшифровке английского названия стратегии:

    • S (Specific): Конкретика. Формулировка воспринимается четко и однозначно, недопустимо двусмысленное толкование.
    • M (Measurable): Измерение. Нужно выбрать числовые показатели, по которым можно будет оценить полученный результат.
    • A (Achievable): Достижимость. Успех должен быть достижим на основе объема имеющихся ресурсов.
    • R (Relevant): Согласованность с другими задачами. Цель не должна противоречить общей стратегии управления компании.
    • T (Time bound): Ограниченное время. На выполнение отводится определенный срок.

    Варианты хорошо сформулированных цель по smart стратегии: «увеличить ежемесячные продажи на 30 000 рублей за 1 квартал», «расширить ассортимент на 100 позиций материалов за 1 год», «прочитать 5 книг по менеджменту за 1 месяц».

    Критерии smart для формулировки целей

    Рассмотрим подробнее каждый из критериев smart. Правильно поставленная цель соответствует пяти пунктам. Невыполнение одного пункта замедляет выполнение плана и усложняет аналитику полученных результатов.

    Конкретность

    Формулировка должна быть максимально точной. Прочитав хорошо сформулированную цель, все участники команды представляют результат без дополнительных вопросов. Задача должна быть актуальной, соответствовать выбранной стратегии роста и учитывать специфику деятельности организации.

    Измеримость

    Главный критерий выполнения цели нужно выразить в цифрах. Это может быть конкретное число или процентное соотношение (например, «увеличить прибыль на 10%»). Формулировка задания с помощью чисел позволяет контролировать выполнение работы и оценивать результаты.

    Достижимость

    Поставленная цель может быть амбициозной, но не должна являться недостижимой. Методика подразумевает реалистичность. Она не имеет ничего общего с визуализацией желаний по «закону притяжения».

    Согласованность

    Выбранные цели должны соответствовать миссии и ценностям компании. Для выполнения плана должно хватить бюджета, времени и компетенций персонала. При выборе нескольких целей нужно проследить, чтобы они не были противоречивыми, и действия могли выполняться одновременно.

    Ограниченное время

    Необходимо определить реальные сроки достижения результата. При выполнении сложных задач следует назначить несколько дат для обсуждения полученного опыта и корректировки стратегии.

    Где применяется методика

    Стратегия smart является универсальным инструментом. Она подходит для любого бизнесмена, независимо от размера организации и сферы деятельности. Стратегия позволяет формулировать цели команды и определить механизм проверки результатов.

    Психологи доказали, что четкая и ясная формулировка, а также ограниченность сроков, повышает заинтересованность в достижении цели. Четкие критерии позволяют оценить, насколько хорошо продвигается процесс выполнения заданий, и скорректировать выбранный путь.

    Предложенная стратегия помогает составить план управления фирмой, разбить его на отдельные шаги и назначить сотрудников, ответственных за выполнение. Использовать эту практику можно и для управления личными вопросами.

    Принципы формулировки целей smart

    Smart постановка целей включает 5 этапов. Каждый шаг посвящен выполнению одного условия в рамках аббревиатуры названия стратегии.

    Формулировка цели

    Начать целеполагание следует с анализа состояния компании. Нужно дать ответ на вопрос, какие аспекты деятельности нуждаются в улучшении. На основе найденных проблем следует поставить цели по smart. Правильная формулировка отражает дальнейшее направление работы и не имеет многозначного толкования.

    • Размытая формулировка: «Развивать бизнес».
    • Конкретная формулировка: «Открывать новые филиалы».

    Выбор числовых показателей

    На втором шаге нужно уточнить цель smart числами. Цифры дают возможность контролировать достижение целей и оценивать результаты в моменте. Задания, не выраженные в цифрах, часто не исполняются годами, поскольку у руководителя и подчиненных нет понимания, какой результат стороны хотят получить.

    • Неточная формулировка: «Открывать новые филиалы».
    • Уточненная формулировка: «Открыть 5 новых филиалов в разных городах».

    Проверка на реалистичность

    На третьем шаге нужно сопоставить цели smart с доступными ресурсами: бюджетом, количеством сотрудников и их профессиональными компетенциями. Частой ошибкой бизнесменов является формулировка нереалистичных целей: ожидание большого числа клиентов и высоких продаж сразу после открытия компании.

    Для проверки реалистичности можно ориентироваться на примеры типичных кейсов по сфере деятельности. Примеры кейсов по продажам для изучения можно найти в интернете.

    Согласование целей

    Цели smart не должны иметь противоречий. Следует составить общий список целей и подумать, возможно ли выполнять поставленные задания параллельно. Случаются ситуации, когда каждое задание является выполнимым, но для одновременного исполнения нет бюджета, компетентного персонала или свободного времени.

    Определение дедлайнов

    Теперь требуется определить срок выполнения каждой поставленной задачи. Сроки должны быть реалистичными и конкретными. Наличие дедлайнов мотивирует работников к достижению целей и позволяет оценивать степень выполнения заданий.

    • Неправильная постановка вопроса: «В ближайшее время открыть 5 новых филиалов».
    • Правильная постановка вопроса: «Открыть 5 новых филиалов за 2 года».

    Польза планирования

    • Эффективность: формулировка целей smart повышает результативность тайм-менеджмента. Метод позволяет экономить время и фокусироваться на главных задачах по увеличению прибыли, расширению географии продаж и улучшению обслуживания клиентов
    • Практичность: техника позволяет разработать стратегию на основе предложенной идеи за счет уточнения ее формулировки.
    • Мотивация: на основе целей smart разрабатывается механизм для оценки работы сотрудников и правила выплаты премии.
    • Гибкость: формулировка цели с помощью чисел помогает контролировать процесс достижения. По промежуточным цифрам можно понять, что изначальная стратегия не приведет к результату, и скорректировать действия.
    • Скорость: наличие дедлайна не позволяет бесконечно откладывать выполнение задания. В итоге организация развивается, несмотря на отвлекающие факторы.
    • Простота: ставить цели по smart легко научится каждый сотрудник. Следует показать этот подход руководителям отделов и менеджерам, работающим с клиентами.

    Как работать с целями smart

    При управлении заданиями нужно расставлять приоритеты. Главной буквой в названии будет R – сопоставимость. Поставленные цели следует согласовать с вектором расширения компании. Цели не должны быть противоречивыми. Если на одновременное выполнение заданий не хватает бюджета или времени, требуется расставить приоритеты. Самой приоритетной становится задача, приводящая к максимальному увеличению прибыли организации.

    Поставленные цели smart нужно записывать. Желательно выбрать для записи электронный файл, этот способ позволяет нагляднее доносить идеи до работников. На основе целей определяются задачи и периоды реализации. Они становятся основой для написания должностных инструкций для руководителей отделов и линейного персонала.

    Работников нужно мотивировать к выполнению целей. Стандартная система поощрений основана на числовых показателях, за достижение которых персонал получает бонус к заработной плате.

    Цели smart разрешается корректировать после получения новой информации. Тенденции рынка постоянно меняется, и реалистичные цели иногда становятся невыполнимыми.

    Недостатки механизма

    Система смарт подходит для управления краткосрочными и среднесрочными задачами. Механизм не подходит для упорядочивания ежедневной рутины. Стратегия не применяется для управления долгосрочными целями. Например, после открытия фирмы можно поставить цель расширить географию торговли на всю Россию. Но нельзя сказать, когда компания выйдет на этот уровень.

    Smart постановка целей помогает планировать развитие бизнеса. Выполнение конкретных целей, привязанных к определенному времени, легко контролировать. Предложенный способ управления целями является универсальным, это решение применяется и в повседневной жизни.

    Но у технологии есть недостатки, она не подходит для управления глобальными проектами. Для управления долгосрочными целями нужно разбивать их на этапы и применять смарт инструменты к промежуточным заданиям.

    Оставить заявку на обучение

    Или позвоните по телефонам
    +7 495 800–10–018 800 100–00–11
    Позвонить

    Подобрать программу и поступить

    Университет Синергия
    Университет Университет Синергия
    г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
    +7 495 800–10–018 800 100–00–11
    Общая:
    Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
    DMCA.com Protection Status