После покупки некоторые клиенты делятся своим опытом в интернете. Баланс положительных и отрицательных отзывов формирует восприятие качества товаров или услуг. Многие компании заказывают отзывы для продвижения своих продуктов или ухудшения репутации конкурентов. В этой статье рассмотрим, как отличить заказной отзыв от покупного комментария.
Для чего нужен анализ
Анализ комментариев помогает увидеть сильные и слабые стороны конкурирующих компаний со стороны. На основе настоящих отзывов выявляются ожидания покупателей товаров и услуг. Это позволяет правильно позиционировать компанию, повышать уровень сервиса и получать больше лояльных клиентов.
Проверять отзывы о своем бизнесе требуется в первую очередь для отработки негатива. Следует быстро и грамотно отвечать на негативные публикации, даже если тексты написаны на заказ. Удаление негативных комментариев приводит к тому, что клиенты теряют доверие к компании. Корректные ответы с предложением компенсации создают положительное восприятие бренда. Анализ положительных откликов помогает выявлять и масштабировать удачные решения.
Где размещают публикации
С помощью поисковой системы можно найти отзывы про любые товары или услуги. К популярным у потребителей сайтам относятся:
- Специальные платформы для размещения отзывов: IRecommend, «Отзовик», ZOON, Yell, Flamp.
- Интернет-магазины. Собрать мнения про товары можно на сайтах крупнейших магазинов. Например, мнения об электронике публикуют на сайтах «Ситилинк», «Мвидео»
и т. д. - Маркетплейсы: «Яндекс.Маркет», OZON, Wildberries.
- Сайты производителей и группы брендов в социальных сетях.
- Онлайн-карты: Google и Яндекс (актуально для магазинов и заведений, а не товаров).
Для сбора положительных и отрицательных мнений нужно использовать все доступные каналы. Аудитория на разных платформах пересекается лишь частично. Настоящий покупатели публикуют записи на 1−2 сайтах. Работа с разными источниками помогает увидеть полную картину.
10 признаков фальшивых отзывов
Отличить заказной отзыв от реального помогают типичные промахи, которые делают копирайтеры и владельцы бизнеса. Каждый из перечисленных критериев может присутствовать и в настоящем. отклике. Совокупность признаков говорит о заказе положительных комментариев.
Признак № 1: Много публикаций за один день
При анализе откликов стоит обратить внимание на время публикации. Настоящие клиенты пишут комментарии хаотично, во времени появления постов нет никакой закономерности. По большому числу положительных отзывов, которые появились на сайте в один день и примерно в одно время, можно сделать вывод о накрутке.
Признак № 2: Рекламные клише и ключевые слова
Фальшивый текст можно определить по выражениям, которые часто используются в рекламе товара, но не встречаются в разговорной речи. Примеры типичных клише из рекламы:
- «высокая функциональность»
- «качественная продукция»;
- «инновационный дизайн»;
- «превосходит ожидания»;
- «доступная цена».
В заказных текстах используются ключевые фразы, которые помогают продвигать сайт компании в интернете. Они выглядят как типичные запросы для поисковой системы и часто выбиваются из стиля текста. Например: «Я решил купить телевизор в Москве недорого и выбрал этот магазин».
Признак № 3: Подозрительные аккаунты
Реальные покупатели занимаются не только написанием комментариев о товарах и услугах. Если в аккаунте нет фото и личных записей, профиль является подозрительным. Не следует доверять информации, опубликованной от такого аккаунта. Подозрительным будет и несовпадение места жительства пользователя с местом работы компании.
Признак № 4: Отсутствие грамматических ошибок
Профессиональные копирайтеры хорошо знают правила русского языка. Если мнение о продукте написаны грамотно, это является подозрительным. Настоящие клиенты могут иногда ошибаться в написании слов, пропускать запятые, ставить смайлы, скобки и эмодзи. Стиль настоящих отзывов всегда отличается, а по фальшивым часто заметно, что тексты написаны одним человеком.
Признак № 5: Упоминание имен сотрудников
Клиенты редко запоминают имена людей, с которыми они говорили меньше 15 минут. Упоминание в тексте имен работников магазина или ресторана, особенно если они встречаются несколько раз, может быть признаком фальшивого поста. Это правило не распространяется на услуги, которые предполагают долгое общение с работником: врачом, парикмахером, репетитором
Признак № 6: Скопированная фотография
Когда к публикации прикреплено фото из интернета, с вероятностью почти 100% отзыв является фальшивым. Но отсутствие фото не является критерием заказного поста. У покупателя может не быть времени или желания делать снимки.
Признак № 7: Несвоевременная публикация
Настоящие отзывы публикуют в течение нескольких дней или недель после приобретения товара или оказания услуги. Публикация текстов спустя несколько лет однозначно указывает на накрутку.
Распространенное клише: «Пользуемся уже 3 года, и нас все устраивает». Настоящие покупатели за 3 года забывают, что они заказывали товар и не написали комментарий, и занимаются другими делами.
Признак № 8: Описание решения проблемы
Копирайтеры часто пишут заказные посты как ответы на возражения клиентов. Тексты пишутся по единому сценарию:
- Описание «боли» заказчика.
- Сомнения при выборе товара.
- Помощь продавца-консультанта.
- Почему сомнения оказались беспочвенными.
В фальшивых отзывах встречается другой прием, когда недостаток описывают как положительную характеристику или что-то незначительное. Например: «Соковыжималка большая и тяжелая, зато устойчивая. Громко шумит при работе, но мы с семьей привыкли».
Признак № 9: Длинный рассказ
Настоящий покупатель не будет превращать пост в статью. Длинные комментарии обычно пишут на заказ. У настоящих людей нет времени и желания описывать историю выбора товара, поездку в магазин, эмоции членов семьи и другие незначительные подробности. Еще одним признаком накрутки будет одинаковая длина всех комментариев на странице.
Признак № 10: Неправильное описание товара
Копирайтеры иногда ошибаются при описании большого числа товаров и упоминают те функции, которых нет у конкретной модели. Например, при описании мультиварки могут быть перечислены режимы, которые отсутствуют в меню управления.
Нюансы определения заказных отзывов
По каждому из перечисленных критериев нельзя сделать вывод, является публикация настоящей или фальшивый. Анализировать комментарии нужно по комплексу признаков. Рассмотрим частые исключения из правил.
При написании реальных откликов за денежный бонус от компании клиенты иногда переписывают преимущества из рекламы.
Одновременное размещение большого количества публикаций иногда указывает не на накрутку, а на предварительную модерацию комментариев на сайте компании.
Среди настоящих отзывов встречаются идеально грамотные тексты, длинные рассказы о товарах и оправдания недостатков моделей. Но они написаны в разном стиле и занимают малую часть от количества публикаций.
Умение отличить заказные отзывы от реальных помогает правильно анализировать информацию о конкурирующих компаниях. При сборе данных вы будете учитывать настоящие отзывы и увидите преимущества и недостатки продукта. Это умение полезно не только для работы, но и для выбора товаров и услуг. Знание признаков фальшивых отзывов помогает создавать качественные тексты, которые будут выглядеть как мнения потребителей.