Термин «геймификация» означает использование игровых принципов и техник в неигровом контексте. Крупные компании, в том числе такие технологические гиганты, как Google и Facebook, активно используют технику в процессе подбора персонала.
Соискатели играют в тематическую игру, которая помогает выявить их слабые и сильные стороны. Такой подход позволяет избавиться от скучных традиционных тестов.
Небольшие организации, которые не могут позволить себе разработку специального приложения или полноценной игры, также используют геймификацию. Кандидаты на должность решают головоломки или тематические задачи.
Зачем нужна геймификация в управлении персоналом?
Объемные психологические опросники помогали избежать получения неправдивых ответов, но утомляли и соискателей, и проверяющих. Геймификация позволяет имитировать реальные рабочие задачи, бизнес-процессы, прогнозировать поведение работника в кризисных ситуациях.
Чаще всего игровую технику используют в следующих направлениях управления персоналом:
- увеличение вовлеченности;
- обучение и развитие навыков;
- удержание ценных кадров.
На самом деле геймифицировать можно любой процесс. Главное, чтобы разработанный софт не стал инструментом для развлечений и не отвлекал сотрудников от основной работы.
Для каких коллективов подходит техника?
Доказано, что наибольшую эффективность геймификация процессов показывает в компаниях, где большую часть команды составляют технически подкованные сотрудники. Представители старшего поколения, люди пенсионного возраста играют неохотно, не воспринимают HR-технику серьезно.
Лучшие результаты внедрение геймификации показывает в коллективах, ядро которых составляют представители поколения миллениум и поколения Z. Именно работники, родившиеся в период с 1983 по 2000-е годы принимают активное участие в процессе игр, вовлекаются в любые инициативы работодателя.
Как внедрить геймификацию в процессы управления персоналом
Ошибочно считается, что превратить HR-процессы в игру очень дорого. Действительно, на разработку анимированных приложений и сайтов крупные компании тратят огромные суммы. Но есть и бюджетные варианты. Чаще всего HR-отделы геймифицируют несколько ключевых направлений.
Обучение
На разных стадиях работы в компании сотруднику приходится узнавать огромное количество новой информации. Только при приеме на работу персоналу приходится проходить множество инструктажей. Скучные лекции быстро забываются. А вот игра позволяет увеличить вовлеченность слушателей. Можно рассчитывать на то, что сотрудники не просто пройдут тренинги, но действительно запомнят поданную информацию.
Стимулирование обратной связи
Множество HR-инициатив остаются непонятыми и непринятыми только потому, что сотрудникам лень писать отзывы. Чтобы простимулировать персонал отвечать на электронные письма-опросы, можно ввести в процесс элементы игры. Например, за предоставление обратной связи можно начислять баллы, которые впоследствии можно будет обменять на ценные призы.
Рекрутинг
Поиск талантливых и творческих личностей затрудняется, особенно если нужно опросить и протестировать сотни кандидатов. Рекрутеры, которые превратили процесс найма в игру, могут сразу увидеть соискателя «в действии».
Геймифицировать можно любой процесс, главное не забывать о том, что слишком много игр все-таки могут отвлечь внимание от основных рабочих задач.
Критерии оценки эффективности
Эффективность процесса геймификации можно оценивать с помощью обратной связи. Также HR-специалисты могут ориентироваться на увеличение ключевых показателей эффективности (например, больший процент правильных ответов после инструктажа по корпоративной культуре).
Правильно разработанная игра будет повышать мотивацию сотрудников. Внедрение соревновательного элемента позволяет увеличить продажи. Некоторые HR-специалисты используют не только материальные премии, но и виртуальные награды.
Удивительно, но бейджи «самая быстрая продажа», «наибольшее количество положительных отзывов», «любимчик клиентов» мотивируют сотрудников не меньше, чем деньги.
Программу геймификации можно считать эффективной, если работники с удовольствием принимают участие в новых инициативах, а при наличии альтернатив предпочитают игру классическому тестированию.
Практические примеры внедрения геймификации
Введение игровых элементов в повседневный рабочий процесс — тренд, который быстро набирает популярность. Решиться на ключевые изменения можно, ориентируясь на всемирно известные компании, которые добились успеха.
Например, сеть консалтерских фирм KPMG, заменила скучное тестирование с сотней вопросов на онлайн игру. Соискателю достаточно скачать приложение KPMG Ready и проходить интересные задания. В разработке игры участвовали не только программисты, но и психологи. Преимущество KPMG Ready еще и в том, что соискатели не могут «угадать» правильные ответы. Искусственный интеллект оценивает не только результат выполнения заданий, но и то, какой подход выберет пользователь.
Менеджер получает итоговый балл уже через 30 секунд после того, как кандидат завершит работу с приложением. В результате средний срок закрытия должности, сократился с десяти до шести недель.
Крупная сеть магазинов Walmart полностью геймифицировала процесс обучения сотрудников технике безопасности. Традиционно, эта тема попадает в категорию: «скучная, но чрезвычайно важная». Обычно работники либо зазубривают правила, либо стараются мошенничать. Игра Walmart моделирует реальные ситуации, в которых может оказаться любой сотрудник. Пользователю нужно решить, как поступить. Такой подход увеличил количество правильных ответов в несколько раз. Но самое главное: специалисты действительно «учатся на ошибках», хорошо запоминают правила охраны труда.
Статистика успешности тренда
Тем, кто все еще сомневается в целесообразности геймификации процессов управления персоналом, стоит изучить статистику ТОПовых компаний. Около 83% опрошенных заявили, что чувствовали мотивацию полностью завершить процесс обучения (собеседования), если он был геймифицирован. 78% руководителей отмечали, что новые сотрудники, которые проходили игровые тесты в процессе найма, быстрее адаптировались.
Но в России геймификация все еще мало распространена. Только 12% из опрошенных HR-руководителей, подтвердили, что используют игровые процессы на практике. Те, кто начнут внедрять новую технологию управления персоналом первыми, обязательно станут лидерами рынка.