Расширенная реальность — это технология создания живых фоновых изображений для кино, концертов, презентаций и других ивентов. Исследуем, что это такое и как можно погрузить зрителей в виртуальный мир.
Что такое XR-реальность
XR-реальность — это технология, которая объединяет цифровые и реальные объекты. Ее можно использовать на съемках видео или на мероприятиях. Расшифровка названия: eXtended Reality — расширенная реальность. Технология помогает воплощать творческие идеи и не ограничиваться возможностями площадки.
Технология переносит исполнителей или спикеров в другие локации и добавляет на сцену новые объекты. Площадка для выступления можно стать космосом, джунглями или крышей небоскреба. Визуальная среда строится на основе движения видеокамер, которые передают изображение для зрителей.
Чтобы увидеть визуализацию, не нужно надевать специальные очки или шлем. Не понадобится и запускать мобильное приложение. Зрители в студии видят картинки на экранах своими глазами. При записи видеоконтента изображение приобретает глубину, выходя за пределы сцены.
Источник: ru.freepik.com
Почему она популярна
Еще пять лет назад XR воспринимали только как инструмент для съемки кино. Вместо зеленого фона (хромакея) в киностудиях устанавливают LED-экраны. Они транслируют изображения локаций, где происходят события. Актеры лучше понимают, где сейчас находятся, и точнее взаимодействуют с окружением.
XR позволяет снимать меньше дублей и экономить бюджет. Режиссер может менять локации за несколько секунд и точно выставлять кадры. Съемочная группа видит картину целиком и получает готовый материал в конце дня.
Отношение бизнеса к XR изменилось во время локдауна. Компании переносили ивенты в онлайн и искали новые способы, как привлечь зрителей. Конкуренция за внимание пользователей в сети очень большая. Бизнес искал новые инструменты, чтобы увеличить охваты, и XR-реальность дала нужный эффект.
Преимущества XR-реальности:
- неограниченная свобода творчества;
- независимость от состояния площадки;
- высокое качество визуализации;
- детальная настройка света и отражений;
- эффект присутствия в другой локации;
- удержание фокуса внимания зрителя;
- наглядная презентация продуктов.
Новая технология визуализации понравилась зрителям, а компании оценили ее перспективы для маркетинга и event-индустрии. После окончания локдауна XR начали использовать на выставках, презентациях и конференциях, на живых концертах. Расширенная реальность делает шоу более зрелищными и интересными. Бизнес использует это, чтобы привлекать внимание.
Увеличение спроса привело к развитию XR-технологии. Появился новый термин — XR-маркетинг. Это инструменты продвижения, основанные на расширенной реальности. Бизнес может создавать виртуальные миры и приглашать зрителей отправиться в путешествие. Расширенная реальность затрагивает эмоции и делает зрителей лояльнее к бренду.
Кто использует XR
XR-технологии доступны крупным компаниям, потому что создание контента требует денег. Малый и средний бизнес осторожно распределяет рекламный бюджет, предпочитая проверенные методы. Корпорации могут позволить себе эксперименты с расширенной реальностью. XR показывает, что бизнес стремится к развитию и воплощает инновационные идеи.
Компания МТС провела первый для России музыкальный фестиваль в расширенной реальности в 2020 году. Шоу МТС Live XR продолжалось 5 часов. Каждый музыкант выступал в своей локации: от открытого космоса до волшебного леса. Концерт получил 14 миллионов просмотров.
Корпорация «Сбер» организовала самый громкий XR-ивент в России. В расширенной реальности прошла презентация «Сбер Конф 2020». Зрители узнали об экосистеме «Сбер» и новых продуктах банка. В презентации участвовали музыканты, актеры и другие знаменитости. В 2021 году «Сбер» организовал мероприятие в честь 10 лет сервиса Okko, используя XR-технологии.
Как работать с XR для ивентов
Расширенная реальность работает благодаря 3D-движку. Он позволяет создавать компьютерную графику и управлять ей в режиме реального времени. Система позиционного трекинга объединяет цифровые и виртуальные объекты. Склейка получается бесшовной, что создает эффект полного погружения. Визуализация на LED-экранах подстраивается под движение видеокамеры.
Куда бы ни повернулся объектив, картинка последует за ним. Цифровая среда меняется, как будто съемка проходит в настоящем мире. Плоское изображение приобретает глубину и объем за счет параллакс-эффекта. Датчики на видеокамерах помогают вести съемку в правильной перспективе, чтобы изображение было реалистичным для зрителей. XR-технологии достраивают виртуальный мир за границами экранов, чтобы картинка заполняла угол охвата камеры.
За создание контента отвечает XR-дизайнер. Специалист контролирует процесс от выбора идеи до ее реализации. Он общается с клиентами, узнает их потребности и создает шоу. XR-дизайнер владеет приложениями для веб-разработки и 3D-моделирования.
XR-технологии меняют традиционную схему создания видеоконтента. Обычно в студиях снимают много кадров, а на этапе пост-продакшена выбирают удачные дубли и накладывают эффекты. XR работает по-другому: компьютерную графику создают до начала съемки. Это помогает экономить деньги и быстрее выпускать контент. Работая с расширенной реальностью, не нужно переснимать дубли и тратить время на монтаж.
Как использовать XR на ивентах
XR-технологии подходят для продвижения любого бизнеса. С помощью расширенной реальности можно создавать любые миры, которые понравятся целевой аудитории. XR-трансляции находятся между виртуальной реальностью и классическим шоу. Это решение понравится и консервативным зрителям, и любителям инновационных технологий.
Где используют расширенную реальность:
- съемки кинофильмов;
- записи телепрограмм;
- прямые трансляции;
- онлайн-концерты;
- презентации продуктов;
- выставки и конференции.
Технология открывает полную свободу творчества. XR-дизайнер может создать любые локации и быстро менять сюжеты. Например, артистов на сцене можно погрузить под воду или отправить в марсианскую пустыню. Зрелищная цифровая среда вызывает сильные эмоции.
XR-технологии делают презентации намного красочнее и информативнее. Демонстрация товаров в космосе или в джунглях выглядит эффектнее, чем привычные слайды на экране. На выставках и конференциях XR используют, чтобы показывать иллюстрации и инфографику, выводить на экран цифровые аватары спикеров.
Например, вместо слайдов можно показывать объемные графики и диаграммы, которые выглядят как материальные объекты. Спикер может взаимодействовать с линиями или столбцами, когда он выступает с докладом. XR делает презентацию наглядной, и статистика хорошо запоминается.
Источник: ru.freepik.com
Типичные ошибки и как их исправить
- Недооценивать XR. Расширенная реальность пока что не получила широкого распространения в России, ее используют только флагманы цифровых технологий. Большинство компаний выбирают привычные форматы шоу. Многие бизнесмены не понимают, как работает XR-реальность и какие преимущества она дает. Но по мнению экспертов РБК, в ближайшие 10 лет ситуация изменится. К 2030 года мировой рынок XR может достичь объема 1 трлн. долларов. Компании, которые начнут использовать ее первыми, смогут выделиться и привлечь новую аудиторию.
- Не использовать комбинации. Расширенная реальность (XR) хорошо сочетается с виртуальной (VR) и дополненной (AR). Компании могут объединять разные форматы шоу и получать максимум от цифровых технологий. Если подключить виртуальную реальность, зрители, у которых есть очки и шлемы, смогут полностью погрузиться в созданный мир. Если сделать дополненную реальность, зрители в студии будут взаимодействовать с цифровыми объектами в приложении.
Главное, что нужно знать
- XR-технологии — это инструменты для бесшовного объединения реальных и виртуальных объектов. Масштабная цифровая среда создается в момент съемки видео. У зрителей шоу возникает иллюзия, как будто выступающие находятся в другом ландшафте. За разработку виртуального мира и результат съемки отвечает XR-дизайнер.
- Когда съемки проводятся в XR, вместо хромакея на заднем плане и на полу устанавливают LED-экраны. Они показывают изображение, которое становится реалистичным и объемным при записи видео. Актеры, музыканты и спикеры могут взаимодействовать с картинкой, что создает эффект присутствия.
- XR экономит бюджет на создание контента. Студиям не нужно снимать множество дублей и тратить время на обработку материала. После окончания съемки режиссер получает почти готовые кадры. Основная работа приходится на пре-продакшн.
- Расширенная реальность делает шоу зрелищным, информативным и запоминающимся. Ее используют на съемках кино и рекламы, при записи концертов, на презентациях продуктов. XR-маркетинг рассматривает ее как инструмент для привлечения аудитории. Пока что с XR работают только крупные корпорации, но в будущем технология станет распространенной.