Цветовое кодирование — это дизайнерский прием для передачи информации. В системе есть несколько цветов, которые говорят о характеристиках объектов. Исследуем, как работает методика, где она применяется и как упорядочить данные с помощью цвета.
Что такое цветовое кодирование
Цветовая маркировка — это метод кодирования визуальной информации. В цвете кодового знака зашифровано послание для аудитории. Самый простой пример цветового кодирования — работа светофора. Красный свет — стоп, зеленый сигнал — можно переходить дорогу.
Цветовое кодирование помогает упорядочить объекты. Если выделить цветом разные столбцы на графике или сектора на диаграмме, будет проще воспринимать информацию. Методика работает за счет ассоциаций между цветом и объектом. Палитра ускоряет передачу смыслов: людям проще ориентироваться по цветной карте, чем по черно-белой.
Плюсы кодирования:
- Методика помогает упорядочить любые объекты.
- Восприятие цвета занимает доли секунды.
- Устойчивые ассоциации с большинством цвета.
- Информация доступна для слабовидящих людей.
- Системы компьютерного зрения могут распознавать маркировку.
Система цветовых кодов используется не только в дизайне. С помощью цвета можно упорядочить идеи и концепции. Например, во многих странах действуют цветовые уровни пожарной опасности: красный — самый высокий, оранжевый — критический, желтый — средний, синий — выше нормы, а зеленый — норма.
Источник: ru.freepik.com
Зачем оно нужно дизайнерам
Цветовые коды быстро передают информацию. Распознавание цвета занимает меньше времени, чем восприятие фигуры или чтение текста. Эта особенность мозга влияет на принятие решений в критических ситуациях. Запасные выходы отмечают зеленым цветом, запрещающие знаки делают красными, а дорожных рабочих одевают в яркие жилеты. Люди различают цвета за доли секунды даже на большом расстоянии.
Где используют коды:
- на производстве;
- в маркетинге;
- в веб-дизайне;
- в системах навигации;
- при работе с документами;
- в отчетах и презентациях;
- в дизайне интерьеров;
- в городской среде.
Система кодирования ускоряет рабочие процессы. Электрик не читают маркировку на проводах, а различает их по цвету. У стоматолога инструменты с разной длиной или диаметром отличаются по цвету ручки. Простое решение повышает производительность труда.
Маркетологи могут управлять поведением аудитории, используя цвета. Например, на терминалах самообслуживания в «Пятёрочке» есть вопрос, хочет ли клиент взять пакет. Кнопка «Да» зеленая, а «Нет» — красная. Многие люди нажимают на «Да», не читая вопрос, потому что они привыкли к зеленым кнопкам подтверждения на сайтах. Дизайнерский прием увеличивает продажи пакетов и средний чек.
Как использовать цветовое кодирование
Шаг 1. Поставить цель
На первом шаге определите, какой цели вы хотите достичь. Например, создать отличающиеся по цвету упаковки для соков с разными вкусами. Покупатели смогут быстро находить нужные товары на полках. Они будут класть соки в корзину, не задумываясь о принятом решении. Дизайн поможет увеличить продажи.
Шаг 2. Разработать палитру
Выберите, какой оттенок соответствует каждому предмету. Учитывайте ассоциации, чтобы дизайн получился удачным. Например, упаковка апельсинового сока — оранжевая, яблочного — зеленая, томатного — красная, виноградного — фиолетовая.
Хорошая палитра для кодирования содержит не более 10 цветов. Но лучше использовать 5 или 6 контрастных оттенков. Тогда сотрудники и клиенты точно не будут путать похожие оттенки. Схема не должна быть бледной или кислотной, выбирайте стандартную яркость палитры.
Шаг 3. Прописать стандарт
Палитру для упаковок продуктов можно зафиксировать в брендбуке. Цвета папок для сортировки документов можно прописать во внутренней инструкции для работников. Убедитесь, что стандарт понятен сотрудникам, и его будут соблюдать без вашего контроля.
Примеры в разных видах дизайна
Дизайн упаковки
Производители продуктов используют цветовые коды. Маркировка помогает различать категории товаров. У многих продуктов есть устойчивые ассоциации: упаковка кетчупа — красная, майонеза — белая, горчицы — желтая. На банках со сгущенкой голубые этикетки, а на банках с горошком — зеленые.
Цветовая маркировка помогает различать продукты с разными вкусами. Это популярный прием у производителей чипсов, сухариков и напитков. Иногда дизайнеры сознательно нарушают коды. Черная упаковка молока на витрине не останется без внимания.
Экосистемы брендов
Если компания ведет несколько направлений бизнеса, она может использовать палитру, чтобы визуально разделить бренды. Например, вывески магазинов «Магнит» устанавливают на красном фоне, «Магнит Косметик» — на сиреневом, а «Магнит Аптека» — на темно-зеленом. Кодирование помогает клиентам не путать магазины с похожими названиями.
Промышленность
Цветовую маркировку используют на мнемосхемах. Это картинки или электронные устройства, на которых показаны принципы работы производства. Палитра помогает разделить элементы схемы и сделать акцент на деталях. Например, трубы, по которым поступают разные жидкости, отмечают разными цветами.
Кодирование упрощает работу с однотипными деталями. На корпусы резисторов наносят цветные полоски. Число меток и цвет маркировки указывают на рабочие характеристики. Коды наносят так, что полоски видны с любой стороны.
Системы навигации
Цветовая палитра помогает ориентироваться по картам и схемам:
- Равнины принято рисовать желтыми, горы — коричневыми, леса — зелеными, а океаны — синими.
- Информационные дорожные знаки выделяют синим цветом, а запрещающие — красным.
- На карте метро каждая линия нарисована своим цветом.
- Знаки аварийного выхода принято делать зелеными.
Городская среда
Кодирование помогает упорядочить городскую среду и сделать ее комфортнее. Перед переходами укладывают желтую ребристую плитку. Урны для сортировки мусора выделяют разными цветами.
Источник: ru.freepik.com
Типичные ошибки и как их исправить
Неудачный выбор палитры
Кодирование будет работать, если выбрать несколько контрастных цветов. Но если одновременно использовать фиолетовый и сиреневый, зеленый и салатовый, может возникнуть путаница. Когда есть возможность, избегайте близких оттенков.
Но если объектов слишком много, придется добавлять похожие тона. Они должны различаться по температуре, тону или насыщенности. Посмотрите, какую палитру использовали дизайнеры карты московского метро, и как они подчеркнули разницу между похожими цветами.
Выбор без учета контекста
У многих оттенков есть устойчивые ассоциации в культуре. Красный ассоциируется с энергией и силой, а розовый — с нежностью и женственностью. Яркие оттенки раздражают нервную систему, а холодные — успокаивают. При выборе палитры для инфографики ассоциации не важны. Но при разработки дизайна упаковок или фирменного стиля компании их нужно учитывать.
Неверное позиционирование
Цветовое кодирование подойдет не каждой компании. Если бренд недавно появился на рынке, не стоит делить его на разные цвета. Это запутает целевую аудиторию и помешает сделать продукт узнаваемым. Цветовая маркировка подходит известным компаниям, которые предлагают широкую линейку продуктов.
При выборе дизайн-кода учитывайте позиционирование бренда. Яркая палитра будет уместной не во всех сферах. Для позиционирования товаров или услуг премиум-класса выбирайте спокойные тона. Нейтральная палитра ассоциируется с роскошью и комфортом.
Главное, что нужно знать
- Цветовые коды помогают отличать похожие объекты. Каждый цвет содержит послание для аудитории. Система маркировки используется в дизайне упаковок продуктов, фирменном стиле брендов, дизайне приложений, системах навигации и городской среде.
- Разработкой цветовых кодов занимаются графические дизайнеры вместе с маркетологами. Чтобы создать систему, сформулируйте задание, выберите палитру и пропишите коды в стандартах. Лучше использовать до 10 контрастных оттенков.
- Цветовая маркировка — один из вариантов коммуникации с клиентами. Решение подходит не для каждой компании. Прежде чем внедрить схему, проведите маркетинговый анализ.