Получение высшего образования несет две главные цели: освоение навыков научно-исследовательской деятельности с целью дальнейшего продолжения учебы магистратуре и изучение максимального количества профессиональных компетенций для успешной реализации в работе по специальности. Для выбора оптимальной формы обучения необходимо пониматься различия прикладного и академического бакалавриата и ознакомиться с преимуществами каждой образовательной программы. Перед поступлением необхоимо понять разницу двух форм.
Что такое прикладной бакалавриат
Прикладной формат получения начальной ступени высшего образования предусматривается изучение дисциплин с практическим уклоном.
Основная цель обучения – освоения максимального количества компетенций и навыков и подготовка к выполнению полного спектра должностных обязанностей сразу после получения диплома.
Отличие прикладного бакалавриата:
- Расширенный объем производственной практики;
- Семинарские занятия на клинических кафедрах и в трудовых мастерских;
- Использование симуляторов для отработки практических навыков;
- После окончания обучения дополнительная стажировка по специальности не требуется;
- Выпускники получают конкурентное преимущество при трудоустройстве на практические должности;
- Студенты получают предложения о работе от компаний-партнеров вуза, знакомых с особенностями образовательной программы.
После сдачи итоговой аттестации и защиты дипломного проекта выпускники получают диплом бакалавра государственного образца без присвоения академической степени.
Что такое академический бакалавриат
Классический вариант получения высшего профессионального образования, объединяющий глубокое освоение теоретического и практического материала. Наряду с изучением ключевых дисциплин студенты погружаются в особенности научно-исследовательской деятельности, учатся проводить экспериментальные работы, писать научные статьи и анализировать полученные данные с практической интерпретацией результатов и вынесением предложений по их практическому применению.
Основная цель – преподавание базовых профессиональных знаний, необходимых для дальнейшего поступления в магистратуру.
Отличие академического бакалавриата:
- Подготовка научных сотрудников;
- Углубление в научно-исследовательскую деятельность теоретико-методического характера;
- Четырехлетнее обучение продолжается двухгодичной магистратурой без необходимости прерывания получения высшего образования на накопление стажа;
- Получение конкурентного преимущества при трудоустройстве на должность научных сотрудников НИИ и компаний-разработчиков.
Выпускникам присваивается академическая степень бакалавра.
Направления подготовки
Правила поступления на бакалавриат одинаковые для всех абитуриентов, вне зависимости от выбора формы получения начальной ступени высшего профессионального образования.
Зачисление организовано на конкурсной основе по сумме баллов за ЕГЭ. Проходные значения зависят от выбранной специальности и устанавливаются вузов, ориентируясь на уровень подготовки абитуриентов предыдущего года
Для поступления на ряд направлений требуется прохождение дополнительного отбора в формате:
- Устного собеседования или письменного экзамена по ключевым дисциплинам;
- Конкурса портфолио;
- Кастинговых просмотров музыкального, хореографического и актерского таланта;
- Сдачи спортивных нормативов.
На протяжении первых семестров разделения на академический и прикладной бакалавриат не предусмотрено. Такой формат построения образовательной программы позволяет студентам понять специфику будущей профессиональной деятельности и определиться с желаемыми направлениями профреализации.
Классический бакалавриат предусматривает обучение по всем программам, так как строится на использование стандартных учебных модулей.
Обучаться на прикладном формате можно по направлениям:
- Прикладная информатика в экономике;
- Архитектурное проектирование;
- Управление проектами;
- Разработка, сопровождение и обеспечение безопасности информационных сетей;
- Отраслевой менеджмент;
- Веб-разработка;
- Интернет-маркетинг;
- Веб-дизайн;
- Разработка интернет-приложений;
- IT-менеджмент в бизнесе;
- Разработка компьютерных игр, дополненной и виртуальной реальности;
- Кадровый менеджмент;
- Маркетинг.
Программы реализуются на базе специализированных, ведомственных и многопрофильных университетов.
Различия форм бакалавриата
Для реализации программы прикладного бакалавриата вузы объединяются с колледжами и другими ссуз, обладающими большим материально-техническим обеспечением для обучения студентов практическим компетенциям.
Основные различия в формах получения диплома бакалавра:
- В вариативной части образовательных программ по ФГОС на прикладной форме больше подготовки к производственно-технологической и организационно-управленческой деятельности, на академической – к научно-исследовательской и аналитической.
- Студенты прикладного бакалавриата дополнительно проходят обучение экспертно-оценочной и контролирующей деятельности.
- Цель классического формата высшего образования – выпуск профессионалов, готовых к исследовательской деятельности теоретического и методического характера, прикладного – подготовка экспертов в области решения технологических задач в определенных социально-экономических сферах.
- Доля практического обучения по прикладной программе 60 з. ед., по классической – 10 з. ед.
- Прикладной бакалавриат реализуется в очном и очно-заочном формате, академический – в очном, заочном и очно-заочном.
Общий объем образовательных программ (240 зачетных единиц) и срок обучения студентов (4 года) одинаковый. Ограничения для выпускников в плане поступления в магистратуру не предусмотрены.
Преимущества и недостатки
Плюсы разделения и трансформации образовательных программ:
- Подготовка выпускников с расширенным владением практическими компетенциями или навыками исследовательской работы, проведения эксперимента и анализа;
- Формирование конкурентных преимуществ при трудоустройстве на конкретные должности;
- Погружение в специальность;
- Обучение в реальных производственных условиях;
- Целенаправленность освоения дисциплин.
Недостатки:
- Сложность выбора формата после прохождения первых семестров;
- Ошибки в принятии решения о форме бакалавриата и невозможность смены направления на старших курсах;
Разделение бакалавриата связанно с тенденциями эволюции профессиональной подготовки, возникновением комплексных профессией, требующих объединения обучения по двум и более направлениям, снижением спроса на научных сотрудников и желанием студентов освоить максимум практических компетенций за время получения высшего образования.