Современная российская система профессионального образования позволяет выбрать различные профессии и направления обучения соответствующего уровню ссуз или вуза. Абитуриенты выбирают для обучения колледжи, профучилища, техникумы, университеты, институты и академии. Студенты осваивают уровень бакалавриата, специалитета или магистратуры. А главный вопрос, волнующий выпускников 9-го, 11-го класса и колледжа нужно ли высшее образование и какие плюсы оно дает.
Абитуриенты задаются рядом вопросов. Стоит ли сейчас поступать на высшее? Имеет ли смысл в наше время наличие диплома? Обязательно ли нужно получить высшее образование? Ответы на них постараемся дать в этой статье.
Когда важно высшее образование
В современном обществе уровень квалификации и профессиональная подготовка играет важное значение. Многие ошибочно считают, что диплом не имеет весомой роли. Главное опыт, стаж и демонстрация компетенций или креативности. Но без серьезной базовой теоретической подготовки и детальной отработки практических навыков добиться успехов и разораться в специфике работы невозможно.
Бывают случаи, когда без высшего образования не обойтись:
- Трудоустройства на сложные технические профессии. Для работы требуют знания ведения проектной документации, умение составлять и читать чертежи, разрабатывать макеты и применять многоступенчатые инженерные вычисления.
- Контрольно-экспертная деятельность. Для оценки работы других требует серьезная теоретическая подготовка, знание нормативно-правовой базы, стандартов качества и технических регламентов.
- Оказание медицинской помощи. Проведение врачебных манипуляций, назначение лечения и профилактика заболеваний невозможно без использования знаний по физиологии, анатомии, пропедевтики, хирургии и гигиене, входящих в число ключевых дисциплин образовательных программ специалитета и бакалавриата.
- Трудоустройство в зарубежную компанию. Болонская конвенция определяет международный порядок получения высшего образования и признания дипломом в других стран. Для получения престижной должности в иностранной фирме потребуется пройти собеседование на знание языка и подтвердить уровень квалификации дипломом и профессиональным тестированием компетенций.
- Формирование базы для научно-исследовательской и преподавательской деятельности. Для выполнения собственных научных работ и экспериментов, трудоустройства в НИИ или преподавания в вузе потребуется получить диплом бакалавра и дополнительно пройти магистратуру, позволяющую развить аналитические способности и освоить узкую специализацию.
Критерии обязательности высшего образования для профессии
Основные характеристики сложности специальности:
- Освоить теоретическую базу и практические навыки самостоятельно или на экспресс-курсах невозможно;
- Для выполнения должностных обязанностей требуется знание многоплановых компетенций, изученных под руководством опытных наставников;
- Специальность или отрасль имеет повышенную социальную значимость. Ошибка сотрудника может угрожать жизни одного или нескольким людей.
- Работа, связана с высоким риском для себя и окружающих.
Кроме того, высшее образование обеспечивает конкурентное преимущество при трудоустройстве и помогает сформировать базу из общих навыков и компетенций, необходимых для выполнения обязанностей по многим специальностям.
Программы высшего образования
Образовательная система высшего профессионального образования соответствует Болонской конвенции и предусматривает три направления и два уровня подготовки:
1 уровень – бакалавриат или специалитет – освоение базовых профессиональных навыков и компетенций, с дальнейшим трудоустройством по специальности после получения диплома.
2 уровень – магистратура – вторая ступень высшего образования, позволяющая получить узкую специализацию и углубленные профессиональные знания. Выпускники имеют право преподавать в учебных заведениях и заниматься научно-исследовательской деятельностью.
Студенты медицинских вузов вместо магистратуры проходят профильную ординатуру на клинических кафедрах, симуляционных центрах и базах профподготовки.
Для каких профессий необходимо высшее образование
Без навыков, входящих в образовательные программы бакалавриата и специалитета не получится получить должность:
Инженера
Для работы необходимы технические компетенции, теоретическое владение основами высшей математики, прикладного черчения, конструирования и проектирования. Работа связана с:
- Ведением сложной промышленно-технической и проектной документацией;
- Оценкой соответствия требованиям и нормативам;
- Контролем качества выполняемых задач;
- Отчетной деятельностью.
В зависимости от узкой специализации профессионалы востребованы в машиностроении, химическом производстве, энергетической отрасли.
Врача
Для осуществления медицинской деятельности на врачебной должности необходимо получить высшее профильное образование по программам бакалавриата или специалитета. Студенты выбирают одно из четырех ключевых направлений:
- Лечебное дело;
- Стоматология;
- Педиатрия;
- Медико-профилактическое дело;
- Клиническая психология.
Для допуска к приему пациентов также потребуется пройти ординатуру и первичную аккредитацию.
Государственного служащего
Для соискателей на руководящие должности в органах исполнительной, законодательной или судебной власти требуется наличие диплома о высшем образовании. Высшее образование потребуется при трудоустройстве:
- В административный аппарат;
- Органы местного самоуправления;
- Полицию;
- Надзорные органы.
Дополнительно учитывается стаж работы по специальности и успехи в профессии.
Юриста
Профессионалы в области юриспруденции работают при наличии высшего юридического образования. Направления деятельности:
- Нотариат;
- Адвокатуры;
- Гражданское;
- Уголовное;
- Административное право;
- Прокурата;
- Суд.
Начать профильное юридическое образование можно с уровня колледжа, но для продвижения по карьерной лестнице и получения должности выше помощника специалиста потребуется пройти обучение в вузе.
Финансиста
Экономическое образование позволяет начать карьеру сразу после получения диплома ссуз, но престижные должности, связанные с бизнес-консультированием и аналитикой требуют наличия высшего образования. Должности финансовых специалистов для бакалавров:
- Финансист;
- Экономист;
- Руководитель финасовго или экономического отдела;
- Финдиректор;
- Бизнес-консультант.
Профессионалы занимаются стратегическим планированием и прогнозированием, работают со статистическими и экономическими показателями, применят формулы высшей математики, составляют тенденции, графики и диаграммы.
Для каких специальностей достаточно диплома колледжа
Существует ряд профессий, для успешности в которых достаточно навыков, освоенных на базе средней специальной подготовки:
Рабочие направления
Образовательные программы колледжей или профессиональных училищ и техникумов рассчитаны на максимальную практическую подготовку по выполнению определенных задач. Профессии:
- Слесарь;
- Сварщик;
- Токарь;
- Маляр;
- Электромонтер и другие.
Уровень квалификации оценивается наличие диплома ссуз и подтвержденным разрядом, присваиваемым на выпускных экзаменах.
Медицинские специальности среднего медперсонала.
Программа подготовки рассчитана на изучение базовых теоретических знаний по анатомии, физиологии, пропедевтики, профилактике и реабилитации и освоение практических сестринских навыков. Направления образования в колледже:
- Фармация;
- Сестринское дело;
- Лечебное дело;
- Лабораторная диагностика;
- Профилактическая стоматология.
Студенты осваивают азы постановки доврачебного диагноза и оказания экстренной и неотложной помощи пациентам, учатся выполнять манипуляции под контролем врача и врачебные назначения.
Экономические профессии
На экономическом факультете колледжа студенты осваивают программу «Экономика и бухгалтерский учет». Ключевые дисциплины:
- Ведение учетно-отчетной документации;
- Налоги и налогообложение;
- Менеджмент;
- Основы бухгалтерского учета;
- Финансы, денежное обращение и кредитование.
Выпускники получают штатные должности сотрудников бухгалтерии, экономического отдела. Работают под руководством специалистов с высшим образованием и выполняют практические задачи с минимумом аналитики и прогнозирования.
Специальности в сфере информационных технологий
Для реализации в IT-области требует идеальное владение кодировками и алгоритмами. Абитуриентам колледжа доступно направление «Информационные системы и програмирование» Выпускники трудоустраиваются:
- Системными администраторами;
- Техниками-тестировщиками;
- Программистами;
- Специалистами службы технической поддержки.
Многие работают на фрилансе. Проявить себя можно в индивидуальных проектах, связанных с веб-разработкой и программированием.
Творческие профессии
Преобразовать творческий потенциал в профессиональную детялеьность можно по различным направлениям обучения в ссуз:
- Актерское мастерство – студенты осваивают азы ораторского мастерства, сценического движения, участия в театральных постановках и получают профессию актера театра и кино;
- Дизайн – направление для развития художественного таланта, с конкурсным отбором портфолио из работ в графике и цвете в качестве вступительного испытания;
- Менеджмент в музыкальной индустрии или спорте – подготовка профессиональных организаторов спортивных или культурно-массовых мероприятий, дополнительно занимающихся продюсированием спортивных команд или музыкальных исполнителей;
- Хореография – направление обучения профессиональных хореографов, задействованных в постановках разножанровых номеров для больших и малых площадок.
Образование в колледже позволяет быстрее освоить интересующую специальность и раньше бакалавров приступить к трудовой деятельности. Но при конкуренции за престижную должность соискатели с дипломом вуза всегда будут в приоритете.
Преимущества получения высшего образования
Высшее образование открывает перед выпускниками университетов и институтов широкие возможности для профессиональной реализации и обладает множеством плюсов.
Конкурентное преимущество при трудоустройстве
HR-менеджеры проводят тщательный отбор кандидатов на высокооплачиваемые должности с российских и международных компаниях. Основной критерий, определяющий уровень квалификации специалиста – наличие диплома вуза. При этом работодатель дополнительно оценивает и учебную организацию, в которой было получено образование. Котируемость учебного заведения зависит от репутации университета в рейтинге высших образовательных учреждениях. Большим доверием пользуются вузы столицы и крупных городов.
Развитие общей эрудированности
Образовательная программа бакалавриата, специалитета и магистратуры направлена на расширение общего кругозора. Помимо профильных дисциплин студенты в обязательном порядке изучают историю, философию, социологию, экономику и иностранный язык.
Освоение сложных специализированных навыков
Учеба в очном формате рассчитана на лекционное изучение теории и отработку практических навыков на семинарских занятиях и производственной практике. Студенты, проходящие обучение в дистанционной или заочной форме осваивают компетенции при выполнении самостоятельных проектов и кейсов.
Наработка полезных связей
Общение с профессиональными педагогами, прохождение практики на действующих предприятиях позволяют проявить себя во время получения высшего образования, и после сдачи итоговой аттестации получить хорошую должность в престижной компании.
Получение навыка систематизации и анализа
Учеба в вузе направлена на формирование аналитического мышления, умения выстраивать логические цепочки и систематизировать теоретические знания и компетенции.
Высшее образование помогает профессиональной реализации, позволяет быстрее и проще получить высокооплачиваемые должности и успешно продвигаться по карьерной лестнице.