Уровень профессиональной подготовки выступает решающим критерием конкурентного отбора во время трудоустройства. Работодатели и кадровые менеджеры оценивают наличие диплома, перечень ключевых дисциплин, указанных в приложении и спецификации, специальность и личные достижения соискателей на должность. Для того, чтобы грамотно выбрать учебное заведение и направление обучения, необходимо разобраться с тем, что такое высшее образование и какие особенности образовательных программ стоит учитывать при поступлении.
Где можно получить высшее образование
По статистическим данным профессионалы с высшим образованием чаще получают престижные должности в топовых международных компаниях.
Перечень доступных учебных заведений:
- Институт – характеризуется научно-практической направленностью деятельности и подготовкой профессионалов, владеющих широким спектром компетенций, но ограниченным количеством направлений второй ступени высшего образования;
- Академия – отличается меньшим количеством учащихся в группах и специализированной направленностью обучения (например, медицинская юридическая, военная);
- Университет – универсальная учебная организация, объединяющая глубокое изучение теоретических и практических дисциплин, с возможностью поступления и обучения в магистратуре и аспирантуре по многим специальностям.
Особенности образовательных программ вузов:
- Систематизированный подход к знаниям;
- Отработка практических навыков на клинических кафедрах, в производственным мастерских и симуляционных классах;
- Решение задач, возникающих во время выполнения должностных обязанностей;
- Развитие общего кругозора;
- Упор на современные достижения в области науки, техники и культуры.
Критерии выбора высшего учебного заведения:
- Рейтинг и репутация;
- Отзывы студентов и выпускников;
- Место расположения;
- Величина конкурсного отбора;
- Количество бюджетных и коммерческих мест;
- Конечная цель обучения;
- Преподавательский состав;
- Дополнительные программы поддержки учащихся;
- Наличие общежитий;
- Помощь с трудоустройством;
- Договора с компаниями-партнерами;
- Разнообразие специальностей;
- Стажировки за рубежом;
- Материально-техническое обеспечение.
Узнать информацию о доступных программах высшего образования и особенностях обучения можно на официальном сайте. Сведения публикуются в открытом доступе во вкладках «Абитуриентам», «Факультеты», «Специальности», «Об университете».
Форматы обучения
Кроме выбора вуза и направления подготовки абитуриенты рассматривают разные форматы получения образования:
Очный
Занятия требуют личного присутствия на парах минимум 5 раз в неделю, отработку пропусков по уважительным и неуважительным причинам, участия в летней производственной практике.
Преимущества:
- Контроль качества обучения и усвоения материала преподавателями;
- Стимуляция мотивации;
- Общение с сокурсниками;
- Участие в студенческой жизни;
- Посещение культурных и информационных мероприятий, организуемых университетом;
- Минимальная нагрузка на самостоятельное изучение материала;
- Разбор сложных тем на лекциях и семинарах;
- Отработка компетенций.
За счет большой вовлеченности студентов в процесс образования, срок обучения для очников на 6 – 12 месяцев меньше длительности освоения специальности заочно или дистанционно.
Заочный
Учащиеся приезжают в высшее учебное заведение на установочные, промежуточные и итоговые сессии.
Преимущества:
- Относительна свобода в формировании индивидуального графика получения образования;
- Совмещение с иными видами деятельности.
Данный формат высшего образования подходит ответственным студентам с максимальной мотивацией и нацеленностью на результат.
Онлайн учеба
Использование специализированных образовательных платформ в процессе обучения.
Преимущества:
- Поступление и учеба из любой точки страны или мира;
- Преподавательский контроль выполнения практических занятий;
- Предоставление доступа и профессиональный подбор необходимого учебного материала;
- Общение с кураторами;
- Участие в вебинарах и прямых эфирах с педагогами;
- Проектная деятельность.
Дистанционное образование – оптимальный вариант для расширения перечня профкомпетенций, освоения новой профессии и легкого совмещения учебы с работой.
Уровни высшего образования
Согласно Болонской конвенции действующей на территории Российской Федерации в области профессионального образования выделяется 2 ступени:
- Начальное высшее образование – бакалавриат, специалитет;
- Подготовка кадров высшей квалификации – магистратура и аспирантура.
Бакалавриат
Первая ступень обучения в вузе.
Особенности:
- Включение в образовательную программу полного набора ключевых дисциплин, необходимых для выполнения должностных обязанностей;
- Средняя продолжительность учебы 4 года;
- Получение диплома о высшем образовании, позволяющем приступить к работе сразу после сдачи итоговой аттестации;
- Поступление в бюджетную магистратуру при желании продолжить обучение;
- Котируемость документа об образовании за рубежом;
- Совмещение теоретической и практической подготовки.
По направлениям бакалавриата реализуются экономические, маркетинговые, IT, дизайнерские, творческие и управленческие специальности.
Специалитет
Вариант первой ступени высшего образования, направленный на освоение сложных профессий с широким перечнем компетенций и трудовых навыков.
Характеристики:
- Обучение 5,5 – 6 лет;
- Углубленное изучение теоретического и практического материала;
- Продолжение обучения в аспирантуре или магистратуре;
- Сложность с подтверждением диплома в других странах.
По программе специалитета обучаются врачи, юристы, биофизики и другие профессионалы, объединяющие практическую деятельность с научными разработками.
Магистратура
Вторая ступень высшего образования, позволяющая продолжить углубленное изучение компетенций по профессии бакалавриата или пройти переквалификацию на новую специальность в сжатые сроки.
Особенности:
- Продолжительность учебы – 2 года;
- Вступительные испытания в формате экзаменации по 1 – 2 профильным дисциплинам;
- Поступление вне зависимости от первичной специализации по диплому вуза;
- Обучение на бюджетной или коммерческой основе;
- Обязательное написание и защита магистерской диссертации.
Выпускники получают право заниматься научно-исследовательской и преподавательской деятельностью.
Аспирантура
Вторая ступень высшего образования, позволяющая получить ученую степень кандидата наук.
Характеристики:
- Очное обучение – 3 года, заочное – 4;
- Поступление при наличии диплома о высшем образовании магистра или специалиста;
- Согласие научного руководителя на ведение проекта кандидатской;
- Сдача философии, иностранного языка и профильного предмета для зачисления.
Различия бакалавриата и специалитета
Основные различия в программах первой ступени высшего образования:
- Срок обучения – на специалитете на 1 – 2 года дольше;
- Диплом бакалавриата востребован и понятен за рубежом;
- На изучение ключевых дисциплин специалистам отводится 300 зачетных единиц, бакалаврам – 240 зет;
- Обучение по программам бакалавриата доступно по большинству специальностей;
- Поступление в аспирантуру без магистратуры доступно только специалистам.
Возможность заключения целевого договора, учеба на бюджете или коммерции одинаковы для двух программ.
Различие бакалавриата и магистратуры
Отличия между первой и второй ступенью высшего образования:
- Обучать по программе магистратуры могут вузы и научные организации;
- Магистры учатся 2 года и получают конкурентное преимущество при трудоустройстве;
- За счет смены специализации в магистратуре можно освоить новую профессию в сжатые сроки;
- В образовательный ФГОС для бакалавров включен воспитательный аспект;
- Магистры получают право преподавать и заниматься научными разработками;
- В магистратуре большее внимание уделяется развитию аналитических и логических способностей.
Отличие высшего образования от среднего
Вузы в отличие от СПО готовят кадры высокой квалификации. Выпускники готовы выполнять широкий спектр компетенций, отвечать за сложные производственные процессы и манипуляции, объединять организационные обязанности с практическими задачами исполнителей.
Преимущества получения высшего образования:
- Востребованность на рынке труда;
- Престижность диплома;
- Конкурентное преимущество при трудоустройстве;
- Работа в иностранных компаниях;
- Освоение сложных специальностей;
- Готовность к проектной деятельности;
- Развитие креативных способностей и общей эрудированности;
- Перспектива карьерного роста;
- Получение высокооплачиваемой должности без опыта;
- Участие в профильных стажировках;
- Глубокие знания в определенной сфере;
- Накопление навыков Soft skills;
- Развитие самостоятельности и ответственности;
- Готовность открыть свое дело;
- Наработка полезных деловых контактов;
- Развитие умения планировать и прогнозировать деятельность;
- Освоение ПО.
Как получить полное высшее образование
Образовательная деятельность в рамках профессиональной подготовки регламентируется ФЗ № 273 Российской Федерации. Согласно статье 60 данного закона к полному высшему образованию относятся дипломы всех выпускников вузов. Понятия «неполное» и «незаконченное» высшее образование упразднены с 2013 года.
Алгоритм действий для получения диплома:
- Подача заявление и прохождение конкурсного отбора на поступление.
- Учеба без академических задолженностей.
- Выполнение курсовых проектов.
- Участие в летней производственной практике.
- Сдача промежуточных сессий.
- Итоговая аттестация и защита диплома.
Наличие высшего образования – пропуск к профессиональной реализации, назначению на руководящие должности, заключению контрактов на сотрудничество с иностранными партнерами. Выпускники вузов востребованы на рынке труда, фриланс-биржах и привлекаются к выполнению крупномасштабных авторских проектов.