Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Закулисье анимационной студии: кто и как создаёт мультфильмы

Закулисье анимационной студии: кто и как создаёт мультфильмы

Закулисье анимационной студии: кто и как создаёт мультфильмы

Содержание статьи

    Рекомендованные программы обучения

    Подобрать программу

    Художники-аниматоры трудятся годами, чтобы мы провели за мультсериалом один вечер. Что создатели фильмов делают в студии, почему процесс такой трудоёмкий и каких специалистов не хватает индустрии, рассказали директор киностудии «Союзмультфильм» Борис Машковцев и карьерный консультант Центра карьеры Корпорации «Синергия» Ольга Савенко.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Анимация вручную и на компьютере

    Разделяют аналоговые и компьютерные техники анимации. Первые — исключительно ручной покадровый труд. Это может быть рисованная на кальке анимация или анимация, выполненная в технике перекладки деталей — элементов фона, персонажа, разных объектов. Перемещая их, можно создать движущиеся картинки.

    Существуют кукольная и пластилиновая техники, когда на сцене-макете покадрово перемещаются и фиксируются на камеру объекты и персонажи.

    Борис Машковцев

    «Анимация — искусство, не знающее границ. Есть, например, такие необычные его виды, как игольчатый экран Александра Алексеева. В раме расположены тысячи тонких игл. Если надавить на них каким-либо предметом, они повторят его очертания. Используя при этом приёмы светотени, можно добиться интересной картинки. Есть также мультфильмы из песка, лоскутков, нитей».

    Традиционные техники сейчас задействуют в основном в авторской анимации, которая выступает полем для экспериментов. Её можно отнести скорее к фестивальному кино. Сделать с помощью традиционных техник массовый продукт (полнометражный фильм, сериал) — крайне трудоёмкий процесс. Сравните: в 1970-е годы студия производила 30 короткометражных мультфильмов в год, а теперь — 300 серий в год. Создавать нужно много и быстро, поэтому на передовой — компьютерные техники.

    К ним относится, например, тоже рисованная анимация, но созданная с помощью стилуса и тачпада. Также есть анимация с применением компьютерной перекладки. Это тоже ручная покадровая работа, но с помощью современных технологий. Существует электронная библиотека деталей, из которых авторы конструируют персонажей. Аниматоры заставляют их двигаться, меняя положение заранее заготовленных элементов.

    Анимация одинаково массово производится в 2D- и 3D-техниках. Это позволяет создавать разнообразный контент для ТВ-каналов, обычных и онлайн-кинотеатров, стриминговых платформ, соцсетей в больших объёмах.

    Некорректно говорить, что какие-то виды анимации устаревают. Иногда традиционное искусство возрождается в массовых продуктах. Например, кукольная анимация выстрелила в мультфильмах «Труп невесты» (2005) режиссёра Тима Бёртона, «Коралина в стране кошмаров» (2008) режиссёра Генри Селика, в российском мультфильме «Гофманиада» (2018) режиссёра Станислава Соколова.

    Часто компьютерные техники совмещают друг с другом, с традиционными техниками или интегрируют их в художественные фильмы. Например, в октябре 2022 года вышел трейлер фильма «Чебурашка», в котором наряду с актёрами Сергеем Гармашом и Фёдором Добронравовым действует анимированный персонаж. Чтобы наделить его движениями и мимикой, использовали технологию Motion Capture, позволяющую оцифровать игру реального актёра. Созданного с помощью техники 3D CGI героя интегрировали в снятый в реальности фильм. Для этого сейчас есть десятки специальных программ.

    Как создают мультфильмы

    В зависимости от техники создания мультфильма у каждого этапа производства будут свои особенности. Например, процесс создания короткометражного мультфильма в технике 3D CGI выглядит таким образом:

    1. Pre-production

    Это подготовительный период, в котором задействованы продюсер, сценарист, режиссёр, художник-постановщик, 3D-моделлер. Pre-production включает следующие направления работы:

    • Разработка концепции и сценария проекта.

    Всё начинается с идеи для истории. Обязательно определяют возрастную аудиторию. Если фильм детский, то вместе с педагогом-психологом решают, какие детали сюжета и художественной концепции возможны.

    Например, детям дошкольного возраста принято показывать истории про добро в пастельных тонах и в исполнении округлых персонажей. Младшим школьникам предлагают конфликт добра и зла, более яркие краски и сложные формы. Подростки могут воспринимать разные детали жизнеустройства, а не делить мир на чёрное и белое.

    Над сюжетом работает сценарист. Художественной концепцией фильма от начала до конца производства занимается художник-постановщик, согласовывая её на каждом этапе с продюсером. Разработка концепции начинается с создания мудборда.

    Это могут быть изображения из интернета или стоп-кадры из других мультфильмов, передающие общую атмосферу, стилистику, цветовую схему, свет и глубину кадра, возможную графику фоновых изображений, примерный вид персонажей.На начальном этапе создатели также выбирают, в какой технике будут делать мультфильм. Это зависит от стиля фильма, технологического уклада студии, моды или бюджета.

    • Раскадровка сценария (иллюстрация истории, похожая на комикс) помогает разбить действие на монтажные планы, отшлифовать идею, более детально проработать содержание сцен. Раскадровку делает режиссёр. Параллельно идёт работа над образами персонажей и местами действия (локациями).
    • Разработка персонажей и локаций.Это продолжение работы над художественной концепцией. Художник-постановщик прорисовывает эскизы персонажей и примеряет к ним фоны будущего фильма. Далее для каждого героя создаются модельные листы, которые представляют разные характерные варианты его мимики, эмоций, движений. Это нужно, чтобы в процессе анимации художники не потеряли образ героя. Режиссёр контролирует творческий процесс.
    • Риггинг и создание персонажей в трёхмерном пространстве.3D-моделлер создаёт виртуальную куклу (модель персонажа) по модельным листам и осуществляет риггинг — начиняет персонажа скелетом, который позволяет управлять движением частей его тела. Затем проводится тестовая анимация в 3D. Это ещё не окончательный вариант, а эксперимент.
    • Озвучка.Актёры озвучивают героев ещё до того, как те начнут действовать в кадре. Это нужно, чтобы образы персонажей окончательно сложились, а создатели мультфильма лучше понимали хронометраж и манеру диалогов, а также могли попасть в артикуляцию персонажей.
    • Сборка аниматика.Аниматик — черновик будущего мультфильма, смонтированный из картинок раскадровки и записи актёрских реплик. Иногда в него добавляют примеры музыки, шумов.

    Изображения персонажей и окружающего мира здесь условны, но они дают возможность прочувствовать течение времени в фильме, обозначить характер и скорость передвижения героев, наглядно увидеть художественную концепцию. Аниматик состоит из так называемых сцен, монтажных планов. Для удобства дальнейшая работа над фильмом ведётся посценово.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    2. Производство

    Созданием мультфильма занимается множество разных отделов: анимации, спецэффектов, монтажа, звука. Всеми руководит режиссёр. Производство включает:

    • Моделинг. Художники на основе исходных эскизов воссоздают в 3D локации, персонажей и реквизит. На этом этапе все элементы похожи на серые скульптуры.
    • Текстуринг и шейдинг. Каждый объект получает свою фактуру, цвет, рельеф, блики, физические свойства. Например, металлические доспехи и ткань будут выглядеть на экране по-разному.
    • Анимация, «одушевление» персонажей. На этом этапе создаются движения и мимика героев. Персонажи приобретают характер и детализацию. Отдельные специалисты создают визуальные эффекты, которые потом добавляются в финальную картинку.
    • Постановка виртуального света. Художник-постановщик рисует эскизы, где показаны направление, яркость и контрастность света и тени, а специалист по свету расставляет необходимые источники освещения в локации и делает картинку более художественной.
    • Рендеринг — преобразование трёхмерной сцены в плоское растровое изображение или в последовательность кадров. Специалисты по рендерингу на основе 3D-данных от предыдущих этапов производства просчитывают финальную картинку с помощью компьютерных программ. По современным стандартам это изображение в формате 2К (2048×1080 пикселей) или 4К (3840×2160 пикселей). Процесс может занять несколько секунд или часов в зависимости от детализации моделей, их количества, сложности освещения.
    • Композитинг/компоузинг. Специалисты по компоузингу объединяют все графические объекты (персонажей, локации, спецэффекты), прошедшие по отдельности рендеринг, в единое целое. Материал ещё можно отредактировать, сделать цветокоррекцию, добавить глубину резкости — это финальные штрихи воплощения художественной концепции.

    3. Post-production

    Этот этап актуален для всех фильмов, не только анимационных.

    • Финальный монтаж. Специалисты объединяют разрозненные сцены, синхронизируют изображение с заранее записанными шумами и музыкой. На этом этапе окончательно определяется темп действия, система смысловых, звуковых и ритмических отношений между кадрами, их последовательность. В итоге получается готовое произведение.
    • Внутристудийный премьерный показ. Иногда после него возможны доработки, но чаще всего анимационный фильм после студийного показа отправляют в прокат.

    Сколько времени занимает создание мультфильма

    Сроки производства зависят от технологии, формата проекта, масштаба команды.

    3–6 месяцев активной работы без пауз уходит на создание одного эпизода мультсериала хронометражем 7–11 минут. В производстве одновременно находится 5–10 серий, каждая на своём этапе создания. Над проектом может работать творческая группа от 30, как в мультсериале «Чуч-Мяуч», до 80 человек, как в «Ну, погоди! Каникулы».

    Год может уйти на создание авторской короткометражки (видео до 15 минут), над которой работают несколько человек.

    3,5 года — средний срок производства полнометражной картины (видео дольше 52 минут). Над ней обычно работает около 80 человек. До полугода уходит на разработку художественной концепции и сценария. Ещё три года — на реализацию.

    Какими умениями должен обладать художник-аниматор

    По словам карьерного консультанта Центра карьеры Корпорации «Синергия» Ольги Савенко, такой специалист должен уметь создавать качественные рисунки и анимацию вручную или с помощью программ. Аниматор должен понимать основы пропорций и цвета, придумывать оригинальные идеи и переносить их в анимационные проекты, владеть техниками и методами создания двухмерной и трёхмерной анимации. Ещё важно знать анимационные стили и уметь сотрудничать с аудиоспециалистами для звукового оформления. Важны soft skills — умение работать в команде, внимательность к деталям, усидчивость и обучаемость.

    «Грамотный художник-аниматор имеет широкие карьерные перспективы в разных областях: анимационные студии, киноиндустрия, телевидение, игровая индустрия, рекламные агентства. Он также может работать как фрилансер, сотрудничая с разными заказчиками», — говорит Ольга Савенко.

    Перспективы анимации в России

    Отечественная анимация, в отличие от западной, развивалась вне мировой индустрии. В СССР она полностью находилась на госфинансировании, и это позволило авторам развить множество школ и техник. Такого разнообразия нет почти нигде в мире, что делает российскую анимацию феноменальной.

    Но в начале 1990-х отрасль лишилась господдержки и почти перестала существовать. Только с начала 2000-х анимация в России стала развиваться как коммерческое направление, а не только как искусство. За последние 10 лет количество анимационных студий увеличилось с 50 до 80 — это более 5 тыс. человек, занятых в индустрии. Анимационный рынок растёт примерно на 15% в год. По прогнозам аналитиков, к 2030 году он должен составить 38–39 млрд руб.

    Однако на международной арене доля российской анимации пока невелика. При этом она обладает колоссальным потенциалом, который можно раскрыть, если нарастить объёмы производства. Для этого нужно больше компетентных специалистов.

    «Всегда в дефиците аниматоры, а сейчас также специфические технические специалисты — по рендерингу, компоузингу, лейауту. Без них невозможно массовое производство. Общемировая проблема — нехватка сценаристов, способных создавать вселенные, которые смогут годами жить своей жизнью и порождать сценарные ответвления», — отмечает Борис Машковцев.

    Рекомендованные программы обучения

    «Специалист по анимации и анимационному кино», колледж«Художник анимации и компьютерной графики», бакалавриат«Авторская и коммерческая анимация», магистратура«Основы мультипликации (Для детей)», курсы«Анимация и анимационное кино (комиксы)», колледж«2D-анимация. Для начинающих», курсы«3D-анимация. Для начинающих», курсы«Основы 2D-анимации Toom Harmony», курсы

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б корпус 5
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11

    Это интересно

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Подобрать программу
    }

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Добро пожаловать
    Мы готовы ответить на Ваши вопросы
    Позвонить
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    Jivo
    DMCA.com Protection Status