Для успешного продвижения сайта или сервиса в сети требуется грамотная работа по SEO-оптимизации. Подбор семантического ядра, ключевых запросов, фраз, работающих по алгоритмам поисковых систем, способствуют повышению рейтинга ресурса в выдаче, увеличению количества посещений, лидов и просмотров. Профессионалы, понимающие логику продвижения и привлечения целевой аудитории в Интернете максимально востребованы на рынке труда, поэтому люди, желающие освоить престижную и перспективную профессию, с возможностью удаленного выполнения заказов интересуются как стать SEO-специалистом.
Кто такой SEO-специалист
Термин «SEO» расшифровывается как search engine optimization, или другими словами, продвижение ресурса в поисковых системах.
SEO-специалист – профессионал в области SEO-оптимизации, отвечающий за повышение ранжирования сервиса или сайта, с учетом семантического ядра и часто задаваемых запросов пользователей.
Результаты работы сео-эксперта оцениваются по статистическим показателям сайта, учитываемым в рамках одномоментного или текущего маркетингового исследования.
Эффективным считается:
- Попадание проекта в топ выдачи «Яндекса» или «Google»;
- Увеличение общего трафика сайта;
- Повышение количества лидов или кликабельности – учитываются лайки, отзывы, комментарии, репосты, заявки, обращение в чат-боты, раскрытие дополнительной информации.
Особенности работы:
- Стремление продвинуть сайт на первую страницу выдачи или в топ-3, 5 или 10 страниц;
- Поддержание лидерских позиций, оказывая влияние на сохранение интереса и расширения целевой аудитории;
- Понимание инструментов и основ маркетинга для подбора методов по SEO-оптимизации;
- Постоянный мониторинг изменения динамических показателей и реакция на потери рейтинга в режиме реального времени.
Чем занимается SEO-специалист
Задачи профессионалов в области SEO делятся на две больших группы:
Внутренняя оптимизация
Влияние на интерфейс и функционал с учетом деятельности конкурентов, аудита и аналитики сайта. Функции SEO-специалистов в данной области:
- Редактирование структуры и внешнего вида главной страницы, вкладок, удобства переходов и использования «горячих клавиш»;
- Добавление всплывающих окон и чат-ботов, для общения с менеджерами в режиме реального времени;
- Оценка скорости загрузки базовых страниц;
- Подбор семантического ядра по конкретной тематике сайта, формирование мета-тегов и ключевых фраз в исходном варианте и с дополнительными вхождениями;
- Настройка и анализ индексации сайта.
Внутренняя SEO-оптимизация затрагивает опционал самого сервиса.
Внешняя модернизация
Затрагивает взаимодействие пользователей данного ресурса с участниками других социальных сетей, сообществ или платформ. Достигается путем внедрения функций:
- Обмена ссылками;
- Репостов;
- Возможности использовать клавиши «поделиться»;
- Цитированием.
Охватывает любые варианты упоминания сайта, путем добавления активной ссылки в сокращенном формате или при помощи URL.
Обязанности оптимизатора, прописанные в должностной инструкции:
- Ручной и автоматический аудит сайта;
- Мониторинг рынка и деятельности конкурентов по экономическим и маркетинговым показателям;
- Учет юзабилити и алгоритмов работы поисковых систем;
- Перелинковка страниц;
- Составление технических и творческих заданий для контент команды: веб-дизайнеров, копирайтеров, разработчиков, пиарщиков;
- Контроль работы подчиненных;
- Использование инструментов эффективного управления и повышения мотивации;
- Проектный менеджмент;
- Мониторинг ранжирования сайта;
- Анализ статистики продвижения;
- Ведение учетно-отчетной проектной документации и предоставление результатов работы клиентам.
SEO-специалист подбирает выгодные заказы, проводит переговоры и согласования с партнерами, подбирает команду профессионалов, делегирует полномочия, обеспечивает качество работ с учетом требований стандартов и нормативно-правовых аспектов деятельности. Эксперт отвечает за соблюдение законов в области рекламы, торговли, защиты прав потребителей, интеллектуальной собственности и авторского права.
Навыки и качества специалиста
Для качественной SEO-оптимизации сайта специалист должен знать ряд профильных программ:
- Google analytics – ресурс, оценивающий статистику посещений;
- Яндекс.Метрика – сервис, контролирующий клики по ссылкам в Яндексе;
- Google Search Control и Яндекс.Вебмастер – ПО, отображающее поисковые запросы с нужным сайтом;
- KeywordHero – ресурс по тематическому подбору ключевых слов;
- Google Data Studio – программа по визуализации статистики;
- Screaming Frog – автоматическое тестирование в рамках автоматизированного аудита сайта, отвечающее за поиск некорректных ссылок, плагиата, повторяющегося контента, ошибок;
- SEOTO.ME – инструмент по работе с метатегами;
- Xenu – сервис по поиску неработающих ссылок;
- Ресурсы по работе с семантическим ядром – Key Collector, Wordstat, Ubersuggest;
- Applosition – настройка позиций в SERP;
- Сервисы по аналитике внешних ссылок – Link Miner, PR-CY;
- Справочники;
- Оптимизаторы функционирования на мобильных устройствах;
- Сервисы по определению плагиата и оценке качества текстового контента – Advego, Главред, ContentWatch, Тургенев;
- ПО для маркетинговых исследований и оценки работы конкурентов и аналогичных сайтов – SpyWords, Key.so, SimilarWeb.
Личные качества и soft skill навыки необходимые SEO-специалистам:
- Усидчивость;
- Внимательность и детальная проработка информации;
- Умение аналитически мыслить и выстраивать логические цепочки взаимодействий;
- Навык проведения научно-исследовательских мероприятий, в рамках тестирования и маркетинговой аналитики;
- Умение планировать и прогнозировать результаты деятельности;
- Организация работы с учетом клиентоориентированности;
- Стрессоустойчивостью и сдержанность;
- Тактичность в общении с клиентами, умение грамотно объяснять свою позицию и адекватно реагировать на критику и замечания заказчиков;
- Многозадачность – готовность выполнить проект «под ключ» в короткие сроки;
- Обучаемость и стремление к профессиональному росту и развитию;
- Лидерские качества и организаторские таланты;
- Умение работать в команде и обеспечивать взаимодействие между подчиненными и смежными отделами.
Обучение на SEO-специалиста
Профессия SEO-оптимизатора сайтов требуется наличия профильной подготовки. Освоить навыки и компетенции специалистов в области онлайн-продвижения можно несколькими способами:
Поступить в вуз
Идеальный вариант для людей, желающих реализоваться в профессии и достичь вершин карьерной лестница. Обучение ведется на факультете «Интернет-профессии», Образовательная программа построена на базе бакалавриата. Поступление доступно выпускникам 11-го класса и колледжа. Зачисление происходит по результатам ЕГЭ по русскому, математике, информатике, обществознании или литературы в зависимости от требований учебного заведения. Конкурсный отбор проходят лучшие абитуриенты набравшие проходные баллы – на коммерцию 50 и больше, на бюджет от 60.
Программа обучения называется «Интернет-маркетинг». Во время учебы студенты занимаются изучением:
- Основ маркетингового исследования;
- Веб-аналитики;
- SEO-оптимизации;
- SMM;
- Конкурентоспособного стартапа;
- Основ предпринимательства и электронной коммерции;
- Бренд-менеджмента;
- Медиапланирования;
- Таргетированной и контекстной рекламы;
- Копирайтинга;
- Контент-мейкинга;
- Креативных технологий.
Продолжительность учебы заочно 3 года 6 месяцев, дистанционно 4 года 6 месяцев.
Поступить в колледж
Выпускники 9-го класса получают возможность освоить профессию SEO-специалиста в ссуз. Обучение ведется по программе «Интернет маркетинг». Во время учебы студенты занимаются освоением профильных ключевых дисциплин:
- Информационные технологии:
- Менеджмент;
- Экономика организации;
- Маркетинг;
- СММ-технологии;
- Копирайтинг;
- Рекламный креатив;
- Таргетированная реклама;
- Статистика;
- Логистика;
- SEO-продвижение;
- Документооборот и правовое обеспечение профессиональной деятельности.
Зачисление проводится по среднему баллу аттестата. Учеба на SEO-специалиста доступна в очном формате. Длительность освоения профессии оптимизатора сайтов – 1 год 10 месяцев для одиннадцатиклассников и 3 года 10 месяцев для выпускников 9-го класса.
Поступить в профильную магистратуру
Вариант повышения квалификации или получения новой профессии SEO-специалиста для профессионалов с высшим образованием по любой специальности. Направление обучения – Управление цифровой трансформацией бизнеса. Продолжительность учебы 2 года.
Профильные курсы
Носят практический характер и помогают освоить базовые компетенции по профессии SEO-оптимизатора сайтов в короткие сроки. Актуальные программы:
- SMM-маркетинг;
- Воронки продаж и чат-боты;
- Таргетированная реклама;
- Комьюнити-менеджмент;
- Продвижение в социальных сетях;
- Копирайтинг;
- Контекстная реклама.
Продолжительность обучения 2 – 4 месяца, стоимость 20 – 40 тысяч рублей.
Карьерные перспективы
SEO-шники могут работать в штате специалистов маркетингового или IT-отдела крупных компаний или выбрать подбор заказов на фриланс биржах.
Карьера штатного профессионала начинается с должности специалиста. С накоплением опыта и стажа, оптимизатор получает должность ведущего эксперта, руководителя отдела или заместителя директора по продвижению.
Специалисты уровня senior чаще занимаются бизнес-консультированием, выполнение эксклюзивных и дорогостоящих заказов на фриланс-биржах или открывают собственную SMM-компанию.
Востребованность профессии
SEO-специалисты, занимающиеся активным и пассивным продвижением сайтов востребованы на рынке труда.
Места для трудоустройства:
- Рекламное агентство;
- Аудиторские компании;
- SMM-агентства;
- IT-отделы;
- Организации, специализирующиеся на digital-проектах.
Популярные фриланс-биржи:
- FL.ru;
- Web lancer;
- Workspace;
- YouDo;
- Harb.com.
Зарплата SEO-специалиста
Доход зависит от квалификации, сложности проекта, должности и региона работы. Штатные профессионалы зарабатывают 50 – 150 тысяч рублей. Проект по оптимизации сайта на фриланс-бирже стоит 5 – 10 тысяч рублей.
Плюсы и минусы профессии
Преимущества работы SEO-специалистом:
- Востребованность – на топовых биржах труда представлено больше 30 тысяч вакансий;
- Уровень заработной платы;
- Легкий вход в профессию;
- Достойная оплата труда начинающих профессионалов;
- Реализация творческого таланта и моральное удовлетворение результатами труда;
- Свободный график и дистанционная работа.
Недостатки:
- Рутинная, сидячая работа, требующая внимательности и аккуратности;
- Дедлайны;
- Необходимость постоянного расширения компетенций.
Профессионалы по оптимизации сайтов востребованы на рынке труда, профессия позволяет получать стабильный и высокий доход, планируя занятость, график работы и совмещение выполнения проектов с другими видами деятельности.