Художник по персонажам – это творческая профессия из индустрии кино и развлечений. Специалист занимает созданием визуальных образов героев, придачей особенных черт личности, прорисовкой деталей и финальной презентацией действующего лица компьютерной игры или анимационного фильма. Ввиду развития геймификации, затрагивающей разные сферы деятельности людей (маркетинг, веб-дизайн, создание приложений и сервисов, психологию, менеджмент, образование, предпринимательство) профессия художник по персонажам стремительно набирает популярность и востребованность на рынке труда.
Обязанности художника по персонажам
Создание концепт-артов
Концепт-арт – специализированное направление в искусстве, предназначенное для визуализации идеи через внешнюю атрибутику. При работе художником по персонажам специалист продумывает общий стиль героя, элементы его одежды или вооружения.
В работе профессионал использует:
- Ключевые идеи – якоря, привлекающие пользователей к конкретному персонажу, его личная харизма и специальные возможности;
- Технические ограничения – не все амбициозные планы можно воплотить ввиду ограниченности функционала оборудования и профессионального ПО, это также учитывается художниками по персонажам на этапе создания концепт-артов;
- Геймплейные и анимационные особенности – подключение игровой механики и сценария в процесс разработки рисунка;
- Нарратив – детализация, украшение внешнего вида декоративными элементами, заставляющими разглядывать героя;
- Ключевые референсы – пожелания заказчиков и режиссеров , согласованные на тапе проведения переговоров по проекту.
Разработка внешности персонажей
После разработки внешнего вида персонажа отдельное внимание уделяется созданию лица будущего героя. На макетах и эскизах прорисовываются эмоции:
- Гнев;
- Радость;
- Слезы;
- Грусть;
- Восторг;
- Счастье;
- Боль;
- Ненависть и другие.
Подбирает подходящая цветовая гамма – цвет глаз, волос, общий типаж личности. Добавляются морщинки, родимые пятна, прически, делающие образ индивидуальным и реалистичным.

Исследование характера и психологии персонажа
Реакции героя продумываются исходя из сценария анимационного фильма или компьютерной игры. По истории делается вывод о положительности или отрицательности героя, создаются эскизы и макеты реакции персонажей на значимые события.
Работа над анимационными моделями персонажей
Модели персонажей разрабатываются в двухмерном и трехмерном варианте. Для воплощения художественной идеи и оживления эскизов и макетов используется специализированное ПО в формате моделлеров:
- Mango Animate;
- Скетчфаб;
- MB-Lab;
- Волшебный плакат;
- DAZ 3D;
- MakeHuman;
- Blender;
- TinkerCAD;
- DesignDoll;
- 3D Slash.
В программах создаются движения и жесты героев. Персонажи оживают, и дизайнер получает наглядный вариант перехода предварительных этапов в конечный результат.

Технические навыки и компетенции
Теоретические навыки включают знание:
- Тенденций и трендов в современной иллюстрации;
- Основ живописи, рисунка, композиции, проектирования, моделирования, композиции и перспективы;
- Анатомических и физиологических особенностей тела человека;
- Режиссуры и работы со сценарием;
- Психологии восприятия визуальной информации, использование средств воздействия на пользователей с целью формирования положительного или негативного отклика;
- Основ сторибортинга и контентмейкинга;
- Законов анимации.
Список практических навыков и компетенций содержит:
- Создание образа через конструкцию персонажа, движение и мимику;
- Подключение визуальной метафоры;
- Работу с живописными материалами и техниками;
- Умение рисовать на планшете;
- Владение растровыми и векторными графическими редакторами;
- Коллажирование.
Этапы разработки персонажа
Исследование и концептуализация
Аналитический этап относится к предварительным работам по созданию персонажа и включает оценку:
- Значимости героя;
- Длительности его функционирования;
- Наличию статики и динамики в сценарии;
- Задачам персонажа;
- Необходимости перевода иллюстрации в анимацию.
На этом же этапе проговаривается общий стиль работы – живопись, графика, компьютерная анимация.
Силуэт и общий вид
Для общего вида героя важное значение имеют его личные характеристики:
- Пол;
- Возраст;
- Образование;
- Профессия;
- Место работы;
- Интересы;
- Национальность;
- Место жительства.
Общий вид включает:
- Фигуру;
- Цвет волос и глаз;
- Типаж;
- Особенности – наличие усов или специальной одежды.
Детализация и текстурирование
На данном этапе персонаж приобретает индивидуальность и реалистичность. Усам, бровям и волосам придается причудливая форма, дна из частей тела получает акцент, например, у худощавого героя рисуются сильно длинные ноги или нос. Отдельное внимание уделяет прическе и декоративным элементам.
Здесь же создаются эмоции персонажа, его особенные движения, походка, нетипичная мимика или жесты.
Тестирование и итерации
Проверка героя с позиции автора, режиссера и пользователя. Взгляд со стороны помогает уловить недостающие детали или элементы, выбивающиеся и образа. Загрузка движений персонажа помогает отследить наличие зависаний или провалов в шагах и взмахах рук.

Стили и подходы в дизайне персонажей
Реализм и стилизация
Реализм – создание картинки, соответствующей окружающему миру. Дизайнер делает героя максимально «живым» и реалистичным.
Стилизация – игра с формами и цветами, позволяющая усиливать определенный эффект или особенность. Например, создание неанатомической квадратной формы носа, указывающей на мужественность и волевые качества анимашки.
Фантазия и научная фантастика
Фэнтези – рисование сказочных образов, далеких от реального мира. Дизайнер может использовать креатив на полную и создать любой внешний вид героя (с щупальцами, с карамелькой вместо ушей или просто ожившую булочку).
Научная фантастика – использование нереалистичной визуализации, опирающейся на научные факты. То есть, чисто теоретически такой герой мог бы быть, например ихтиандр, внеземные цивилизации, новые виды животных, полученные путем скрещевания.
Картонные персонажи и анимация
Картонный герой – это участник анимации, двигающийся как кукла. Траектория его перемещения обычно линейна из точки А в точку Б. Пример успешной картонной анимации – Майнкрафт – мир, созданный из простых форм и фигур.
Классическая анимация – разработка дизайнерами полноценного мультипликационного фильма или героя.
Графический дизайн и минимализм
Свободное рисование, с использованием программ для графического дизайна. В минимализме минимум внимания уделяется деталям, на листе остается много свободного пространства. Выбор цветов также ограничен 3 – 4 основными оттенками.

Профессиональное развитие и образование
Для работы по профессии дизайнера анимации или иллюстрации требуется профильное образование. Освоить ключевые навыки можно на уровне колледжа. Основная образовательная программа доступна на факультете «Комиксы» и называется «Специалист по анимации и анимационному кино». Дополнительные программы обучения называются «Дизайнер» или «Графический дизайн» и включают изучение:
- Компьютерной векторной и растровой графики;
- Основ рисунка и композиции;
- Специального программного обеспечения.
Учеба очная, длительность обучения 3 года 10 месяцев.
Выпускники после 11-го класса или ссуза поступают в вуз на факультет «Дизайна» по специальности графического дизайнера или выбирают факультет «Комиксы» и учатся на художника-дизайнера графических искусств.
Ключевые дисциплины для освоения профессиональных навыков включают:
- Цифровую иллюстрацию;
- Сценарное мастерство;
- Раскадровку и скетчинг;
- Рисунок и композицию;
- Живопись;
- Бионику;
- 3D графику;
- Концепт-арт;
- Цифровые технологии;
- Анимацию.
В конце каждого курса студенты работают над персональным авторским проектом, дополняющим резюме для работодателей.
Обучение доступно очно или в онлайн формате. Срок освоения профессии дизайнера 4 – 4,5 года.
Освоить базовые навыки дизайнера иллюстрации и анимации можно на специализированных курсах. Актуальные программы обучения:
- Графический дизайн;
- Моделирование игрового оружия;
- Визуализацию в 3DS MAX.
Информация преподносится в доступном и понятном формате. Общая длительность курсов – 1 – 6 месяцев. Цена – 25 – 30 тысяч рублей.
Слушатели курсов получают сертификат, подтверждающий уровень квалификации и позволяющий работать на фрилансе, но для трудоустройства в анимационную студию уровня курсовой подготовки недостаточно.
Вершина карьерной лестницы для дизайнеров иллюстрации и художников персонажей – должность арт-директора или руководителя собственной компании. Добиться ее могут креативные и творческие специалисты, уверенные в успешности своих авторских проектов и профессиональной интуиции.







