Продавец-консультант — одна из самых популярных профессий на рынке труда. Её легко освоить с нуля, но нужно понимать тонкости. Рассказываем, чем занимается этот человек, что входит в обязанности, сколько он зарабатывает и какое образование нужно тому, кто хочет работать продавцом-консультантом.
Кто такой продавец-консультант
Продавец-консультант — это работник сферы розничной торговли, который не только отпускает товар, но и помогает покупателю сделать выбор. Он рассказывает об отдельных позициях, демонстрирует ассортимент, отвечает на вопросы. Его задача — обеспечить клиентам качественное обслуживание и увеличить продажи.
Профессиональные обязанности продавца-консультанта:
- Выявление потребностей клиента, подбор и демонстрация товара, его характеристик и преимуществ.
- Контроль наличия товара в торговом зале и на витринах магазина, участие в инвентаризации.
- Выкладка товара на витрины в соответствии с правилами мерчандайзинга.
- Оформление продаж, приём денежных средств от покупателей.
- Приём товара на возврат, если он по каким-то причинам не подошёл покупателю, решение спорных ситуаций.
- Достижение плановых показателей по продажам и среднему чеку.
Чтобы работать продавцом-консультантом, нужно:
- Хорошо разбираться в продаваемом товаре, знать его характеристики, ассортимент, отличия от аналогов.
- Владеть навыками мерчандайзинга для правильной выкладки товара на витрины.
- Знать техники продаж, уметь работать с возражениями.
- Уметь работать с 1С или другой торговой программой для учёта продаж, с кассовым оборудованием, платёжным терминалом.
- Иметь грамотную речь, чётко и ясно доносить информацию до собеседника.
Продавцы-консультанты работают в магазинах розничной торговли (мелких бутиках, крупных торговых центрах, гипермаркетах), в специализированных салонах по продаже электроники, бытовой техники, автозапчастей и других товаров, в сетевых ритейлерах, салонах мобильной связи, а также в интернет-магазинах.

Какими качествами должен обладать специалист
Технически работа продавца-консультанта несложная, но для неё нужно обладать определёнными личностными качествами:
- Коммуникабельность. Важно легко устанавливать контакт и свободно общаться с покупателями.
- Вежливость и доброжелательность. Нужно сдержанно и корректно отвечать на вопросы, даже если они кажутся несуразными, не грубить покупателю, когда он сам невежлив.
- Эмпатия. Продавец должен уметь понимать невысказанные потребности покупателя.
- Стрессоустойчивость. Важно сохранять спокойствие при большом наплыве людей, общении со сложными клиентами, возникновении конфликтов.
- Внимательность. Продавец отвечает за товары и деньги, поэтому должен быть очень внимательным.
Профессия продавца-консультанта подходит общительным, энергичным, ответственным людям, которые умеют красиво презентовать товары и выгодно описывать их преимущества. Хорошим специалистом считается не тот, кто «впаривает» товар, а тот, кто может сделать так, чтобы клиент остался доволен и пришёл за следующей покупкой.
Насколько востребованы специалисты сейчас
Спрос на эту профессию стабильно высокий, поскольку она является одной из самых востребованных и популярных на рынке труда. Это связано с появлением новых магазинов, бутиков, торговых центров. Везде требуются специалисты, которые будут продавать товары и помогать покупателям с выбором.
Профессия продавца-консультанта для многих становится стартовой. С неё начинают, а затем растут в должности либо уходят в другую сферу. Это создаёт большую текучесть кадров.
Интернет-торговля обусловила появление новой специализации — продавец-консультант на онлайн-площадках, и дала дополнительные рабочие места продавцам.

Как стать продавцом-консультантом
Чтобы стать продавцом-консультантом, необязательно иметь профильное образование. Многие магазины берут на работу новичков без опыта и сами обучают.
Если вы хотите построить карьеру в торговой сфере, желательно иметь хотя бы среднее профессиональное образование по специальности «Продавец» или «Торговое дело». Получить его можно в колледже. Если нет желания или возможности учиться в ссузе, можно закончить специализированные курсы.
В колледже студенты изучают типы товаров, их потребительские свойства, учатся разбираться в ассортименте, оценивать качество, выявлять дефекты, осваивают принципы мерчандайзинга, порядок обмена и возврата товаров и многое другое.
На курсах проходят интенсив по техникам продаж, учатся устанавливать контакт с покупателем, выявлять его потребности, презентовать товары, работать с возражениями. Здесь рассказывают, как приветствовать покупателя, предлагать дополнительный товар, оформлять витрину по стандартам компании и другим полезными навыкам.
Какие предметы сдавать
Для поступления в колледж сдавать ОГЭ или ЕГЭ не нужно. Абитуриенты проходят конкурс аттестатов по среднему баллу аттестата. Поступить на курсы можно свободно, без экзаменов.
Куда поступать
Рассмотрим несколько колледжей, где можно выучиться на продавца:
- «Специалист торгового дела (Предпринимательство)» в Колледже «Синергия».
- «Торговое дело» в Колледже Московского технологического института (МТИ).
- «Продавец» в Московском городском открытом колледже (МГОК).
- «Торговое дело» в Колледже мировой экономики и передовых технологий (КМЭПТ).
- «Торговое дело» в Колледже администрирования и современных технологий (АиСТ).
А также несколько специализированных курсов:
- «Продавец-консультант» от Нового бизнес-университета (НБУ).
- «Продавец-консультант» от Центра эффективного обучения «ЭМ-Менеджмент».
- «Передовые практики продаж» от «Нетологии».
- «Онлайн-курс продаж для начинающих» от Международной школы профессий.
- «Курс для продавцов» от Skillbox.
С чего начать профессиональный путь
Самый простой способ начать карьеру — устроиться в крупную торговую сеть продавцом-стажёром. Розничные сети имеют свою систему обучения и наставничества, дают чёткие инструкции, по которым нужно работать. К тому же, там есть перспективы роста. Продвижение в торговле зависит не от количества отработанных лет, а от результатов, инициативы и готовности брать на себя ответственность. При должном усердии можно довольно быстро подниматься по карьерной лестнице.
Карьерный трек
Можно также строить карьеру в горизонтальном направлении: например стать экспертом в определённой категории товаров, наставником, тренером для новичков или же перейти работать в отдел закупок, маркетинга, обучения и развития персонала. Торговля — это широкое поле для профессионального роста.
Сколько зарабатывает продавец-консультант
По данным сайта Dream Job, средняя зарплата продавца-консультанта в России в 2025 году составляет 48 000 рублей.
Что ждёт профессию в будущем
В будущем на профессию окажет большое влияние технологический фактор. ИИ-ассистенты смогут анализировать поведение покупателя в реальном времени и предлагать продавцам оптимальную схему продаж. Технологии дополненной и виртуальной реальности позволят «примерять» товар до его покупки, например, мебель или обои.
Клиенты, уставшие от навязчивых продавцов, будут ценить консультантов-помощников, которые не стремятся во что бы то ни стало продать товар, а хотят решить проблему покупателя. Поэтому эмпатия, вежливость, доброжелательность и тактичность станут важнее знания ассортимента и его характеристик.
Тренд на экологичность и осознанное потребление приведёт к тому, что покупатели будут интересоваться условиями производства продукции, её экологичностью и ремонтопригодностью — продавцу нужно будет знать всю эту информацию.
Когда отмечают профессиональные праздники
У продавцов есть свой профессиональный праздник — День работника торговли, который в России отмечают 26 июля.







