Современная экономическая система находится на этапе трансформации и ежедневно требует принятия оперативных решений касающихся модернизации и автоматизации бизнес-процессов. Востребованностью пользуется перевод части деятельности в онлайн формат, настройка удаленной работы для сотрудников, перемещение офисов в виртуальную плоскость. Руководителям, привыкшим работать по традиционным схемам и методикам управления, сложно объективно оценить происходящие процессы и принять правильные решения, поэтому они прибегают к помощи профессиональных бизнес-консультантов, разбирающихся в актуальных трендах и тенденциях современного менеджмента. Абитуриентам, желающим получить перспективную специальность в области управления, стоит изучить информацию о том, что за профессия менеджер по развитию бизнеса и какие преимущества дает профессиональная подготовка по данному направлению.
Задачи и функции менеджера по развитию бизнеса
Должностные обязанности специалистов по бизнес-развитию:
- Оценка деятельности компании в текущем формате, выявление сильных и слабых сторон, проведение комплексного аудита всех имеющихся ресурсов;
- Разработка общей концепции развития предприятия;
- Составление поэтапного плана трансформации и модернизации на основании данных стратегического планирования и прогнозирования;
- Установление целей для каждого этапа развития компании с распределением обязанностей по отделам, филиалам и подразделениям;
- Текущий контроль эффективности и правильности выполнения поставленных задач в указанные сроки;
- Мониторинг технологических новинок и внесение предложений по изменению технологии производства путем установки инновационного оборудования или программного обеспечения;
- Повышение экономической эффективности производства путем выбора оптимальных каналов поставки и сбыта, грамотной настройки логистических цепей и снижения издержек;
- Контроль за составление коммерческих условий и заключением контрактов, сделок с партнерами, контрагентами и клиентами;
- Поиск новых направлений для расширения деятельности предприятия, путем анализа рынка и экономических ниш;
- Определение перспективных экономических секторов;
- Настройка эффективного взаимодействия между подразделениями и отделами с подключением автоматизированных систем обмена и передачи данных;
- Анализ промежуточных результатов выполнения предложенного проекта с целью оценки его состоятельности и внесением корректировок при необходимости;
- Мониторинг деятельности конкурентов для создания максимального количества эксклюзивных предложений;
- Участие в политике ценообразования;
- Организация повышения квалификации для сотрудников организации;
- Представление предлагаемых идей в графическом формате для презентации руководителям и заказчикам;
- Расширение внешних связей компании и организация обмена опытом с иностранными фирмами;
- Контроль маркетинговой деятельности, участие в продвижении;
- Управление подчиненными.
Функциональные задачи менеджера по развитию бизнеса сводятся к переводу предприятия на качественно новый уровень деятельности с учетом правила «минимальных вложений при максимально возможном результате».
Требования к специалисту
Для работы на должности специалиста по развитию требуется владеть определенным набором профессиональных компетенций:
- Знание нормативно-правовых аспектов деятельности, касающихся производства, торговли, защиты интеллектуальной собственности и авторского права, труда, рекламы и прав потребителей на территории страны и на международном уровне;
- Умение анализировать направления деятельности и технические аспекты производства;
- Применение инструментов стратегического планирования и прогнозирования;
- Навык статистических расчетов и анализа полученных результатов;
- Использование методов оценки рыночной конъюнктуры, порядка ценообразования, деятельности конкурентов;
- Владение основными инструментами маркетинга и онлайн-продвижения;
- Использование информационных систем для автоматизации бизнес-процессов;
- Применение методов анализа экономической эффективности и коммерческой деятельности;
- Умение использовать современные технологичные средства и владение специализированным программным обеспечением.
Профессионалу требуется широкий набор теоретических и практических знаний по дисциплинам: экономика, финансовое дело, предпринимательство, развитие бизнеса, психология, менеджмент, социология и маркетинг.
Личные качества
Чтобы предлагать руководителям эффективные модели по трансформации бизнеса, менеджерам требуется развираться в современных рыночных тенденциях, владеть автоматизированными системами работы с информацией и уметь использовать определенный набор личных качеств:
- Спокойствие и сдержанность;
- Тактичность;
- Навык ведения переговоров и деловой переписки;
- Грамотное владение устной и письменной речью;
- Энергичность и харизматичность;
- Умение отстаивать и аргументировать свою точку зрения, опираясь на факты и достоверные источники информации;
- Целеустремленность и желание работать на результат;
- Замотивированность;
- Стрессоустойчивость;
- Умение анализировать и находить логические цепочки взаимодействия;
- Навык прогнозирования и развитую интуицию.
Без лидерских качеств организовать работу подчиненных и управлять процессом реализации предложенного проекта менеджер не сможет. Руководитель может использовать жесткую или более лояльную систему управления в зависимости от характеристик коллектива и промежуточных результатов деятельности. Для повышения общей мотивации рекомендуется использовать средства материального и нематериального стимулирования.
Какую специальность получить
Должность профессионала по развитию бизнеса относится к должностям топ-менеджеров, требующих наличие высшего профессионального образования по программам бакалавриата, специалитета или магистратуры.
Обучение ведется по направлениям факультета «Управления»:
- Бакалавриат – финансовый, общий, производственный менеджмент, управление проектами и менеджмент по отраслям деятельности;
- Магистратура – стратегический менеджмент, маркетинговая дистрибуция и аналитика, проектный менеджмент.
Профессионалам, желающим погрузиться в научные аспекты деятельности и детальный разбор происходящих экономических процессов, стоит пройти обучение в аспирантуре по направлению «Организационные изменения и организационное развитие». Аспиранты не только осваивают широкий перечень профессиональных компетенций, но и защищают кандидатскую диссертацию на получение звания кандидата наук, что дает выпускникам значимое конкурентное преимущество при трудоустройстве в российскую или зарубежную компанию.
Как поступить
Поступление на программы бакалавриата доступно выпускникам 11-го класса или колледжа. Прием абитуриентов организован на конкурсной основе, с ключевым критерием отбора по сумме баллов за ЕГЭ по русскому, математике (в базовом или профильном уровне в зависимости от требований конкретного учебного учреждения) и обществознанию. Проходной балл зависит от уровня подготовки поступающих предыдущего года и составляет в среднем для поступления на бюджет 65 баллов, на коммерцию – 50.
Для зачисления требуется подать в вуз заявление с указанием выбранной специальности. Прием обращений от абитуриентов осуществляет приемная комиссия. Заявления принимаются в очном или онлайн формате. Дополнительно потребуется предоставить полный пакет документов:
- Ксерокопию паспорта;
- Оригинал или нотариально заверенную копию аттестата или диплома колледжа;
- Сертификаты ЕГЭ;
- Медицинскую справку 086у о врачебном допуске к освоению конкретной специальности.
Абитуриенты, направляющие заявление в электронном виде, прилагают к письму сканы или фото необходимых данных. Списки поступивших публикуются на официальном сайте университета и вывешиваются на доске информации в стенах вуза.
Зачисление в магистратуру доступно абитуриентам с дипломом бакалавра или специалитета. Набор ведется по результатам собеседования по ключевым дисциплинам. Поступить можно на бюджетную или коммерческую основу.
Для учебы в аспирантуре потребуется пройти вступительные испытания в формате, предложенном конкретным вузом: устное собеседование или тестирование.
Программа обучения на менеджера по развитию бизнеса
Образовательная программа для менеджеров создана с уклоном на практическую составляющую деятельности и содержит большое количество ключевых дисциплин, охватывающих максимум профессиональных компетенций:
- Юриспруденция и правоведение;
- Цифровая экономика;
- Предпринимательство;
- Экономическая теория;
- Статистика;
- Управленческие решения;
- Компьютерное моделирование финансовых задач;
- Рынки;
- Финансовая математика;
- Налоговое планирование и администрирование;
- Корпоративные финансы;
- Оценка стоимости бизнеса;
- Инвестиционный и инновационный менеджмент;
- Эконометрика;
- Основы финансового моделирования;
- Психологию;
- Маркетинг;
- Проектную деятельность.
Обучение доступно в очной, очно-заочной, заочной, дистанционной форме. Длительность освоения профессии на бакалавриате от 3,5 до 4,5 лет, в магистратуре – 2 года.
Аспиранты изучают способы разработки и реализации инновационных решений, позволяющих улучшить экономические показатели деятельности предприятия.
Основные направления образовательной программы:
- Развитие предпринимательства;
- Факторы повышения конкурентоспособности;
- Политика и экономика;
- GR-менеджмент.
Учеба ведется в очном формате и рассчитана на 3 года.
Востребованность специалиста
Профессионалы в области бизнес-развития и эффективного управления востребованы во всех отраслях промышленности, производства и торговли.
Должностные обязанности менеджеров охватывает производственные процессы, касающиеся выпуска товаров и сферу оказания услуг.
При трудоустройстве работодатель оценивает уровень профессиональной подготовки, опыт работы на управляющих должностях, резюме, портфолио авторских проектов и бизнес-планов, наличие личных достижений по специальности и рекомендательных писем.
Для работы в иностранной компании требуется идеальное владение английским языком для прохождения собеседования с HR-менеджерами и проведения переговоров с потенциальными руководителями.
Преимущества и недостатки профессии
Достоинства специальности менеджера по развитию бизнеса:
- Перспективная профессия в области управления материальными и нематериальными ресурсами;
- Востребованность во всех отраслях человеческой деятельности;
- Карьерный рост до заместителя директора по вопросам развития компании или руководителя собственной консалтинговой фирмы;
- Подбор заказов для удаленного проведения анализа и составления стратегического плана на биржах фриланса;
- Высокие гонорары за выполненные проекты;
- Наработка большого количества полезных деловых контактов и связей;
- Участие в международных бизнес-форумах и конференциях;
- Сотрудничество с зарубежными партнерами;
- Стабильность и офисный труд.
Недостатки:
- Ответственность за принимаемые решения и предложения по оптимизации;
- Необходимость оперативного реагирования на изменения экономической ситуации.
Менеджеры по развитию бизнеса – движущие механизмы оптимизации, модернизации и трансформации. Грамотно организованная деятельность приводит к повышению спроса на товары или услуги компании, привлечению новых клиентов и увеличению прибыльности предприятия.