Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
Официант

Содержание статьи

    Рекомендованные программы обучения

    Подобрать программу

    Официант — это одна из самых распространённых профессий в сфере обслуживания. Её часто выбирают парни и девушки, только что окончившие школу, и люди с образованием, не сумевшие устроиться по специальности. Узнаем, чем занимается официант, какие функции выполняет, сколько зарабатывает и где учиться тем, кто хочет освоить эту профессию.

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    Кто такой официант

    Официант — это сотрудник заведения общественного питания, который обслуживает гостей за столиками. Он получает заказы от посетителей, передаёт их работникам кухни, а затем приносит блюда клиентам. От работы официанта во многом зависит впечатление о заведении, поэтому эта профессия не такая простая, как может показаться на первый взгляд.

    Официант выполняет такие профессиональные обязанности:

    • Сервирует и убирает столы, проверяет их чистоту и готовность к приходу посетителей.
    • Если в заведении нет хостес, встречает гостей и размещает их за заранее забронированными столиками или находит свободные места.
    • Консультирует по меню, рассказывает, из чего состоят те или иные блюда, какие напитки есть в наличии и т. д.
    • Принимает заказы, фиксируя пожелания посетителей, и передаёт их работникам кухни и бара.
    • Получает блюда от кухни, проверяет соответствие заказам и разносит еду гостям.
    • Обслуживает посетителей во время приёма пищи (доливает напитки, убирает грязную посуду, решает возникающие вопросы).
    • Формирует и приносит счёт.

    Для эффективной работы официант должен:

    • Владеть техникой обслуживания гостей; знать правила сервировки, порядок подачи блюд и напитков.
    • Хорошо знать меню заведения и карту вин; уметь рассказать гостям, какие ингредиенты включает каждое блюдо.
    • Давать грамотные рекомендации по выбору блюд и напитков.
    • Работать с кассовой системой и POS-терминалом.
    • Владеть иностранным языком (для работы в туристических кафе и люксовых ресторанах).

    Официанты работают в ресторанах разного уровня (от простых до элитных), кафе, кофейнях, барах, пабах, стритфуд-зонах и фуд-кортах, клубах и развлекательных заведениях, отелях и гостиницах, кейтеринговых компаниях.

    Какими качествами должен обладать специалист

    Работа официанта имеет свои особенности. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно иметь такие качества:

    • Коммуникабельность. Официанту приходится много общаться с разными людьми.
    • Вежливость и тактичность. Работник должен оставаться вежливым и корректным даже в общении со скандальными клиентами.
    • Внимательность и хорошая память. Нужно помнить, кто что заказал и какие пожелания высказали клиенты.
    • Доброжелательность. Вечно хмурый или грубый официант негативно влияет на репутацию заведения.
    • Клиентоориентированность. Официант должен уметь находить подход к каждому посетителю, а не просто механически выполнять свои обязанности.
    • Стрессоустойчивость. Работникам заведений общепита часто приходится справляться с большим наплывом гостей, общаться с трудными или пьяными посетителями, выслушивать претензии.

    Профессия официанта подходит весёлым, общительным, энергичным людям, которые умеют держать себя в руках и вежливо улыбаться даже в те моменты, когда хочется нагрубить клиенту. Официантами обычно идут работать девушки и юноши, не имеющие образования или желающие подработать во время учёбы, но некоторые задерживаются в этой профессии надолго и становится настоящими специалистами.

    Насколько востребованы специалисты сейчас

    Эта профессия — одна из самых востребованных на рынке труда. С увеличением количества заведений растёт спрос на официантов. Наиболее высокий он в крупных городах и туристических центрах.

    Высокая потребность в работниках обусловлена тем, что всё больше людей предпочитают питаться не дома, а в кафе и других заведениях. Открываются новые бары, пабы, кофейни, пиццерии и т. д. Всем этим заведениям нужны кадры.

    Приобретает популярность обслуживание выездных мероприятий (свадьбы, корпоративы, фестивали).

    Ещё один фактор, влияющий на спрос — большая текучка кадров. Работа официанта стрессовая и эмоционально сложная, поэтому многие не выдерживают нагрузок и уходят. Из-за этого некоторые заведения находятся в постоянном поиске работников.

    Как стать официантом

    Для работы официантом не нужно иметь специального образования. В этой профессии больше ценятся практический опыт и личные качества, помогающие в работе. Всем основным функциям можно обучиться на стажировке при трудоустройстве. Однако работодатели отдают предпочтение не зелёным новичкам, а соискателям, которые хотя бы теоретически разбираются в этой работе. Поэтому для повышения шансов на трудоустройство полезно закончить специализированные курсы.

    Где учиться

    Рассмотрим несколько специализированных курсов для работников общепита:

    • «Официант — экспресс», «Официант — базовый», «Официант — профессионал» от Школы Liga Univer.
    • «Школа официантов» от Академии гостеприимства.
    • «Официант 3 разряда», «Официант 4 разряда», «Официант 5 разряда» от Института дополнительного профессионального образования «Лектор».
    • «Старший официант» от Кулинарной школы Novikov School.
    • «Официант-бармен», «Сервис ресторана», «Кейтеринг» от Нового бизнес-университета (НБУ).

    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно

    С чего начать профессиональный путь

    Начать работать можно в простом кафе с должности официанта-стажёра. На стажировке вы будете постигать все тонкости профессии под руководством опытного официанта. Стажировка поможет понять, подходит ли вам эта работа. В профессии официанта можно довольно быстро вырасти, если не лениться и не пренебрегать самообучением.

    Карьерный трек

    1
    Официант-стажёр
    2
    Официант
    3
    Старший официант
    4
    Управляющий залом
    5
    Менеджер ресторана

    Профессия официанта даёт возможности не только для вертикального роста, но и для горизонтального. Можно осваивать новые специальности — бармена, сомелье, бариста, — или же наработать опыт и перейти из обычного кафе в ресторан высокого класса. А ещё можно дорасти до эксперта и стать тренером-наставником для молодых официантов или управляющим персоналом.

    Сколько зарабатывает официант

    Согласно данным сайта Dream Job, средняя зарплата официанта в России в 2025 году составляет 70 тыс. руб.

    Что ждёт профессию в будущем

    Изменения, происходящие в мире, неизбежно повлияют на профессию официанта. Развитие технологий и робототехники вытеснит с рынка часть работников. Их заменят роботы-официанты и конвейерные ленты, а также цифровые меню и планшеты для заказа блюд. Всё это уже есть в некоторых ресторанах Японии.

    Технологии освободят официанта от рутинных операций и повысят скорость обслуживания клиентов. Работники будут сосредоточены на более сложных задачах — персональных рекомендациях, работе с возражениями, создании атмосферы. Главной функцией официанта станет сделать так, чтобы клиент был доволен и пришёл снова.

    Искусственный интеллект тоже не останется в стороне. CRM-системы и AI будут анализировать предпочтения гостей, предлагать оптимальные варианты расстановки столов, прогнозировать наполняемость зала и помогать формировать смены.

    Под влиянием технологий официант превратится из разносчика блюд в консультанта, помогающего посетителям и создающего атмосферу в заведении. Люди ходят в ресторан не только поесть, но и отдохнуть, получить приятные впечатления, пообщаться. Поэтому роботы не смогут полностью заменить живого официанта.

    С рынка уйдут неквалифицированные работники, которые умеют только механически выполнять свои задачи. А специалисты, умеющие находить подход к клиентам, будут цениться высоко. Профессия официанта станет более уважаемой, а текучка кадров уменьшится, поскольку снизится нагрузка.

    Когда отмечают профессиональные праздники

    У официантов есть свой профессиональный праздник, День официанта, который в России принято отмечать 21 мая.

    Рекомендованные программы обучения

    «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе», бакалавриат«Менеджмент в ресторанном бизнесе», бакалавриат«Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе», бакалавриат«Start-up в ресторанном бизнесе», бакалавриат«Гостиничный и ресторанный менеджмент», бакалавриат«Гостиничный и ресторанный менеджмент», бакалавриат

    Адреса поступления

    ЦФО
    г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 80Б, корп. 5
    Сокол
    +7 495 800–10–01 8 800 100–00–11
    Подберите программу обучения, узнайте проходной балл и начните учиться бесплатно
    1 минута и 6 вопросов,
    чтобы узнать подходящую
    профессию
    Пройдите тест, чтобы узнать, на кого вам лучше учиться
    Подобрать программу

    Подобрать программу и поступить

    Заполните форму и наш менеджер свяжется с вами
    Подберите программу обучения и начните учиться бесплатно
    Уважаемый посетитель
    Если у вас есть вопрос, предложение или жалоба, пожалуйста, заполните короткую форму и изложите суть обращения в текстовом поле ниже. Мы обязательно с ним ознакомимся и в  30 - дневный срок ответим на указанный вами адрес электронной почты.
    30 дней
    * все поля обязательны для заполнения
    DMCA.com Protection Status