Официант — это одна из самых распространённых профессий в сфере обслуживания. Её часто выбирают парни и девушки, только что окончившие школу, и люди с образованием, не сумевшие устроиться по специальности. Узнаем, чем занимается официант, какие функции выполняет, сколько зарабатывает и где учиться тем, кто хочет освоить эту профессию.
Кто такой официант
Официант — это сотрудник заведения общественного питания, который обслуживает гостей за столиками. Он получает заказы от посетителей, передаёт их работникам кухни, а затем приносит блюда клиентам. От работы официанта во многом зависит впечатление о заведении, поэтому эта профессия не такая простая, как может показаться на первый взгляд.
Официант выполняет такие профессиональные обязанности:
- Сервирует и убирает столы, проверяет их чистоту и готовность к приходу посетителей.
- Если в заведении нет хостес, встречает гостей и размещает их за заранее забронированными столиками или находит свободные места.
- Консультирует по меню, рассказывает, из чего состоят те или иные блюда, какие напитки есть в наличии и т. д.
- Принимает заказы, фиксируя пожелания посетителей, и передаёт их работникам кухни и бара.
- Получает блюда от кухни, проверяет соответствие заказам и разносит еду гостям.
- Обслуживает посетителей во время приёма пищи (доливает напитки, убирает грязную посуду, решает возникающие вопросы).
- Формирует и приносит счёт.
Для эффективной работы официант должен:
- Владеть техникой обслуживания гостей; знать правила сервировки, порядок подачи блюд и напитков.
- Хорошо знать меню заведения и карту вин; уметь рассказать гостям, какие ингредиенты включает каждое блюдо.
- Давать грамотные рекомендации по выбору блюд и напитков.
- Работать с кассовой системой и POS-терминалом.
- Владеть иностранным языком (для работы в туристических кафе и люксовых ресторанах).
Официанты работают в ресторанах разного уровня (от простых до элитных), кафе, кофейнях, барах, пабах, стритфуд-зонах и фуд-кортах, клубах и развлекательных заведениях, отелях и гостиницах, кейтеринговых компаниях.

Какими качествами должен обладать специалист
Работа официанта имеет свои особенности. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно иметь такие качества:
- Коммуникабельность. Официанту приходится много общаться с разными людьми.
- Вежливость и тактичность. Работник должен оставаться вежливым и корректным даже в общении со скандальными клиентами.
- Внимательность и хорошая память. Нужно помнить, кто что заказал и какие пожелания высказали клиенты.
- Доброжелательность. Вечно хмурый или грубый официант негативно влияет на репутацию заведения.
- Клиентоориентированность. Официант должен уметь находить подход к каждому посетителю, а не просто механически выполнять свои обязанности.
- Стрессоустойчивость. Работникам заведений общепита часто приходится справляться с большим наплывом гостей, общаться с трудными или пьяными посетителями, выслушивать претензии.
Профессия официанта подходит весёлым, общительным, энергичным людям, которые умеют держать себя в руках и вежливо улыбаться даже в те моменты, когда хочется нагрубить клиенту. Официантами обычно идут работать девушки и юноши, не имеющие образования или желающие подработать во время учёбы, но некоторые задерживаются в этой профессии надолго и становится настоящими специалистами.
Насколько востребованы специалисты сейчас
Эта профессия — одна из самых востребованных на рынке труда. С увеличением количества заведений растёт спрос на официантов. Наиболее высокий он в крупных городах и туристических центрах.
Высокая потребность в работниках обусловлена тем, что всё больше людей предпочитают питаться не дома, а в кафе и других заведениях. Открываются новые бары, пабы, кофейни, пиццерии и т. д. Всем этим заведениям нужны кадры.
Приобретает популярность обслуживание выездных мероприятий (свадьбы, корпоративы, фестивали).
Ещё один фактор, влияющий на спрос — большая текучка кадров. Работа официанта стрессовая и эмоционально сложная, поэтому многие не выдерживают нагрузок и уходят. Из-за этого некоторые заведения находятся в постоянном поиске работников.

Как стать официантом
Для работы официантом не нужно иметь специального образования. В этой профессии больше ценятся практический опыт и личные качества, помогающие в работе. Всем основным функциям можно обучиться на стажировке при трудоустройстве. Однако работодатели отдают предпочтение не зелёным новичкам, а соискателям, которые хотя бы теоретически разбираются в этой работе. Поэтому для повышения шансов на трудоустройство полезно закончить специализированные курсы.
Где учиться
Рассмотрим несколько специализированных курсов для работников общепита:
- «Официант — экспресс», «Официант — базовый», «Официант — профессионал» от Школы Liga Univer.
- «Школа официантов» от Академии гостеприимства.
- «Официант 3 разряда», «Официант 4 разряда», «Официант 5 разряда» от Института дополнительного профессионального образования «Лектор».
- «Старший официант» от Кулинарной школы Novikov School.
- «Официант-бармен», «Сервис ресторана», «Кейтеринг» от Нового бизнес-университета (НБУ).
С чего начать профессиональный путь
Начать работать можно в простом кафе с должности официанта-стажёра. На стажировке вы будете постигать все тонкости профессии под руководством опытного официанта. Стажировка поможет понять, подходит ли вам эта работа. В профессии официанта можно довольно быстро вырасти, если не лениться и не пренебрегать самообучением.
Карьерный трек
Профессия официанта даёт возможности не только для вертикального роста, но и для горизонтального. Можно осваивать новые специальности — бармена, сомелье, бариста, — или же наработать опыт и перейти из обычного кафе в ресторан высокого класса. А ещё можно дорасти до эксперта и стать тренером-наставником для молодых официантов или управляющим персоналом.
Сколько зарабатывает официант
Согласно данным сайта Dream Job, средняя зарплата официанта в России в 2025 году составляет 70 тыс. руб.


Что ждёт профессию в будущем
Изменения, происходящие в мире, неизбежно повлияют на профессию официанта. Развитие технологий и робототехники вытеснит с рынка часть работников. Их заменят роботы-официанты и конвейерные ленты, а также цифровые меню и планшеты для заказа блюд. Всё это уже есть в некоторых ресторанах Японии.
Технологии освободят официанта от рутинных операций и повысят скорость обслуживания клиентов. Работники будут сосредоточены на более сложных задачах — персональных рекомендациях, работе с возражениями, создании атмосферы. Главной функцией официанта станет сделать так, чтобы клиент был доволен и пришёл снова.
Искусственный интеллект тоже не останется в стороне. CRM-системы и AI будут анализировать предпочтения гостей, предлагать оптимальные варианты расстановки столов, прогнозировать наполняемость зала и помогать формировать смены.
Под влиянием технологий официант превратится из разносчика блюд в консультанта, помогающего посетителям и создающего атмосферу в заведении. Люди ходят в ресторан не только поесть, но и отдохнуть, получить приятные впечатления, пообщаться. Поэтому роботы не смогут полностью заменить живого официанта.
С рынка уйдут неквалифицированные работники, которые умеют только механически выполнять свои задачи. А специалисты, умеющие находить подход к клиентам, будут цениться высоко. Профессия официанта станет более уважаемой, а текучка кадров уменьшится, поскольку снизится нагрузка.
Когда отмечают профессиональные праздники
У официантов есть свой профессиональный праздник, День официанта, который в России принято отмечать 21 мая.







