Современные компании делают максимальный акцент на продвижение и формирование личного бренда. Профессиональные специалисты в этой области востребованы на рынке труда, поэтому абитуриенты факультета рекламы изучают обязанности PR-менеджера и информацию о преимуществах профессии.
Кто такой PR-менеджер
PR-менеджер занимается организацией активного информационного сопровождения продукта, услуги или компании путем создания эффективного взаимодействия с печатными или онлайн СМИ.
Объекты профессиональной деятельности:
- Товар;
- Марка;
- Бренд;
- Компания;
- Публичная личность.
Особенности работы:
- Объединение задач маркетинга и менеджмента;
- Организация PR-кампаний с минимальными денежными вложениями;
- Проработка репутации;
- Формирование позитивного отклика у потребительской аудитории;
- Применение максимального количества некоммерческих методов продвижения.
PR-менеджеры задействуются в организации информационного сопровождения нового для клиентов продукта или услуги, а также привлекаются для повышения спроса к уже имеющимся товарам.
Задачи и функции
ПР-менеджер выполняет обязанности согласно должностной инструкции:
- Организация связей с общественностью;
- Формирование и налаживание взаимодействия со средствами массовой информации в печатном или электронном формате;
- Руководит PR-отделом;
- Создает общую концепцию продвижения путем внедрения авторских креативных идей и организации общего мозгового штурма;
- Создает технические и творческие задания для подчиненных;
- Делегирует полномочия между сотрудниками ПР-отдела;
- Формирует общий стиль общения компании;
- Проводит брендинг;
- Отрабатывает слабые стороны репутации;
- Участвует в урегулировании публичных спорных или конфликтных ситуаций;
- Выступает представителем компании на профессиональных форумах, пресс-конференциях, выставках;
- Создает имидж и контролирует процесс его поддержания;
- Отвечает за формирование позитивного впечатления об организации;
- Ведет проектную деятельность по составлению сметы и бюджетирования будущей PR кампании;
- Проводит планирование и прогнозирование;
- Предоставляет стратегию продвижения в графическом формате и презентует предложения для руководителя или клиента;
- Разрабатывает способы представления компании;
- Проводит мониторинг рынка, экономической ниши и деятельности конкурентов;
- Принимает быстрые решения в ситуациях, требующих безотлагательных действий;
- Анализирует отзывы потребителей.
В рамках должностных функций PR-менеджер отвечает за организацию пресс-конференций, брифингов, медиа-китов, бэкграундов, интервью с руководителями и сотрудниками. В настоящее время использование СМИ считается наиболее эффективным инструментом продвижения на рынке.
Что должен уметь PR-менеджер
Для выполнения трудовых функций профессионалу требуется определенный набор компетенций и профильных знаний.
Soft Skills
Применение гибких навыков профессиональной деятельности. Перечень общих компетенций данного направления:
- Умение организовать командную работу;
- Использование методов тимбилдинга;
- Повышение мотивации сотрудников путем применения нематериальных инструментов поощрения: продвижение по карьерной лестнице, делегирование полномочий, расширение зоны влияния и ответственности, присвоение звания «лучшего специалиста» в отделе или компании;
- Гибкость при ведении переговоров;
- Креативный подход к решению стандартных и экстраординарных задач;
- Умение быстро адаптироваться к изменяющимся окружающим условиям.
Навыки soft skills подразделяются на:
- Универсальные - касающиеся личностного развития и проработки профессиональных навыков самим специалистом. Пример: умение управлять собственной работой, навык рационального распределения трудозатрат, ориентированность и нацеленность на результат, использование инструментов самопроверки и самокоррекции, критическое мышление, стремление к постоянному личностному и профессиональному росту.
- Компетенции для руководителей - лидерство, коммуникации и командная работа.
Для проработки навыков софт скилла используются различные методики и инструменты, которые PR-менеджеры активно внедряют в ежедневную практику работы специалистов компаний.
Hard Skills
Перечень «жестких» технических компетенций. Для работы PR-менеджера необходимы знания:
- Основы маркетинга и маркетингового исследования;
- PR методы и инструменты определения целевой аудитории;
- Психологические методики составления портрета потенциального покупателя;
- Принципы планирования и прогнозирования в ПР-деятельности;
- Оценка предполагаемой эффективности пиар-кампании;
- Методы работы со СМИ;
- Правила оформления профессиональной документации в формате пресс-релизов, медиа-китов, информационных статей и сообщений;
- Принципы PR различных видов: клиентского, внутрикорпоративного, кризисного;
- Законодательство в области рекламы, защиты прав человека, интеллектуальной собственности и авторских прав;
- Нормы международного права при организации взаимодействия с иностранными компаниями;
- Порядок зашиты государственной тайны и корпоративных данных, формирование актов о неразглашении.
Дополнительно используются знания в области экономики и финансирования, бизнес-аналитики, психологии и информационных технологий.
Обучение профессии
Для освоения профессии требуется профильное обучение на факультете «Управления» по программе бакалавриата «Маркетинг» или на факультете «Реклама» по направлению «Интернет-маркетинг».
Поступление доступно выпускникам 11-го класса или колледжа. Зачисление происходит на конкурсной основе по сумме баллов за ЕГЭ по русскому, математике и обществознанию.
Для поступления требуется подать заявление в дни работы приемной комиссии в очном или онлайн формате и предоставить полный пакет документов:
- Копию паспорта;
- Оригинал аттестата или диплома колледжа;
- Сертификаты ЕГЭ по профильным предметам для поступления;
- Медицинскую справку о профпригодности с заключением врачебной комиссии формы 086у.
Во время учебы студенты осваивают:
- Маркетинг;
- Цифровую экономику;
- Теорию менеджмента;
- Клиентоориентированность;
- Индивидуальные траектории профессионального развития;\
- Психологию рекламы;
- Маркетинговые исследования;
- Методы обработки больших данных;
- Диджитал-маркетинг;
- Бренд-менеджмент;
- CRM;
- Искусственный интеллект;
- Категорийный менеджмент;
- Стратегическое планирование и бюджетирование;
- Развитие креативности.
Абитуриентам доступно обучение по 3 формам: очной, вечерней и выходного дня. Очники учатся 3 года 6 месяцев, студенты других форматов – на год дольше.
Для продолжения обучения и углубленного освоения профессиональных компетенций выпускники бакалавриата поступают в профильную магистратуру по направлению «Маркетинговая аналитика и дистрибуция».
Плюсы и минусы специальности
Преимущества работы PR менеджером:
- Реализация творческих и креативных идей;
- Постоянная реализация новых проектов, отсутствие рутины и монотонности офисного труда;
- Наработка полезных деловых связей;
- Взаимодействие с международными средствами массовой информации и публичными личностями;
- Участие в информационных и культурно-массовых мероприятиях;
- Командировки по всему миру;
- Востребованность на российском и международном рынке труда;
- Высокий уровень заработной платы и дополнительные гонорары за частные проекты;
- Возможность организации удаленного продвижения онлайн;
- Перспектива карьерного роста до руководителя ПР-отдела, креативного директора или создателя собственного пиар-агентства;
- Проработка навыков необходимых в обычной жизни и позволяющих пройти переквалификацию на смежные специальности связанные с маркетингом или менеджментом.
Недостатки:
- Высокий уровень эмоционального напряжения, требующий сохранения спокойствия и сдержанности в сложных и конфликтных ситуациях;
- Необходимость принятия управленческих решений в кризисных ситуациях, требующих немедленного разрешения.
Профессия PR-менеджера позволяет реализовать творческий потенциал, добиться карьерного роста и реализоваться в перспективной специальности с высоким уровнем востребованности и заработной платы.