Что такое менеджмент в социальной сфере
Определение понятия социального менеджмента многоплановое и многогранное. Термин охватывает управление общественными институтами на государственном, ведомственном и частном уровне.
Профессионалы осуществляют руководство институтами, включающими:
- Образование.
- Здравоохранение.
- Жилищно-коммунальное хозяйство.
- Градостроительство и благоустройство населенных пунктов.
- Политическое управление.
- Регулировку бизнес-процессов и отношений с предприятиями, имеющими государственное значение.
- Общественные организации и объединения.
Менеджмент в социальной сфере содержит:
- Организационно-структурный уровень – соцработу на федеральном и региональном этапе.
- Ответственность за грамотное функционирование – прогнозирование, планирование, взаимодействие, мотивацию, координацию и маркетинг в отдельных блоках и подразделениях.
- Администрирование в системе соцзащиты.
- Информационное сопровождение деятельности, организацию и реализацию госпрограмм.
- Управление персоналом и делегирование полномочий.
- Научно-исследовательскую практику.
Ведущую роль в общественном менеджменте играет социальная политика государства, определяющая вектор развития общества и подготавливающая способы помощи социально незащищенным группам граждан. Деятельность руководителей основывается на законодательстве РФ в сфере образования, защиты прав человека, медицины, коммерции и экономики.
Виды менеджмента в социальной работе
Тип управления определяется подходом к руководству:
- Традиционный вид – рассматривает социальный менеджмент с позиции управления любыми процессами в общественной или промышленной деятельности человека. Руководство рисуется в качестве статической схемы с перечислением обязанностей, задач и полномочий. Задания составляются в формате предписаний. Влияние сторонних факторов и трансформации объектов и субъектов не учитываются.
- Командный вид – не предполагает диктатурного влияния. Решения принимаются в ходе обсуждений и рассмотрений позиций отдельных сотрудников. Каждый имеет право высказаться и предложить собственный проект в реализацию. Руководитель составляет общую концепцию.
- Рыночный вид – управление, построенное по модели бизнес-процессов торгового предприятия. Учитываются поставленные цели и финансовые способы их достижения. Данный тип применяется при составлении бюджета на развитие и распределении денежных потоков между различными формами господдержки. Бюджетирование производится по параметрам спроса и предложения.
- Научный вид – использование статистических показателей и практических исследований для выявления слабых сторон общественно-политической деятельности и их коррекции с учетом исторического опыта и современных теорий.
- Социально-поведенческий вид – направлен на индивидуализированную мотивацию с учетом психологии толпы и личностных характеристик людей.
- Ситуационный вид – прогнозирование возможных событий с учетом нынешней обстановки и влияния сторонних факторов. Используется для подбора эффективных реформ и трансформаций общества.
Менеджмент в социальной сфере требует комплексного подхода к управлению и гибкого выбора видов руководства с учетом целей, задач и внешних обстоятельств.
Цели и направления
Основная цель социального менеджмента – поддержания равновесия в общественной жизни с достижением развития и эволюционирования цивилизации.
Ключевые задачи:
- Грамотное делегирование полномочий между отделами и подразделениями на федеральном, региональном и территориальном уровне соцзащиты.
- Формирование благоприятной среды для развития личностных и профессиональных характеристик индивидуума.
- Контроль условий внутри организованных коллективов.
- Участие в адаптации к социуму.
- Предложение и содействие в реализации направлений развития образования и медицины.
- Разработка и внедрение программ занятости.
- Проведение культурно-массовых мероприятий для сплочения общества и создания ощущения единства.
- Учет конфессиональных и культурно-этнических особенностей многонационального народа.
- Помощь гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Направления деятельности:
- Способствование личностному развитию, социализации и профессиональной реализации индивидуума.
- Предоставление возможностей для выхода из трудных жизненных ситуаций.
- Предложение путей для раскрытия творческого потенциала.
- Юридическая защита и сопровождение граждан.
- Профилактика девиаций в психоэмоциональном становлении человека.
Менеджмент направлен на регулирование социального статуса и обеспечение каждого гражданина возможностью жить в гармоничном цивилизованном обществе.
Методы менеджмента в социальной сфере
В социальной работе применяются 4 группы методов организации и управления:
- Организационно-распорядительные – создание вертикальной системы руководства с учетом делегирования полномочий между подчиненными и создания карьерной лестницы внутри структуры.
- Экономические методы – управление заработной платой, налогами, премиями и стимулирующими выплатами для повышения мотивации и заинтересованности в труде.
- Социально-психологические – способы профилактики эмоционального выгорания, создание командного духа коллектива путем применения инструментов тимбилдинга.
- Идеологические – затрагивают важность профессии с гуманистической точки зрения, воздействуют на желание помогать людям и получение морального удовлетворения от видимых результатов профессиональной деятельности.
При организации управления нет строгого выбора в пользу одного метода. Руководитель объединяет несколько подходов и использует их с учетом индивидуальных особенностей подчиненного и рабочей ситуации.
Концепции управления социальной сферой включают 4 ключевых направления:
- Развитие человеческого потенциала.
- Улучшение качества жизни.
- Теорию человеческого капитала.
- Учет базовых нужд.
Оценка состояния общества и эффективности деятельности соцзащиты проводится по:
- показателям индекса человеческого развития;
- доходов на душу населения;
- данным по безработице;
- количеству инвалидов;
- проценту граждан, находящихся за чертой бедности.
Параметры вносятся в статистические ежегодники и используются для распределения бюджета и развития государства.
Кто такой менеджер в социальной сфере
Профессионал, знакомый с социально-экономическими принципами деятельности общества и применяющий полученные знания для организации грамотного управления.
В практической деятельности специалист использует инновационные технологии для учетно-отчетной деятельности, эффективного планирования и прогнозирования и применяет инструменты по управлению человеческими ресурсами для организации работы подчиненных.
Социальные менеджеры востребованы в:
- Органах государственного и муниципального управления.
- Учреждениях соцсферы реального сектора экономики.
- Министерстве труда, соцзащиты, образования и Минздраве.
- Миграционной службе.
- Пенсионном и страховых фондах.
- Волонтерских и благотворительных организациях.
- Юридических консультациях.
- Досуговых центрах.
- Силовых структурах.
Для работы специалисту требуются знания:
- Нормативно-правовой базы, регламентирующей соцобслуживание населения.
- Кодекс профессиональной деятельности, затрагивающий этические принципы помощи людям.
- Планирование и организацию работы соцзащиты.
- Психологию.
- Управление доступными материальными, финансовыми и человеческими ресурсами.
- Налаживание клиентского, межструктурного и межведомственного взаимодействия, с целью создания эффективной координации.
- Применение системы контроля качества оказания услуг населению.
Профессионалы должны в идеале знать доступные государственные программы и меры социальной поддержки граждан.
Должностные обязанности
Деятельность по реализации социальных услуг включает перечень основных трудовых обязанностей соцработника:
- Прием и консультирование граждан.
- Ведение делопроизводства, касающегося сбора первичной информации, подтверждающей социальной статус и нужду обратившегося человека.
- Формирование и отправку межведомственных запросов для подтверждения достоверности полученных сведений.
- Определение типологии проблемы и предложение доступных вариантов решения.
- Проведение диагностики трудной жизненной ситуации с разбором объективных причин и выявлением влияния сторонних факторов.
- Выявление и оценка индивидуальных потребностей в социальной защите.
- Учетно-отчетная деятельность.
- Мониторинг условий проживания и обстановки в организованных коллективах.
- Согласование с гражданином цели получения социальной поддержки и применение соответствующих мер, прописанных на законодательном уровне.
- Составление программ развития социально значимых областей.
- Участие в формировании и распределении бюджета.
- Взаимодействие с благотворительными фондами и волонтерскими организациями.
- Применение эффективных методов управления персоналом.
- Установление и контроль за соблюдением сроков предоставления услуг.
Профессионал использует инструменты, методы и технологии социальной работы, применяет способы комбинации различных мер социальной поддержки с учетом индивидуализированного подхода к решению проблемы.
Необходимые личные качества
Для выполнения должностных обязанностей и подбора способа коммуникации со сложными клиентами менеджеру требуется определенный набор личностных характеристик:
- Логическое и аналитическое мышление.
- Навык абстрагирования от ситуации.
- Способность сохранять непредвзятую позицию.
- Объективно оценивать доступные данные.
- Умение применять методы психологической поддержки и диагностики.
- Собранность.
- Внимание к мелочам.
- Многозадачность.
- Хорошая память.
- Креативный подход.
- Грамотная устная и письменная речь.
- Тактичность.
- Умение связанно и четко излагать собственную позицию.
- Коммуникабельность.
- Стрессоустойчивость.
- Организаторский талант и лидерские качества.
- Пунктуальность.
- Терпеливость.
- Этичность.
- Доброжелательность.
- Гибкость.
- Целеустремленность.
Также специалисту требуется эмпатия, желание вникнуть в проблемы постороннего человека и предложить оптимальный выход из трудных ситуаций.
Плюсы и минусы профессии
Специальность обладает рядом преимуществ:
- Низкий риск эмоционального выгорания за счет работы с разным контингентом людей и разбором разноплановых случаев.
- Моральное удовлетворение видимыми результатами труда при оказании реальной помощи людям.
- Востребованность вне зависимости от экономической ситуации в обществе.
- Участие в общественно-политической жизни социума.
- Творческая реализация при разработке новых программ и мер социальной поддержки.
- Перспектива карьерного роста от соцработника до руководителя отделом, фондом или работы в министерстве.
- Небольшая конкуренция при трудоустройстве.
- Возможность получения престижной должности сразу после защиты диплома.
- Применение организаторских талантов.
Недостатков меньше:
- Низкий уровень заработной платы на начальных этапах государственной службы.
- Эмоциональное напряжение, связанное с решением спорных и конфликтных ситуаций и работой со «сложными» категориями граждан.
Заработная плата
Уровень заработной платы зависит от места трудоустройства и занимаемой должности. На начальном этапе сотрудники соцзащиты, работающие в государственных структурах, получают оклад в размере 20 – 30 тысяч рублей в зависимости от региона. Зарплата руководителей отделов и специалистов фондов больше. Для менеджеров предусмотрены премии и стимулирующие выплаты за выполнение планового объема работ.
Сотрудники Министерств и ведомств, занятые государственным и муниципальным управлением, относятся к перечню наиболее престижных должностей в социальной сфере.
Доступные варианты частного предпринимательства:
- Организация благотворительных фондов;
- Запуск волонтерских движений;
- Открытие досуговых центров, дворцов культуры, ЛПУ с государственным и спонсорским финансированием.
Куда пойти учиться
Для работы, карьерного роста и успешной профессиональной реализации специалистам требуется получить профильное высшее образование на факультете управления. Обучение проводится по нескольким направлениям:
- Менеджмент в здравоохранении.
- Управление проектами.
- Менеджмент в образовании.
Поступление доступно выпускникам 11-го класса школ, успешно сдавшим ЕГЭ по русскому, математике и обществознанию и абитуриентам с дипломом ссуза после предоставления результатов госэкзаменов по русскому и аттестации по профильным предметам в формате ГИА или внутривузовских вступительных экзаменов
Поступающие выбирают факультет, направление и образовательную организацию. Заявление на поступление предоставляется в очном или электронном виде в приемную комиссию. Дополнительно прилагается полный пакет документов:
- Ксерокопия паспорта.
- Оригинал документа об образовании.
- Сертификаты ЕГЭ.
- Медицинская справка формы 086у о допуске к обучению по выбранной специальности менеджмента и перечнем хронических заболеваний, выявленных при прохождении медкомиссии.
Учеба организована в очном, очно-заочном и дистанционном формате. Студенты, ежедневно посещающие занятия, учатся 3 года 6 месяцев, заочники и учащиеся онлайн – 4 года 6 месяцев.
Ключевые дисциплины:
- Мировые концепции менеджмента.
- Маркетинг.
- Проблематика управления.
- Статистика.
- Ценообразование.
- Клиентооринтированность.
- ПО.
- Лидерство.
- Культурология.
- Социология.
- Философия.
- Профстандарты.
- Аттестация.
- Кросс-культурный менеджмент.
- Управление профессиональными рисками.
- Благотворительность и спонсорство.
- Бизнес-аналитика и Big Data.
Выпускники после 9-го класса или одиннадцатиклассники, не набравшие проходной балл за госэкзамены, поступают в колледж по направлению «Право и организация социального обеспечения».
Форматы обучения:
- Очный.
- Заочный.
- Онлайн.
Зачисление производится на конкурсной основе по среднему баллу аттестата. За время учебы студенты осваивают:
- Статистику.
- Право.
- Экономику.
- Администрирование.
- Психологию.
- Страховое дело.
- Обеспечение безопасности жизнедеятельности.
- Менеджмент.
- Судебно-правовую практику в области соцзащиты.
- Документационное обеспечение управления.
Полученных знаний достаточно для трудоустройства в различные фонды и службу социальной защиты населения. Для перспективы карьерного роста и получения руководящих должностей потребуется профильное высшее образование.
Вне зависимости от уровня и этапа развития цивилизации менеджмент в социальной сфере - значимая область профессиональной реализации в системе развития гражданского общества.