Перечень маркетинговых специальностей включает разнообразные профессии. Наиболее востребованы специалисты, работающие над созданием имени и имиджа компании и профессионалы в области продвижения. При выборе направления обучения на факультете рекламы стоит разобраться, кто такой бренд-менеджер, чем он отличается от маркетолога и что входит в его обязанности.
Бренд-менеджер – кто это
Профессионал в области брендинга, занятый созданием визуального и слухового образа товара или компании называется бренд-менеджером.
Восприятие организации напрямую зависит от деятельности специалиста. Профессиональный маркетолог, занимающийся созданием логотипа торговой марки, слогана и целостного образа фирмы, отвечает за уровень доверия покупателей.
Преимущества привлечения профессионального бренд-менеджера:
- Создание эксклюзивного логотипа;
- Формирование продающего и узнаваемого слогана;
- Донесение приоритетов и ценностей компании до потребителей;
- Повышение уровня репутации;
- Превалирование над конкурентами;
- Явное обозначение преимуществ перед аналогами.
Главная цель брендинга – формирование стойких потребительских предпочтений, отражающихся в наличии большого количества постоянных покупателей и привлечения новых заказчиков, выбирающих компанию среди конкурентов в нише. Бренд-мейкер напрямую влияет на продажи и количество прибыли.
Обязанности специалиста
Должностные обязанности brand manager связаны с дизайном, оценкой экономической и рекламной эффективностью, маркетингом:
- Изучение особенностей продвигаемого продукта.
- Оценка потребительского спроса на основании маркетингового исследования.
- Анализ рынка и каналов сбыта.
- Мониторинг деятельности конкурентов.
- Формирование списка требований, предъявляемых покупателями к товару.
- Разработка стратегии продвижение.
- Организация участия фирмы в крупномасштабных бизнес-форумах, презентациях и конференциях.
- Запуск пиар акций.
- Информационное сопровождение выпуска нового продукта.
- Разработка ценовой политики.
- Прогнозирование эффективности рекламной компании и повышения объема продаж.
- Бюджетирование проекта, оценка рентабельности проводимых мероприятий.
- Координация мерчендайзинга.
- Проведение переговоров с заказчиками и клиентами, утверждение программы брендинга или ребрендинга.
- Анализ отзывов и комментариев покупателей.
- Выявление неудовлетворительных параметров товаров по данных тестирования, опроса и анкетирования потребителей.
- Ведение учетно-отчетной документации.
- Контроль деятельности подчиненных.
- Организация взаимодействия между смежными отделами, занятыми в разработке проекта продвижения.
В число сотрудников пиар-отдела, находящихся под управлением бренд-менеджера относятся веб-дизайнеры, художники компьютерной графики и анимации, email-менеджеры, таргетологи, SMM-щики, копирайтеры и SEO-специалисты.
Отличия от других специалистов
Бренд-менеджер объединяет работу маркетологов, экономистов и рекламщиков. Основная задача его деятельности – укрепление позиций бренда на рынке.
Профессиональные особенности брендмейкера:
- Специалист разбирается в тонкостях производства товаров или разработки услуг;
- Владеет информацией о преимущественных и эксклюзивных свойствах и умеет их презентовать для привлечения покупателей;
- Использует инструменты психологического воздействия на потребителей;
- Корректирует репутацию и повышает уровень доверия к компании;
- Работает на популяризацию марки;
- Практически применяет данные опросов, анкетирования и маркетингового исследования;
- Регулярно анализирует рынок и деятельность конкурентов;
- Не участвует в продажах, не предлагает и не реализует товар, но работает с целевой аудиторией;
- Отвечает за любое информационное сопровождения деятельности компании;
- Организует слаженную командную работу сотрудников, контролирует психо-эмоциональную обстановку в коллективе, применяет методы тимбилдинга.
Консультант привлекается для повышения интереса к марке, продажи товаров с низким спросом, оценки эффективности работы компании в плане выпускаемого ассортимента, развития торговой сети и дизайна торговых точек.
Требования к бренд-менеджеру
Для трудоустройства по профессии специалисту требуется профильное высшее образование по направление «Интернет-маркетинг», «маркетинг» или «Менеджмент в рекламной индустрии».
Для выполнения должностных обязанностей профессионал должен знать:
- Юридические аспекты деятельности, включающие области административного, уголовного и гражданского права в сфере предпринимательства, торговли и интеллектуальной собственности;
- Основы экономической теории и ведения бизнеса;
- Конъюнктуру рынка;
- Принципы формирования ассортимента;
- Статистику;
- Тактику ценообразования;
- Концепцию маркетинга;
- Правила проведения маркетингового исследования;
- Закономерности формирования потребительского спроса;
- Оценку каналов сбыта;
- Теорию менеджмента;
- Рекламные инструменты;
- Психологию покупателей;
- Патентное законодательство;
- Основы проведения переговоров и деловой этикет;
- Профильное ПО.
Для трудоустройства в международную или зарубежную компанию потребуется идеальное владение иностранным языком на уровне свободной разговорной речи и грамотного письма.
Личные качества специалиста
Бренд-менеджер отвечает за вовлеченность всех сотрудников в процесс развития и продвижения компании, отвечает за репутацию и образ фирмы на рынке и среди покупателей. Для выполнения трудовых функций специалисту необходим определенный набор личностных характеристик:
- Умение слушать и адекватно реагировать на замечания;
- Готовность к командной работе и делегированию полномочий;
- Лидерские качества и организационный талант;
- Креативное мышление, готовность выбирать экстраординарные пути выхода из непредвиденных ситуаций;
- Эрудированность;
- Ответственность;
- Замотивированность к труду и получению результата;
- Навык публичных выступлений;
- Ораторское мастерство;
- Харизму.
Бренд-мейкер не участвует в прямых продажах, но влияет на привлечение покупателей, тимбилдинг и организацию слаженной работы в коллективе.
Сколько зарабатывает бренд-менеджер
Заработная плата профессионала зависит от нескольких критериев:
- Профильного высшего образования. Уровень магистратуры считается конкурентным преимуществом при трудоустройстве. Дополнительно ценится наличие нескольких высших образований по смежным специальностям: экономике, менеджменту, юриспруденции, дизайну.
- Уровня квалификации. Количество профессиональных навыков оценивается по портфолио из выполненных проектов, сертификатам повышения квалификации и прохождению специализированных курсов. Для расширения компетенций требуется осваивать новые специализированные программы по сметной деятельности, анализу статистических показателей, составлению прогнозов и визуального отображения тенденций.
- Репутации в профессиональном сообществе.
Зарплата складывается из основного оклада и дополнительных премий за выполненный этап работ или сданный проект. Средний доход бренд-менеджера составляет от 50 до 300 тысяч рублей. Оплата труда в крупных городах и столице выше чем в провинции.
Перспективность профессии
На рынке труда наблюдается дефицит дипломированных кадров, поэтому конкуренция при трудоустройстве минимальная. Специалист без опыта работы занимает должность штатного сотрудника пиар-отдела, выполняет технические задания и отвечает за выполнение отдельного этапа создания бренда. Профессионал высокого уровня занимает руководящую должность и управляет проектной деятельностью.
Специалист может трудоустроиться в:
- Рекламное агентство;
- Пиар-компанию;
- Торговую фирму;
- Международный холдинг;
- Частные организации.
Для выполнения должностных обязанностей не требуется привязка к офису. Допускается удаленный вариант выполнения проектов и подбор заказов на бирже фриланса.
Профессия относится к перспективным направления развития маркетинговой отрасли. Брен-менеджеры объединяют компетенции нескольких рекламных специалистов и относятся к широкопрофильным и универсальным профессионалам. За счет качественной работы бренд-маркетолога значительно повышается конкурентоспособность и прибыльность компании, поэтому работодатели заинтересованы в подборе квалифицированных кадров. За гуру в профессии охотятся хед-хантеры организаций по всему миру.
Преимущества и недостатки работы
Плюсы специальности:
- Отсутствие рутины и низкий риск эмоционального выгорания, за счет работы над разноплановыми проектами;
- Моральное удовлетворение от видимых результатов труда.
- Получение известности при создании мировых брендов.
- Престижность и высокооплачиваемость должности.
- Взаимодействие с директорами крупных компаний, селебрити и СМИ.
- Возможность дистанционной работы и фриланса.
- Свободный график выполнения проекта.
- Трудоустройство в зарубежную компанию.
Недостатков два:
- Ответственность за результат, необходимость контроля каждого этапа брендинга.
- Эмоциональное напряжение и стресс, связанный с дедлайном, возникновением нештатных ситуаций, урегулированием спорных ситуаций с заказчиками и сглаживанием конфликтов внутри коллектива.
Бренд-менеджер – востребованная и высокооплачиваемая профессия, позволяющая проявить креативный талант, экстраординарное мышление и получить известность за счет грамотной маркетинговой деятельности.